Дождались! Знаменитый конный театр Бартабаса «Зингаро», о котором так много говорили последние месяцы, побывал в Москве.
У большого шатра шапито, установленного на берегу Москвы-реки, на территории Коломеского, - толпы народа. То и дело слышно: «Нет ли лишнего билетика?» Господин Бартабас сумел заинтриговать даже искушенного московского зрителя...
Что же скрывается за звучным именем? Уже первые спектакли театра, показанные в 1984 году, стали сенсацией. «Зингаро» объединяет в своих постановках конный цирк и элементы театра. Жанр своих первых спектаклей Бартабас определил как «конное кабаре», потом появилась «конная опера». Последующие постановки все более приближаются к театрально-танцевальным, в них прослеживаются восточные мотивы.
В «Триптихе» режиссерское решение положено на три музыкальные партитуры: «Весну священную» и «Симфонию псалмов» Игоря Стравинского и «Диалог двойной тени» Пьера Булеза. Это единая театральная композиция, связанная общей идеей.
Помимо артистов труппы Бартабаса, в «Триптихе» занято семь индийских танцовщиков, поражающих фантастической пластикой: их стиль восходит к древнему индийскому боевому искусству. Их общение с лошадьми легко и естественно: они проскальзывают у них между ног, цепляются за хвосты, танцуют на спинах... Как сказал о своем театре Бартабас, «в конце жизни Веласкес изображал уже не конкретные вещи, а то, что находится между ними. Это и есть именно то пространство, в котором работает «Зингаро».
Может быть, поэтому два человека, побывавшие на спектакле «Триптих», выразили два очень разных мнения о нем.
Загадочный «Зингаро»
В первый раз, когда я был в Париже, мне довелось видеть фонтан Стравинского. Яркие, красочные вращающиеся фигуры, струи воды, музыка - именно музыка оставила незабываемое впечатление. Видимо, с тех пор Стравинского я не люблю. И тот фонтан. В последующие визиты в чарующий город, находясь рядом с центром Пампиду, к фонтану я не заворачивал...
Имя «Бартабас» почему-то у меня ассоциируется с персонажем сказки Толстого. И вызывает те же эмоции, что и известный бородач.
...Нестерпимый запах перед началом выступления. Простой театральный дым не может так пахнуть. Галлюциногены? Однако действие начинается...
Быть может, я шел не с тем настроением. Быть может, будучи привязанным к конному миру, я ожидал другого. Невероятно пластичные артисты навязчиво вызывали в мозгу одно слово - «колбасит». Их щучило и перло, втыкало и придавливало - но при чем же здесь лошади? Первое появление всадников в масках, «несущихся» по манежу строевой рысью, вызвало подозрение - а собственно, почему все без исключения кони «крысятся»? Музыка придавливала, и только приятное соседство милой соклубницы давало возможность отпустить тот или иной «комплимент» выступавшим. Стравинский действовал. Стало нехорошо. Носки ботинок воткнулись в спину сидящего ниже - он расстроился. Тишина... Темнота... Неужели все кончилось?
Кон-цеп-ци-я. Видимо, здесь она зарылась. Итак, суммируем... Часть первая - первобытно-общинный строй: маски, полоска шерсти вдоль спины, загнать их всех в центр. Часть вторая - настоящее: разбитые статуи коней, белая девушка и негр, эротизирующие на обломках. Да, чем-то напоминает наши дни. Часть третья: девочки налево - мальчики направо. Бред того же негра (он там сверху качался в полуобморочном состоянии); двенадцать лошадей в маленьком круглом манеже (а вы говорите, вам в ваших места не хватает!) - видимо... будущее?
Если избавиться от эмоций... Для цирка - мало синхронности и зрелищности, для театра - неясно, зачем тут лошади. Для меня - неясно, зачем я здесь.
Понравилось - понь и дяденька с ним; тяжик с мохнатыми лапами; три дурынды-кобылехи со стрижеными хвостами, особенно одна, задиристая.
Не понравилось - обломки коней; джигитовка - ребята, посмотрите на наших каскадеров, к примеру (!) - нечеткость выполнения элементов - уж если делаете пассаж, то пусть это будет пассаж, испанский шаг - опять же; фигурная езда - мы в 80-х в школе верховой езды ЦМИ были лучше; сам Бартабас, в финале пиаффирующий под колокола минуты три. Зачем лошадку тиранить? И почему колокола? Но пиаффе было супер. Местами...
Ермолай Вовин
Летняя сказка
Промозглым июньским вечером целеустремленные группы людей шли от метро «Коломенская», следуя желтым указателям. Любители лошадей, театралы и «случайные» зрители спешили увидеть представление знаменитого французского коллектива «Зингаро», гастроли которого были приурочены к III Международной театральной Олимпиаде. Их ожидания оправдались - артисты из Франции подарили нам великолепное шоу, которое вряд ли оставило кого-нибудь равнодушным.
Дым благовоний, облаком висевший в темном павильоне, заворожил зрителей уже перед началом спектакля. Но вот раздались первые аккорды, свет постепенно выхватил из темноты бронзовые тела актеров - началось!!!
Никогда и нигде не доводилось мне видеть столь слаженной работы коней, всадников и танцоров. Это соединение жанров - настоящий прорыв в искусстве, сочетание несовместимого, где невероятная пластика танцоров, головокружительные трюки и великолепная дрессура, объединенные смелым режиссером-экспериментатором, создают красочную гармоничную картину. Лошади и люди на арене погружали зрителя в какой-то фантастический первобытный мир, создавали ощущение единения с природой, чего-то возвышенного.
И вот финальный выход самого Маэстро: звон колоколов (такая близкая России тема!), Бартабас на сером коне грациозно пиаффирует в свете прожектора, и продолжительные овации - браво, Маэстро!
Семен Иноземцев,
интернет-журнал KONI.SPB.RU
Фото Натальи Костиковой