Анастасия НАУМОВА

Во Франции, стране, с которой мы особенно близко знакомы благодаря литературному дарованию ее жителей, нам всегда есть на что обратить свой взор, чем бы мы не занимались. Проехав пару сотен километров на северо-запад от Парижа, можно оказаться в удивительном месте, названном как-то «Версалем для лошадей», – конном заводе Ле Пэн.

Ле Пэн (haras du Pin, Le Pin) – самый знаменитый и самый старый государственный конный завод Франции. Он же, пожалуй, и самый величественный. Строгая красота его зданий привлекает к себе внимание не только любителей лошадей. А между тем в этих стенах начиналась история государственного коннозаводства Франции. Завод Ле Пэн – это колыбель французской верховой породы и французского рысака. Здесь стоял родоначальник рысистой породы Фусшия и многие основатели линий, а также такие знаменитые лошади, как Бемекур, Бомануар, Интермед, Кенигсберг. Рядом находится область Перш – родина першеронов, знаменитой породы тяжеловозов. Ле Пэн расположен в Нормандии, издавна славившейся коневодством. Начиная с XVIII века на нормандских пастбищах выращивают 60% чистокровных верховых лошадей страны.
Днем рождения Ле Пэна считается 17 октября 1665 года, когда было издано постановление совета, гласившее о создании королевских конных заводов для нужд страны. Это постановление стало одним из итогов деятельности Жана Батиста Кольбера, министра Людовика XIV. Кольбера называют «отцом» государственных конных заводов Франции. Французское коневодство имеет богатые и древние традиции. Известно, что в I веке великий император франков Шарлемань обладал огромным конным заводом, которым занимался лично. Великий воитель и создатель сильного централизованного государства прекрасно понимал ту силу, которую давала хорошая лошадь. Другой король – Генрих II – пригласил из Италии мастеров верховой езды и способствовал открытию первых конных академий. Он же отправил в подарок английской королеве Елизавете сорок жеребцов и большое количество кобыл – это говорит о спросе на французских лошадей. Наставником Людовика XIII в обращении с лошадью был Плювинель, один из величайших мастеров в истории верховой езды. Людовик XIV создал Версальскую академию верховой езды, где собрал лучших всадников страны. Однако это не единственный вклад этого монарха в «конную» историю Франции.
После смерти Людовика XIII и кардинала Мазарини юный король оказался в тяжелом положении, поскольку ему в наследство досталась не только корона, но и обедневшая государственная казна. Но от кардинала Людовик «получает в наследство» его личного секретаря Жана Батиста Кольбера, великого специалиста по финансам. Благодаря его расследованию прежнего министра финансов Фуке арестовывают за злоупотребление служебным положением. Кольбер же делает быструю карьеру. В 1661 году его назначают членом Высшего Совета, через три года сюринтендантом государственных строений, еще через два года генеральным контролером финансов и морским министром. Фактически в руках Кольбера сосредоточилось все руководство внутренней политикой страны. «Все расхваливали его глубокое умение составлять счета и его искусство получать доходы там, где могли быть одни убытки...» (А.Дюма «Виконт де Бражелон»). Именно благодаря политике Кольбера, направленной на экономию государственных средств, у Людовика XIV появляется возможность построить Версальский дворец.
До создания государственных конных заводов Франция тратила около пяти миллионов ливров в год только на импорт лошадей (данные на 1639 год). Не случайно Людовик XIV и его министр так озаботились улучшением национального коневодства.
Кольбер создал всю структуру функционирования коннозаводства. В частности, он является автором регламента, запрещающего случку кобыл с жеребцами, которые не имеют на то разрешения от инспекторов государственных конных заводов. Эта мера дала прекрасный эффект. Дело Кольбера было продолжено и после его смерти: в 1717 году выходит в свет и регламент об улучшении отдельных пород.
Первым в конце XVII века был создан королевский конный завод Сент-Лежер в Ивелинах под Парижем. Здесь собирают лучших жеребцов из конюшен, принадлежащих королю. Для верховой езды в те времена предпочитали испанских лошадей с их врожденными способностями к выездке. Упряжных лошадей приводили из Италии и Дании. В 1715 году завод переводят в Нормандию, в провинцию Орн, где он и находится до сих пор. Теперь он называется Ле Пэн – что-то вроде Сосновки, если попытаться перевести на русский язык. Король купил эти земли у маркиза де Монтель еще в 1662 году.

Революции и реставрации
Первым директором Ле Пэна стал Франсуа Гедеон де Гарсо, конюший короля. Но расцвет завода связан скорее с именами других людей – Шарля-Евгения де Лоррэн, герцога д’Элбёф и князя де Ламбеска – профессора верховой езды и директора не только завода Ле Пэн, но и управляющего всеми заводами Франции. В 1753–1754 годах должность управляющего заводом занимал Людовик Казо де Нестье, один из любимых «версальских» берейторов Людовика XV, в 1811–1818 годах – виконт д’Абзак. Виконт был одним из лучших мастеров версальской Академии во времена ее расцвета, о нем ходило много легенд. Так, когда однажды он сел на упрямую лошадь, то ее хозяин, увидев, как легко он справился с конем, воскликнул: «Вы либо дьявол, месье, либо д’Абзак». Одним из главных инспекторов конных заводов в 1861 году был и известный нам граф д’Ор.
После Великой французской революции королевский конный завод прекратил существование. Из завода исчезли самые лучшие лошади, имущество было разграблено или распродано. Но уже при Наполеоне декретом от 4 июня 1806 года все имущество завода государство выкупило и вернуло в завод. Наполеон выделил и некоторую сумму на восстановление зданий. В июле 1806 года император повелевает организовать шесть новых конных заводов, тридцать депо и два опытных конных завода при ветеринарных школах в Альфорте и Лионе. При Наполеоне в страну прекратился ввоз чистокровных лошадей, но зато арабских лошадей из Египта завозили в большом количестве.
В 1815 году, когда Наполеон в последний раз попытался вернуть себе власть, завод вновь был разорен. Некоторые жеребцы Ле Пэна во время беспорядков исчезли безвозвратно. В 1816 году завод восстановили уже под ведомством министерства сельского хозяйства. Но испытания на этом не закончились. Видно, деяния Кольбера уже стерлись из памяти чиновников, и в 1824–1825 годах после нескольких голосований палаты правительства конным заводам сократили бюджет.
Только после этого правительство назначило комиссию для изучения интересов коннозаводства, была проведена инспекция деятельности государственных конных заводов. Основными проблемами, если судить по отчету комиссии, оказались использование в случке слишком молодых жеребцов, допуск к разведению производителей, обладающих пороками, передающимися по наследству, пренебрежение своевременной кастрацией жеребят, негодных на племя. Власти предложили узаконить запрещение случки с жеребцом, у хозяина которого нет официального разрешения на его использование, выдаваемого местной властью после решения жюри. Как ни странно, этот закон не приняли, поскольку кто-то увидел в нем ущемление прав собственности. Такие вот изменения произошли в конце царствования Людовика XVIII.
Еще одна перемена в жизни завода происходит в начале эпохи Наполеона III. В те времена конный завод Ле Пэн обладал значительным, по французским меркам, поголовьем кобыл – около сорока голов. Но непонятно по какой причине декретом от 17 июня 1852 года все они распределяются в разные места. С этого времени в заводе кобыл не держат. При Наполеоне III деятельность Ле Пэна была уже полностью восстановлена. После революции и многочисленных перемен дворянство уже не обладало прежней властью, и теперь только государство могло дать импульс к восстановлению и сохранению коннозаводства, организации грамотного подхода к этой деятельности. Теперь бывшие королевские конные заводы существуют как национальные.
Стены Ле Пэна помнят одного из любимых арабских жеребцов Наполеона – Али. Этот по сегодняшним меркам некрупный (147 см в холке) серый жеребец попал к французам во время одного из сражений в Египте и несколько раз переходил из рук в руки, пока на него не обратил внимание Мену, один из генералов Наполеона, который и подарил его императору. Али участвовал в битве при Маренго 14 июня 1800 года, а также в битве под Эслингом и Ваграмом. В 1812 году его отправили в ветеринарную школу Алфорт, а оттуда в Дю Пэн. Другой жеребец из Ле Пэна, Кирус, стал отцом чистокровного Маркира, одной из лучших лошадей Джеймса Филлиса.

У истоков французской верховой породы
В середине XIX века конный завод обслуживал четыре департамента – Орн, Л’Эр, Кальвадос, Л’Эр и Луара. Кроме основного центра, собственно завода, в округе находилось 25 станций, куда приводили кобыл на случку. На этих станциях стояло около ста жеребцов. Через 30 лет, к 1882 году, жеребцов насчитывалось уже 212, и количество станций увеличилось до 51.
В 1865 году завод посещает сам Наполеон III. В память об этом значимом визите комната в западном крыле дворца, где он провел ночь, теперь называется павильоном императора.
В 1870 году, во время франко-прусской войны, на территории завода останавливались и военные – уланы. В отличие от императорского визита, после них подсчитывали убытки.
Во время Первой Мировой войны завод принимает у себя лошадей из других депо – Розьер-о-Салин и Монтье-ан-Дер. А в 1914 году сам завод эвакуируют в По – город на юге Франции у подножья Пиренеев. После войны кавалерия понемногу приходит в упадок, появляются другие виды транспорта, и время вносит изменения в основное предназначение лошади.
В 1940 году Ле Пэн оккупирован немцами. Немцы занимали завод около года. Этот период оказался самым разрушительным за всю историю завода. Во время массового отступления убитыми или пропавшими без вести было потеряно четырнадцать жеребцов.
После войны жизнь совершенно изменилась. И коневодство, и конные заводы стали приобретать современный облик. Начались поиски нового применения «самому прекрасному завоеванию человека». В частности, именно после войны зарождается знаменитая порода лошадей, призванная сражаться уже на спортивных аренах – французская верховая. Она ведет свое происхождение от нормандских кобов – легкоупряжной породы лошадей. Эти кони в большом количестве использовались для ремонта французской армии. Улучшенные чистокровными верховыми лошадьми, они служили под седлом, а их более тяжелые собратья считались лучшей упряжной лошадью для артиллерии и обозов. В 1950 году Национальные конные заводы открывают первый студбук нормандской лошади. Заводы Ле Пэн и Сэнт-Ло становятся центром новой политики разведения этой породы. В результате в 1963 году появляется студбук новой породы, французской верховой.

Прогулка по площади Кольбера
Двери конного завода открыты круглый год. Давайте же и мы посетим Ле Пэн.
Конный завод находится в той части Франции, где еще сохранились величественные старинные дубовые леса, как, например, лес д’Экув, раскинувшийся на 14 гектарах. Сам же завод – прекрасные декорации для исторических сцен. Помните, в фильме Бартабаса «Мазепа» офицер-кавалерист демонстрирует галоп на месте? За полчаса, которые отсчитывает бой башенных часов, всадник преодолевает дорожку длиной метров пятьдесят, идущую через двор. Этот эпизод снимался здесь, в Ле Пэне.
Так восхищающий всех комплекс конного завода создан тремя архитекторами. Дворец и конюшни спроектировал Жюль Ардуин Мансар – автор дворцовых построек и величественного королевского конюшенного комплекса в Версале и, кстати, изобретатель мансарды. Возведение этих зданий происходило с 1715 по 1730 год, и им руководил Робер де Котт. Парк при дворце создан архитектором Ле Нотре.
В общей сложности Ле Пэн занимает огромную, по французским меркам территорию – 1 129 га. Большую ее часть – 748 га – занимают луга. К старинным постройкам ведут три великолепные лесные аллеи, центральная из которых носит имя Людовика XIV. Дворец построен на холме, возвышающемся над плодородными вечнозелеными долинами. С высоты видно далеко, и можно разглядеть на горизонте города Сёэ и Алансон, а также лес д’Экув. Широкий двор перед дворцом закрыт с северной стороны изящными решетчатыми воротами, останавливающими разбег аллей. С южной стороны располагается дворец, где сегодня находятся дирекция и залы для приемов. Между входом и дворцом располагается просторный мощеный двор, имеющий форму подковы и украшенный квадратами газонов. Эта площадь носит имя основателя завода – Кольбера. Внутреннее пространство окружено старинными конюшнями. Здесь архитектор применил необычное соединение материалов – камень органично сочетается с кирпичом, создавая особенный колорит конюшен. Каждое помещение рассчитано на содержание тридцати жеребцов.
Из главного двора, пройдя под сводами арок, можно попасть и в другие дворы. С западной стороны это двор д’Ора и двор Гарсо, здесь находятся учебные классы школы при заводе, библиотека и учебный манеж. С противоположной, восточной стороны посетители попадают во двор Ламбес, окруженный конюшнями на сорок голов. Во дворе д’Абзака находится вход в бюро и архивы. Из этого двора можно попасть во двор Ремиз и конный двор современной постройки, где находятся три конюшни на двадцать лошадей каждая и случной манеж. Наконец, есть еще двор Нуантель, где располагаются служебные помещения, в том числе жилье для конюхов. Можно заметить, что Мансар и здесь использует так удавшееся ему в Версале композиционное решение – сочетание пространств дворов и объема построек. Напротив дворца, по другую сторону аллей, расположена принадлежащая заводу гостиница, а также здание для хранения кормов, ветеринарная клиника и кузница. При заводе есть еще и ипподром: на нем проводятся всего три скаковых и беговых дня в год, но иногда он становится ареной для крупных спортивных событий. Ведь в былые времена здесь стояли лучшие рысаки страны – гордость французского коннозаводства.
Помимо всего прочего, Ле Пэн – это также крупная школа, где можно научиться любой «конной» профессии. Она открылась 24 октября 1840 года. Правда, в 1852 году школу закрыли, но, видно, практика показала необходимость подобного учебного заведения, и ее вновь открыли в 1874 году. Управление школой осуществляет директор завода. Кроме «конных» профессий здесь можно получить специальность агронома или лесного инженера. Школа предлагает как многолетнее обучение, так и курсы повышения квалификации по многочисленным профессиям, от селекционера или управляющего конным предприятием до тренера по драйвингу. Здесь можно получить диплом коваля, шорника, специалиста по осеменению лошадей, по генетике и селекции, тренера по конному спорту, тренера молодых лошадей, тренера лошадей и всадников – всего девять «конных» специальностей. К примеру, обучение на берейтора для молодых лошадей длится десять месяцев. Набор ограниченный, поступающий должен уже обладать определенным уровнем успехов на соревнованиях и проработать в конной индустрии не менее шести месяцев. Каждый из учащихся получает по четыре лошади, которых он должен подготовить для соревнований, входящих в испытания молодых лошадей. Эти лошади участвуют конкурах с высотой препятствий от 80 до 100 см, лучшие всадники со своими подопечными выходят в финал, проходящий в сентябре в Фонтебло.

(Окончание в следующем номере)

0
Дата публикации: 4.5.2006 23:00:00
Печатать эту страницу Отправить эту статью другу
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
Отправить комментарий
Вам нужно зайти под своим логином чтобы отправить комментарий.
Пользователь: Пароль: Запомнить меня

Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь.
Рубрикатор
Поиск
Новости редакции
Конный мир №1/2023 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Новая русская спортивная», «Нина Менькова: 62 года в седле», «Метаболизм совершенного атлета».
Конный мир №1/2022 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Чистокровное коннозаводство: солидный фундамент», «В поисках коня спортивного...», «Как получить государственную помощь?»
Уважаемые подписчики! Дорогие читатели!В связи со сложившейся ситуацией, выпуск журнала "Конный мир" №1/2022 временно переносится до улучшения ситуации в стране. Пожалуйста, следите за обновлениями на сайте и в соцсетях.
Конный мир №4/2021 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Мы делили... ипподром», «Цилиндры – есть ли шанс?», «Кирилл Племяшов: «В приоритете – клиническое обучение»»
Конный мир №3/2021 (август-сентябрь) – скоро в продаже! В номере - «Куда шагаем?», «Долететь до Японии», «Гордость России»
Кто активен
29 пользователь(ей) активно (25 пользователь(ей) просматривают Статьи)

Участников: 0
Гостей: 29

далее...
© ООО «КЛАСС ЭЛИТА» 2000-2024 Все права на материалы, находящиеся на сайте horseworld.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КЛАСС ЭЛИТА»