Наталья БОБКОВА

Сегодня русская тройка ассоциируется в первую очередь с роскошными рысаками, на огромной скорости несущими сани или экипаж по ипподрому. От такой езды захватывает дух даже у пресыщенных современников. Но если углубиться в историю, то и в момент возникновения троечной упряжки, да и позднее картина откроется совершенно иная: заснеженные просторы, бездорожье и некрупные крестьянские лошадки, на удивление резвые и сильные, неутомимо влекущие свою ношу по этой «пустыне». Лучшие почтовые тройки получались из лошадей, происходивших из Вятской губернии, и вятские лошади слились в сознании обывателя с тройкой.

 

Спонсор рубрики АО «Россельхозбанк»

 

 

Тройка – это действительно русское чудо, народное изобретение, позволившее создать регулярное сообщение в таких условиях, в которых не сработал бы никакой «стандартный» подход. Время возникновения вятской лошади совпадает с появлением знаменитых русских троек, и это, конечно, не случайно. Через Вятскую губернию проходил Сибирский тракт, сама жизнь подсказывала местным коневодам пути развития породы. Благодаря почтовым тройкам, собственно, и стали так широко известны по всей стране крепкие и быстрые вятские лошадки.
Конечно, никто не отбирал лошадей для ямской гоньбы по породному признаку – рабочие качества здесь важнее всего. Но был своеобразный показатель качества для лошадей, приобретаемых для почтовой службы: «куплена в вотяках». Вотяками прозывали удмуртов, а Удмуртия с самого начала была одним из важнейших регионов разведения вятской породы.
Мы привыкли сегодня к тому, что в «корне» тройки бежит рысак, который обязан выдерживать правильный ход, даже когда пристяжки идут галопом. А знают ли нынешние конники, что в самых первых русских тройках все три лошади скакали галопом? Ведь становление и распространение орловской рысистой породы – это уже первая половина XIX века, только с этого момента коренник вообще смог побежать рысью при галопирующих пристяжках. То есть разноаллюрность тройки – явление сравнительно позднее, а  вятская тройка на протяжении столетий оставалась такой, какой она появилась изначально.
«На сотне верст у него одна упряжка, бог весть, когда успевают наедаться его лошади. И что за чудо его лошади. Ни один извозчик не проедет мимо, чтоб не мызгнуть губами и не сказать слух: «Славные рысачки, говорят на Вятку сам ездил, по пяти сот рублев дал за каждого живота», – восхищался С.В.Максимов одним костромским извозчиком. Лошади с Вятки вполне стоили своих денег. «Вятки дали возможность такому известному человеку для города Слободского, как К.Анфилатов, сколотить капитал на долговременном промысле доставки товаров самолично в Сибирь, до китайской границы – Кяхты и обратно, а потом при помощи приказчиков по многим местам России» – продолжил рассказ Максимов.
Кстати, традиционная русская тройка – три лошади запряжкой «в ряд» – применялась преимущественно в центральной России. В Вятской, Пермской и некоторых губерниях западной Сибири привычные тройки скакали лишь на основных широких трактах, на местных же узких и труднопроходимых проселках использовали запряжку лошадей «гусем». То есть передние, уносные лошади фактически протаптывали дорогу кореннику, на котором был основной груз. По сведениям краеведа В.А.Коршункова, в речи вятских крестьян имелось даже специальное выражение для зимней запряжки лошадей гусем – такую запряжку называли «пленкой».
А.И.Герцен, вспоминая эпизод возвращения из вятской ссылки в 1838 году, противопоставляет традиционную запряжку тройки «по-русски» вятскому способу запрягать лошадей, не привычному для жителя центральной России: «…Когда я вышел садиться в повозку в Козьмодемьянске, сани были заложены по-русски: тройка в ряд, одна на корню, две на пристяжке, коренная в дуге весело звонила колокольчиком. В Перми и Вятке закладывают лошадей гуськом: одну перед другой или две в ряд, а третью впереди».
Эстетика, проверенная 
временем
«Любил вятский крестьянин свою выносливую и быструю в беге вятку, украшал ее упряжку расписными дугами с бубенцами и колокольчиками, наборной сбруей с кистями, как на легкой разгонной езде, так и в извозе!», – восхищался исследователь вятки из города Кирова В.П.Левашов. Особенно не скупились украшать сбрую и лошадей, запряженных в свадебный поезд, ведь согласно поверью, колокольчики и бубенцы должны были оберегать молодых от воздействия злых духов, от несчастий.
Одними из первых изготавливать поддужные колокольчики стали мастера Вятской губернии. Слободские колокольчики производства Василя Бородина, Луки и Ильи Каркина, Михаила Макушина известны с 1807 года. Продукция этих мастеров выгодно отличалась своей нарядностью, изяществом форм, красотой текстов. Знамениты своими колокольчиками были вятские мастера Поповы из Слободского. Отливали поддужные колокольчики и в других городах Вятской губернии: Елабуге и Сарапуле. В краеведческом музее города Слободского хранится коллекция колокольчиков местного производства.
Разные элементы упряжи XIX века, которые использовались при езде на вятских лошадях, сохранились до наших дней в разных местах бывшей Вятской губернии. Современная вятская тройка из села Большая Уча Можгинского района Удмуртии красуется под расписной дугой, изготовленной аж в 1889 году! Подобно самим вятским коням, эта крепкая и старинная дуга «трудится» очень интенсивно и в повседневной работе (в прокате), и в праздники и даже на соревнованиях, оставаясь в отличном состоянии. По словам местных коневодов, сей удивительный предмет вятской упряжи прослужит еще 100 лет!
Некоторые подлинные детали конской упряжи, которые использовали крестьяне северных районов Удмуртии в XVIII–XIX веках, были собраны в краеведческом музее знаменитого ныне села Тыловай Дебёсского района, где лошадь вятка была восстановлена и сохранена для современных поколений. Чтят традиции предков и в другом старинном селе этого района – Наговицино. Особенно почитаемо здесь всё, что, так или иначе, связанно с лошадьми. В частном музее Г.М.Рыловой наряду с архаичными элементами быта и обихода крестьян севера Удмуртии бережно хранятся уникальные старинные предметы, архивные документы, рисунки и фотографии из области конной истории края.
Начало троечного спорта
Троечные испытания вятских лошадей были начаты в городе Вятке в середине XIX века. Отчеты об этих испытаниях регулярно публиковались в журнале «Коннозаводство и охота». На основании опубликованных сообщений дореволюционные рекорды лучших вятских  троек были следующими: на 1 версту – 1 мин. 46 2/15 сек.; на 3 версты – 5 мин. 05 сек.; на 6 верст – 11 мин. 02 сек.; на 15 верст – 34 мин.
Простые вятские лошади принимали участие даже в столичных состязаниях. Одно яркое письменное свидетельство хочется процитировать. Петербургский журнал «Арлекин» в 1859 году, описывая конные бега по льду Невы, отдал должное вяткам: «18 января происходил первый рысистый бег на Неве. Нынче он был ознаменован тем, что на бег пущены были тройки г-на Баскакова и прелестная тройка князя Салтыкова.
Интерес значительно возрос от появления на бегу простой вятской, чисто крестьянской тройки, которою управлял мужичок в сером армяке, в лаптях, в простых пошевнях. Его три бурые кобылки, из которых коренная – мать двух пристяжных, в веревочной сбруе, сначала возбудили смех, но потом обогнали очень бойкую тройку г-на Баскакова. Тогда серый мужичок предложил гонку с тройкой князя Салтыкова, с которой постоянно ровнялся, но за полторы версты до цели пустил свою тройку так стремительно, что зрители поражены были быстротою бега, почти беспримерною и у лошадей высшего достоинства. В первый раз мужичок выиграл второй приз государственного конезавода, а во второй раз получил первый главный приз, потому что лошади его проявили необычайную силу, легкость, быстроту, стремительность и безусталость. Охотники тут же на бегу давали мужичку за каждую его лошадь по тысяче рублей серебром, но он, как говорят, находит, что этого мало и что его лошади заслуживают несравненно большего».
Испытания вятских лошадей и троек возобновились в Ижевске в середине XX века и функционировали в течение периода деятельности Удмуртского ГПР. По данным В.В. Беляева рекордные показатели вятских троек составляли: на дистанцию 1600 м. – 3.40 мин, на 2134 м – 4.27 мин, на 3000 м – 8.12 мин.
А какой праздник в современной Удмуртии обойдется без родной и знаменитой всему свету вятской тройки! Лучшая вятская тройка республики в 60-х годах XX века была приобретена павильоном коневодства ВДНХ и много лет пользовалась огромной популярностью у посетителей выставки.
В 90-х годах прошлого века с возобновлением планомерного разведения вятских лошадей возродилась и вятская тройка. Лучшие результаты, зафиксированные на ипподроме в Ижевске (на дистанцию 1600 м – 2.34,0 мин, на 1800 м – 3.13,0 мин и на 2400 м – 4.23,0 мин), показала мышастая тройка из ООО «Россия» Можгинского района с коренником Резвым. Вятская тройка жива, несмотря на солидный возраст: ведь ей уже 250 лет!

Тройка – это действительно русское чудо, народное изобретение, позволившее создать регулярное сообщение в таких условиях, в которых не сработал бы никакой «стандартный» подход. Время возникновения вятской лошади совпадает с появлением знаменитых русских троек, и это, конечно, не случайно. Через Вятскую губернию проходил Сибирский тракт, сама жизнь подсказывала местным коневодам пути развития породы. Благодаря почтовым тройкам, собственно, и стали так широко известны по всей стране крепкие и быстрые вятские лошадки.

 

Фото из музея Галины Рыловой

Тройка адъютанта Гвардейского корпуса ротмистра Котляревского

Вятская тройка на ВСХВ, 1954 год

Вятская тройка на ВДНХ. 1967 год

 

Конечно, никто не отбирал лошадей для ямской гоньбы по породному признаку – рабочие качества здесь важнее всего. Но был своеобразный показатель качества для лошадей, приобретаемых для почтовой службы: «куплена в вотяках». Вотяками прозывали удмуртов, а Удмуртия с самого начала была одним из важнейших регионов разведения вятской породы.

Мы привыкли сегодня к тому, что в «корне» тройки бежит рысак, который обязан выдерживать правильный ход, даже когда пристяжки идут галопом. А знают ли нынешние конники, что в самых первых русских тройках все три лошади скакали галопом? Ведь становление и распространение орловской рысистой породы – это уже первая половина XIX века, только с этого момента коренник вообще смог побежать рысью при галопирующих пристяжках. То есть разноаллюрность тройки – явление сравнительно позднее, а  вятская тройка на протяжении столетий оставалась такой, какой она появилась изначально.

 

«Масленица». Б.В.Кустодиев. 1919 год. Фрагмент

 

«На сотне верст у него одна упряжка, бог весть, когда успевают наедаться его лошади. И что за чудо его лошади. Ни один извозчик не проедет мимо, чтоб не мызгнуть губами и не сказать слух: «Славные рысачки, говорят на Вятку сам ездил, по пяти сот рублев дал за каждого живота», – восхищался С.В.Максимов одним костромским извозчиком. Лошади с Вятки вполне стоили своих денег. «Вятки дали возможность такому известному человеку для города Слободского, как К.Анфилатов, сколотить капитал на долговременном промысле доставки товаров самолично в Сибирь, до китайской границы – Кяхты и обратно, а потом при помощи приказчиков по многим местам России» – продолжил рассказ Максимов.

Кстати, традиционная русская тройка – три лошади запряжкой «в ряд» – применялась преимущественно в центральной России. В Вятской, Пермской и некоторых губерниях западной Сибири привычные тройки скакали лишь на основных широких трактах, на местных же узких и труднопроходимых проселках использовали запряжку лошадей «гусем». То есть передние, уносные лошади фактически протаптывали дорогу кореннику, на котором был основной груз. По сведениям краеведа В.А.Коршункова, в речи вятских крестьян имелось даже специальное выражение для зимней запряжки лошадей гусем – такую запряжку называли «пленкой».

 

Тройка гусём. Картина В.Ф.Тимма

 

А.И.Герцен, вспоминая эпизод возвращения из вятской ссылки в 1838 году, противопоставляет традиционную запряжку тройки «по-русски» вятскому способу запрягать лошадей, не привычному для жителя центральной России: «…Когда я вышел садиться в повозку в Козьмодемьянске, сани были заложены по-русски: тройка в ряд, одна на корню, две на пристяжке, коренная в дуге весело звонила колокольчиком. В Перми и Вятке закладывают лошадей гуськом: одну перед другой или две в ряд, а третью впереди».

 

Эстетика, проверенная временем

«Любил вятский крестьянин свою выносливую и быструю в беге вятку, украшал ее упряжку расписными дугами с бубенцами и колокольчиками, наборной сбруей с кистями, как на легкой разгонной езде, так и в извозе!», – восхищался исследователь вятки из города Кирова В.П.Левашов. Особенно не скупились украшать сбрую и лошадей, запряженных в свадебный поезд, ведь согласно поверью, колокольчики и бубенцы должны были оберегать молодых от воздействия злых духов, от несчастий.

Одними из первых изготавливать поддужные колокольчики стали мастера Вятской губернии. Слободские колокольчики производства Василя Бородина, Луки и Ильи Каркина, Михаила Макушина известны с 1807 года. Продукция этих мастеров выгодно отличалась своей нарядностью, изяществом форм, красотой текстов. Знамениты своими колокольчиками были вятские мастера Поповы из Слободского. Отливали поддужные колокольчики и в других городах Вятской губернии: Елабуге и Сарапуле. В краеведческом музее города Слободского хранится коллекция колокольчиков местного производства.

Разные элементы упряжи XIX века, которые использовались при езде на вятских лошадях, сохранились до наших дней в разных местах бывшей Вятской губернии. Современная вятская тройка из села Большая Уча Можгинского района Удмуртии красуется под расписной дугой, изготовленной аж в 1889 году! Подобно самим вятским коням, эта крепкая и старинная дуга «трудится» очень интенсивно и в повседневной работе (в прокате), и в праздники и даже на соревнованиях, оставаясь в отличном состоянии. По словам местных коневодов, сей удивительный предмет вятской упряжи прослужит еще 100 лет!

 

 

Некоторые подлинные детали конской упряжи, которые использовали крестьяне северных районов Удмуртии в XVIII–XIX веках, были собраны в краеведческом музее знаменитого ныне села Тыловай Дебёсского района, где лошадь вятка была восстановлена и сохранена для современных поколений. Чтят традиции предков и в другом старинном селе этого района – Наговицино. Особенно почитаемо здесь всё, что, так или иначе, связанно с лошадьми. В частном музее Г.М.Рыловой наряду с архаичными элементами быта и обихода крестьян севера Удмуртии бережно хранятся уникальные старинные предметы, архивные документы, рисунки и фотографии из области конной истории края.

 

Начало троечного спорта

Троечные испытания вятских лошадей были начаты в городе Вятке в середине XIX века. Отчеты об этих испытаниях регулярно публиковались в журнале «Коннозаводство и охота». На основании опубликованных сообщений дореволюционные рекорды лучших вятских  троек были следующими: на 1 версту – 1 мин. 46 2/15 сек.; на 3 версты – 5 мин. 05 сек.; на 6 верст – 11 мин. 02 сек.; на 15 верст – 34 мин.

Простые вятские лошади принимали участие даже в столичных состязаниях. Одно яркое письменное свидетельство хочется процитировать. Петербургский журнал «Арлекин» в 1859 году, описывая конные бега по льду Невы, отдал должное вяткам: «18 января происходил первый рысистый бег на Неве. Нынче он был ознаменован тем, что на бег пущены были тройки г-на Баскакова и прелестная тройка князя Салтыкова.

 

 

Интерес значительно возрос от появления на бегу простой вятской, чисто крестьянской тройки, которою управлял мужичок в сером армяке, в лаптях, в простых пошевнях. Его три бурые кобылки, из которых коренная – мать двух пристяжных, в веревочной сбруе, сначала возбудили смех, но потом обогнали очень бойкую тройку г-на Баскакова. Тогда серый мужичок предложил гонку с тройкой князя Салтыкова, с которой постоянно ровнялся, но за полторы версты до цели пустил свою тройку так стремительно, что зрители поражены были быстротою бега, почти беспримерною и у лошадей высшего достоинства. В первый раз мужичок выиграл второй приз государственного конезавода, а во второй раз получил первый главный приз, потому что лошади его проявили необычайную силу, легкость, быстроту, стремительность и безусталость. Охотники тут же на бегу давали мужичку за каждую его лошадь по тысяче рублей серебром, но он, как говорят, находит, что этого мало и что его лошади заслуживают несравненно большего».

Испытания вятских лошадей и троек возобновились в Ижевске в середине XX века и функционировали в течение периода деятельности Удмуртского ГПР. По данным В.В. Беляева рекордные показатели вятских троек составляли: на дистанцию 1600 м. – 3.40 мин, на 2134 м – 4.27 мин, на 3000 м – 8.12 мин.

 

 

А какой праздник в современной Удмуртии обойдется без родной и знаменитой всему свету вятской тройки! Лучшая вятская тройка республики в 60-х годах XX века была приобретена павильоном коневодства ВДНХ и много лет пользовалась огромной популярностью у посетителей выставки.

В 90-х годах прошлого века с возобновлением планомерного разведения вятских лошадей возродилась и вятская тройка. Лучшие результаты, зафиксированные на ипподроме в Ижевске (на дистанцию 1600 м – 2.34,0 мин, на 1800 м – 3.13,0 мин и на 2400 м – 4.23,0 мин), показала мышастая тройка из ООО «Россия» Можгинского района с коренником Резвым. Вятская тройка жива, несмотря на солидный возраст: ведь ей уже 250 лет!

 

 

Чисто русское явление

Такие понятия, как тройка, сани, дуга, поддужный колокольчик были чисто русскими и за пределами тогдашней России не встречались. Для путешественника из Западной Европы эти вещи всегда казались удивительными русскими диковинками и ставились в один ряд с такими символами России, как флаг и герб. На некоторых старинных гравюрах XIX века мастера из Европы показывают самобытность России именно в виде оригинальной русской дуговой запряжки и невиданных иностранцам саней. И здесь нельзя не обратить внимания, насколько поразительно лошади из старинных иностранных гравюр похожи на коренастых вятских саврасок!

 

 

Испытания вятских троек

Существует проект испытаний троек, составленных из вятских лошадей. Правила таких испытаний должны предусматривать, что все три лошади в упряжке при езде на резвость проходят дистанцию галопом, дистанции предполагаются разные, от 1000 до 5000 м. Но пока это лишь цели на будущее, ведь троек, составленных из вяток, на данный момент слишком мало. Тем не менее у вяток есть возможность показать себя на чемпионате «Владимирский тракт», где упор делается на традиционную эстетику троечной упряжи, красоту упряжки, ее подобранность и съезженность, а также оцениваются костюмы, сбруя. Этот чемпионат открыт для троек всех пород и мастей. Тем не менее есть идея сделать в будущем чисто вятские троечные чемпионаты, с призовой ездой и оценкой упряжек.

 

0
Дата публикации: 2.4.2021 4:30:00
Печатать эту страницу Отправить эту статью другу
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
Отправить комментарий
Вам нужно зайти под своим логином чтобы отправить комментарий.
Пользователь: Пароль: Запомнить меня

Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь.
Рубрикатор
Поиск
Новости редакции
Конный мир №1/2023 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Новая русская спортивная», «Нина Менькова: 62 года в седле», «Метаболизм совершенного атлета».
Конный мир №1/2022 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Чистокровное коннозаводство: солидный фундамент», «В поисках коня спортивного...», «Как получить государственную помощь?»
Уважаемые подписчики! Дорогие читатели!В связи со сложившейся ситуацией, выпуск журнала "Конный мир" №1/2022 временно переносится до улучшения ситуации в стране. Пожалуйста, следите за обновлениями на сайте и в соцсетях.
Конный мир №4/2021 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Мы делили... ипподром», «Цилиндры – есть ли шанс?», «Кирилл Племяшов: «В приоритете – клиническое обучение»»
Конный мир №3/2021 (август-сентябрь) – скоро в продаже! В номере - «Куда шагаем?», «Долететь до Японии», «Гордость России»
Кто активен
16 пользователь(ей) активно (10 пользователь(ей) просматривают Статьи)

Участников: 0
Гостей: 16

далее...
© ООО «КЛАСС ЭЛИТА» 2000-2024 Все права на материалы, находящиеся на сайте horseworld.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КЛАСС ЭЛИТА»