Взаимопонимание с тренером – очень важный аспект прогресса всадника, причем неважно, стремится ли всадник к олимпийским высотам или просто хочет ездить верхом в свое удовольствие. Сколько переживаний, огорчений, даже серьезных разочарований случается, когда всадник не получает от своего наставника так необходимой ему поддержки! Ведь тренер – это не просто опытный всадник, который много знает и умеет, это еще и человек, который способен научить, то есть в первую очередь понять своего ученика, смотреть на ситуацию его глазами и действовать в его интересах. Тренер – это учитель, а эта профессия далеко не такая простая, как кажется на первый взгляд, она требует и особых личностных качеств, и стремления к саморазвитию.
Для начала важно настроиться на объективность: постараться отделить факты от болтовни, свои достижения от чужих, хорошие отношения от реального дела. Ведь одно дело с удовольствием общаться, другое действительно продвигаться вперед. Настоящий тренер – тот, с кем вам, с одной стороны, комфортно, с другой – который вас вдохновляет свернуть горы, расширить личные пределы возможного. И который при этом видит и ваши ошибки, и их корни, и пути их исправления, подходящие лично вам и вашей лошади.
1. Слышит ли вас ваш тренер?
На самом деле это большая проблема. Можно слушать собеседника, но не слышать. И держать в уме не истинные желания, устремления и физические возможности ученика, а некую свою программу, в которой всадник – лишь средство для достижения целей. А вдруг эти цели для вас не подходят?
2. Достаточно ли ваш тренер компетентен? Мы не говорим, что вас должен тренировать олимпийский чемпион или тренер сборной – вовсе нет, но возможности и способности вашего тренера должны соответствовать вашим долгосрочным и краткосрочным планам. Бывает, что у всадника есть любимый тренер, с которым налажен прекрасный психологический контакт, но в какой-то момент они доходят до своего потолка: всадник может и хочет двигаться дальше, но тренер уже не может его ничему новому научить. Если вы мечтаете выступать на международных соревнованиях, может, даже попасть в сборную, то и ваш тренер должен знать о стартах такого уровня не понаслышке и иметь достаточный опыт и квалификацию для них. Кстати, в каких-то случаях может быть оправдано взять второго тренера, с высокой квалификацией, у которого вы будете тренироваться, например, раз в неделю.
3. Как ваш тренер влияет на вашу самооценку?
Спорт невозможен без определенного честолюбия, но людям свойственно преувеличивать свои возможности и таланты. Именно тренер видит вас со стороны не только во время выступления, но и в процессе подготовки и может дать вам беспристрастную оценку. Это же касается и вашей лошади. Мечтать, конечно, не вредно, но всерьез возлагать надежды на то, что ваша учебная лошадка «довезет» вас до национального чемпионата, бывает опасно: в какой-то момент это приведет к большим разочарованиям. Важно, чтобы ваш тренер создавал у вас адекватную самооценку и ставил перед вами реальные цели.
Именно тренер видит вас со стороны в процессе подготовки и может дать вам беспристрастную оценку
4. То, как ваш тренер обращается с вашей лошадью, не должно вызывать у вас вопросов.
Конечно, у тренера часто бывает реальное право сказать «я лучше знаю» – и ученику важно доверять ему. Но даже при большом тренерском опыте бывает так, что методы, которые хорошо работали на многих других лошадях, не подходят именно вашей. И если вас постоянно, из раза в раз что-то смущает на тренировках, возможно, для вашего беспокойства есть реальный повод. Если в результате тренинга у лошади возникает явный дискомфорт, если тренер излишне жесток, слишком давит на лошадь, не может вовремя остановиться в повторении упражнения, это говорит о его недостаточном профессионализме. Это неизбежно скажется и на ваших результатах. Опять же – всё, что говорилось о самооценке всадника, актуально и для оценки потенциала лошади, а также правильного выбора для нее дисциплины конного спорта.
5. Хочет ли и может ли ваш тренер сам ездить на вашей лошади?
Иными словами, способен ли он сам мгновенно преобразить вашу лошадь, просто на нее подсев, в то время как у вас упражнение ну никак не получается? Бывает, конечно, ситуации, когда сесть в седло действительно проблематично – серьезные травмы и тому подобное... Но в общем случае, если ваш тренер сам не может выполнить то, что предлагает сделать вам, это плохой сигнал.
6. Чувствует ли ваш тренер предел ваших возможностей?
Тренер, всадник и лошадь должны работать в единой связке и абсолютно доверять друг другу. Это значит, что когда тренер говорит вам «ты это можешь», он не действует наугад, он знает, что вы это действительно можете. То есть вы в безопасности. Вы не окажетесь в ситуации, с которой не сможете справиться.
Это касается и поведения лошади. Если она пуглива, периодически разносит, грамотный тренер должен уделить время тому, чтобы ее успокоить, сделать более управляемой, специально поработать над ее доверием всаднику. Вы не должны бояться своей лошади. Если говорить о тренировочном процессе в целом, то тезис «не форсировать» для всадников актуален не менее, чем для лошадей. Случается, что тренер забывает о разнице в возможностях, о том, что легко ему, у его учеников пока получается действительно с трудом. Важно, чтобы он реагировал, когда вы ему даете сигнал о проблеме. Если нет – это чревато проблемами.
Когда тренер говорит вам «ты это можешь», он не действует наугад, он знает, что вы это действительно можете
7. Умеет ли ваш тренер учить?
Есть масса факторов, которые могут затормозить прогресс всадника, от разницы в уровне лошади и всадника, его способности к обучению, доверия тренеру до физической формы. Но бывает, что дело не в ученике. Есть превосходные тренеры, которые знают буквально всё о верховой езде, могут выиграть на вашей лошади Большой приз – и при этом для них серьезную трудность представляет передача своего опыта другим людям, они просто не умеют понятно объяснять или не имеют терпения дождаться, когда ученик освоит новые навыки. Бывает, что человек может великолепно подготовить любую лошадь, но сам не понимает, как у него это получается. Тренер может не осознавать, что со всадником нужно как с лошадью – двигаться вперед постепенно, небольшими шажками и в определенной последовательности, а столкнувшись с проблемой, вернуться на шаг назад.
8. Манеры вашего тренера должны на выходе производить положительный эффект.
Конечно, лошади и верховая езда – источник повышенной опасности, манеж большой и из другого конца его не слышно – это вынуждает тренеров не только говорить очень громко, но и периодически высказываться достаточно эмоционально. Но то, как ваш тренер командует вами в течение урока, не должно выбивать вас из колеи. Есть граница, за которой грубость уже не оправдаешь заботой о безопасности. И есть фактор индивидуального восприятия. Одни и те же слова для кого-то прозвучат как подбадривающий призыв сконцентрироваться, а кому-то создадут сильнейший стресс и заставят сомневаться в собственных силах. Хороший тренер чувствует эти индивидуальные различия и подстраивается под ученика и его «норму реакции». Тренировка не должна превращаться в арену борьбы с собой и тренером. Создавать позитивный настрой даже при неудачах – тоже задача тренера.