Мифы и история
Арабская лошадь окружена романтическим ореолом таинственности. Пряными ароматами восточной сказки наполняют ее образ многочисленные легенды. Одна из них так повествует о происхождении арабской породы. Когда Аллах захотел создать лошадь, он сказал южному ветру: “Из благоволения к тебе Я желаю сотворить живое существо из тебя к прославлению моих святых и уничижению моих врагов, а потому внимай и сгусти себя!” Южный ветер отвечал: “Исполню волю Твою, Владыка”, и сгустил себя. Из этого вещества Аллах создал темно-гнедую лошадь и сказал: “Я называю тебя лошадью, имя тебе арабская. Ты будешь господином среди всех других животных. В твоем господине Я дал тебе друга. Я тебе дал способность летать без крыльев, будь то в нападении или бегстве. Добыча и удача будут на твоей спине, дающей отдых”.
Однако легенды легендами, а что было на самом деле? Ведь когда речь заходит о происхождении арабской породы, можно услышать самые разные, порой прямо-таки фантастические теории. Взгляд на арабскую как на древнейшую из культурных пород распространился в XIX веке одновременно с особым пристрастием к ней. Некоторые исследователи утверждали, что арабские кони напрямую происходят от некой специфической разновидности дикой лошади, обитавшей на Аравийском полуострове много тысяч лет назад.
Акварель Виктора Адама, 1824 г. |
Часто в качестве доказательства исключительной древности арабской породы приводят эпизоды из Библии, где говорится о многочисленных лошадях царя Соломона - он мог жить примерно в X веке до н. э. В самом деле, арабов окружали древнейшие цивилизации, у которых породистые лошади были уже в библейские времена, и народы, создавшие эти цивилизации, имели с арабами общие корни. И если считать арабскую породу прямым потомком коней Ассирии и Египта, то происхождение ее затеряется где-то во втором тысячелетии до нашей эры.
Но все же при внимательном изучении исторических документов создается несколько иная картина. В соседних с Аравией странах породистые боевые кони появились в глубокой древности. В то же время арабы даже много веков спустя не имели своей конницы. Например, в войске Ксеркса (V век до н. э.) арабские воины ездили на верблюдах. С “кораблями пустыни” они были “на ты” уже очень давно: ведь Аравия считается родиной домашнего одногорбого верблюда, и поныне породистые аравийские дромадеры - самые тонконогие, легкие и резвые.
В I веке н. э. географ и историк Страбон, сопровождавший во время похода в Аравию римского полководца Элия-Галла, подробно описал лошадей стран Востока, но об арабских не сказал ни слова. Не упоминает об арабской лошади в своем перечислении конских пород и Вегеций (IV век н. э.). Только римский историк Аммиан Марцеллин (тоже IV век н. э.) впервые говорит не только о стройных верблюдах, но и о быстроногих конях сарацинов. Даже при Мухаммеде (VII век н. э.) лошадей у арабов было очень мало: во всем его войске во время войны с корейшитами их было всего две. В дальнейшем отряды конницы появились, но они были очень небольшими.
В Коране можно найти имена верблюдицы пророка, его осла, его мула, но упоминания о лошади Мухаммеда в нем нет. Устные предания о лошадях Мухаммеда были собраны арабскими учеными уже в XIV-XV веках. Судя по всему, лошадь в Аравии в доисламскую эпоху была большой редкостью, а главное, на полуострове не было еще своей породы, той породы, чьи исключительные качества так поразили завоевателей-европейцев несколько веков спустя.
Конечно, на создание такой самобытной породы, как арабская, должно было уйти не одно столетие: по-видимому, хороших лошадей из соседних стран начали собирать в Аравии еще с первых веков нашей эры, когда север и запад Аравийского полуострова входили в состав Парфянского царства.
К IV веку н. э. лошади проникли и во внутренние районы Аравии. Установление ислама дало развитию коневодства гигантский толчок. За объединением арабов под знаменами новой религии последовала мощная экспансия на Восток и Запад. В достаточно короткий срок арабами были завоеваны земли от Индии до берегов Атлантического океана. В Средней Азии, древнейшем центре культурного коневодства, в их руках оказалась ценнейшая добыча: не только золото, оружие, но и прекрасные породистые кони. Под властью халифата оказались и обширные пространства Северной Африки: историки отмечали, что приемы езды арабских всадников были сходны с нумидийскими. В больших количествах лучшие лошади завоеванных стран вывозились в Аравию.
Отныне разведение породистых лошадей считалось богоугодным делом и всячески поощрялось. Одно из напутствий пророка гласит: “Будешь получать столько отпущений в грехах, сколько будешь давать своей лошади ячменных зерен”. Бедуин верил, что лошадь дарована ему Аллахом как знак особого благоволения: “Да не отважится злой дух проникнуть в шатер, где находится лошадь чистой крови. Каждую ночь да ниспустится к ней ангел, поцелует ее в лоб и благословит ее хозяина”.
Сиглави, кохейланы, хадбаны...
“Мамелюк”. Литография К.Верне, 1820 г. |
Итак, древняя культура коневодства, перенесенная из дальних стран, прочно укоренилась на аравийской земле. Конь стал верным спутником араба и в быстрых переходах по пустыне, и в войнах с грозными соседями, и в нападениях на богатые караваны. Уход за лошадьми у арабов был очень тщательным: их держали возле палаток, поили верблюжьим молоком и подкармливали финиками и кусочками сушеного мяса. Лошади бедуинов очень привязывались к своим хозяевам, а их понятливость и послушание очень выручали в поединке с врагом. Лишения, которые коням приходилось терпеть во время походов, закаляли их.
Арабы сумели создать поистине уникальную лошадь. Многовековой направленный отбор не только закрепил в арабской лошади резвость, неутомимость, выносливость, стойкость к голоду и жажде, но и придал ей совершенно особые, специфические черты экстерьера. Вот как выглядел идеал конской красоты в глазах араба. У лошади четыре части тела должны быть широкими: лоб, грудь, круп, ноги; четыре - длинными: шея, предплечья, бедра, голени; четыре - короткими: крестец, бабки, уши, хвост.
Аравия - страна знойных пустынь и плодороднейших оазисов. Самыми знаменитыми считались скакуны из пустыни Неджд. В прошлом веке французский путешественник Пальгрев отмечал, что лошади Неджда - “совершеннейшие лошади Аравии, а может, и всего мира”. Однако исследования советских ученых показали, что на внутренних пустынных плато арабские лошади из-за худших кормовых условий мельче, чем в оазисах. В районах Багдада, Дамаска, Мосула, Алеппо лошадей разводили арабы племени аназе: здесь всегда было вдоволь люцерны и ячменя. Их лошади достигали 150-155 см в холке и имели более длинные линии шеи и крупа. Есть сведения, что лошадям аназе еще сравнительно недавно приливалась туркменская кровь.
“Шатер араба”. Картина Эдвина Лендсира, 1866 г. |
Арабы не вели письменных родословных своих коней, но знали их происхождение наизусть. Большое значение придавалось кобыле: считалось, что, вынашивая жеребенка в своем чреве, она передает ему свои качества в большей степени, чем жеребец. Порода велась по женской, а не по мужской линии - жеребенок считался принадлежащим колену матери. Русские знатоки и заводчики арабской лошади А.Г.Щербатов и С.А.Строганов, посетившие в конце XIX века Ближний Восток, составили схему разделения арабской породы на различные колена. Наиболее известные колена происходят из рода Бинт Эль Ахаудж, который разделился на пять групп, получивших впоследствии название Эль Хамса (по-арабски “пять”). К Эль Хамса относятся колена Кохейлан, Сиглави, Абейан, Хамдани и Хадбан. Каждое колено делится еще на несколько ответвлений. Наиболее распространены и ценимы Кохейланы; название колена происходит от слова “кохль” - черный порошок, употреблявшийся для окраски ресниц: “кохейхан” говорили о жеребце с крупными выразительными глазами, обрамленными темными веками (о кобыле - “кохейлет”).
В породе имеется еще 16 колен, не относящихся к Эль Хамса, но скорее всего происходящих от колена Кохейлан. Из них наиболее известен род Маанеги с ответвлениями Арнаби и Ибн Сбейли. Эти лошади менее красивы, причем в их экстерьере преобладают длинные линии; они имеют хорошо развитую мускулатуру и очень выносливы в скачках на большие расстояния. В то же время А.Г.Щербатов и С.А.Строганов отмечали, что все эти колена перемешаны между собой, и характерный тип можно выделить лишь весьма условно. Разделение породы на генеалогические колена сохранилось на арабском Востоке и до настоящего времени. Так, рожденный в Египте жеребец Асуан, подаренный в 1963 году советскому правительству, по типу ярко выраженный сиглави, в египетской племенной книге тем не менее был записан в раздел хадбанов.
В Европе названиями колен Сиглави, Кохейлан и Маанеги (Муники), в России - Хадбан, стали пользоваться для обозначения внутрипородных типов. Сиглави - тип наиболее породного, утрированного араба, относительно неглубокого и легкого. Кохейланы костистее, глубже, несколько грубее, менее требовательны к условиям содержания и кормления, но сохраняют яркую породность. Они ниже сиглави и более широкотелы. В западной литературе можно встретить сравнение сиглави с “феминным” (“женским”), а кохейлана - с “маскулинным” (“мужским”) типом красоты. Тип хадбан отличается от первых двух более крупным ростом, длинными линиями и менее выраженной восточной породностью. Хадбаны обладают наибольшей работоспособностью - этот тип иногда описывают как скаковой. Европейцев больше притягивали лошади очень породные, нарядные, утрированного типа. В то же время бедуины часто ставили на первое место силу и выносливость и лошадей грубоватых, “хадбанистых”, ценили не меньше типичных “сиглави”.
Европейцы впервые познакомились с арабской лошадью во время крестовых походов. На фоне тяжелых неповоротливых коней крестоносцев восточная лошадь являла разительный контраст: ее преимущества были неоспоримы. С захваченных во время крестовых походов арабских “живых трофеев” началось проникновение породы в Европу. Путь из Западной Европы в Аравию через Средиземное море был легче и ближе, чем на Средний Восток, да и политическая обстановка способствовала тому, чтобы арабская лошадь получила в Европе большее распространение, чем, например, более крупная и резвая туркменская. Так, в XVIII-XIX веках среди европейских коннозаводчиков все больше укреплялось мнение о превосходстве арабской лошади над всеми другими восточными породами. В результате даже турецких, персидских, туркменских лошадей стали ввозить под именем арабских.
Сколько европейцев, раз повстречав арабскую лошадь, навсегда отдали ей свое сердце! Пренебрегая опасностями дальнего пути, они отправлялись на Восток - на поиски коня своей мечты. К тому же пришло время легкой и маневренной конницы, и для ее создания восточная лошадь подходила как нельзя лучше. В Польше, где отношение к арабским лошадям всегда было особенно трепетным, разводить их в чистоте начали еще в XVI веке; позднее появились заводы князя Сангушко, Потоцких, Браницких, откуда арабские лошади распространялись по всей Европе. В XIX веке были созданы Яновский конный завод в Польше, Бабольно в Венгрии, Помпадур во Франции, Краббет Парк в Англии, Строганова на Кавказе и другие. Арабская лошадь стала одним из главных улучшателей европейских полукровных пород.
Араб - универсальная лошадь |
Значение арабской лошади для мирового коневодства огромно, даже если учесть, что роль ее в XVIII-XIX веках была несколько преувеличена. Например, берберийская порода свой современный облик получила во многом благодаря арабской крови. Многие ценные арабские лошади оставили свой след в чистокровной верховой породе. Испытали арабское влияние и почти все полукровные породы: тракененским и ганноверским лошадям и сейчас периодически “приливают” арабскую кровь. Арабские жеребцы-основатели дали названия венгерским породам гидран и шагия. Явные следы улучшения арабской кровью можно обнаружить даже у различных аборигенных лошадей и пони Европы, а в дальних рядах родословных имеют арабских предков и некоторые тяжеловозы. В России с помощью арабской крови были созданы орловская верховая и орловская рысистая, ростопчинская, стрелецкая породы, улучшены качества донских лошадей. Мало найдется в мире верховых и легкоупряжных пород, которые не несли бы в себе хотя бы небольшой доли арабской крови.
Постепенно арабские лошади из знойных пустынь Ближнего Востока расселились по всему миру, это одна из самых “международных” пород: сегодня их можно встретить и в туманном Альбионе, и в знойной Аргентине. Больше всего арабских лошадей в США: только племенных маток здесь около 25 тысяч. Поголовье арабских лошадей в этой стране за последние 40 лет выросло более чем в 5 раз и достигает сотен тысяч. Среди заводчиков есть даже звезды Голливуда. На втором месте - Австралия с 42 тысячами чистопородных лошадей. Наибо-лее ценные линии происходят из конных заводов Польши, Англии, Испании. На Востоке лучшим поголовьем арабской породы обладают государственные конные заводы Египта.
Русские арабы
Сегодня сотни тысяч арабских лошадей живут в почти ста странах мира, но Всемирной ассоциацией арабского коневодства признаны племенные книги лишь примерно 40 стран, среди которых давно и по праву занимает свое место Россия.
В Россию арабские лошади попадали еще в XV веке. В конце XIX - начале XX веков арабское коневодство России по качеству не уступало иностранному. Затем грянула революция, гражданская война... Но уже в 1921 году на землях бывших заводов С.А.Строганова и Султан-Гирея был организован Терский конный завод, с которым связана история создания терской породы. Сюда поступали чистокровные арабские лошади из Франции, Польши, Германии; их не только использовали в скрещиваниях, но и разводили в чистоте. С 1944 года Терский конный завод полностью переключился на чистокровное разведение арабской породы.
В СССР было создано немногочисленное, но очень ценное поголовье арабских лошадей. Высокий уровень племенной работы, регулярные испытания молодняка в скачках, хорошая закалка в условиях Северного Кавказа позволили Терскому заводу добиться мирового признания. На Западе “русские арабы” пользуются заслуженной славой: ведь в них ярко выраженный тип сочетается с достаточно крупным ростом и прекрасными рабочими качествами. Например, в США, где численность арабской породы превышает сто тысяч голов, потомство лошадей, импортированных из СССР, ценится особо. Миллионы долларов платили американские заводчики за жеребцов Песняра, Пеленга, Менеса. Жеребцы Мускат и Марсианин и кобыла Пристань были признаны чемпионами среди арабских лошадей США. В последние годы хорошую конкуренцию терским арабам составляют лошади арабского отделения Хреновского конного завода. Разводят арабов и в нескольких частных конных заводах. Русские арабы и сегодня показывают за границей очень высокие результаты.
Широкому распространению арабских лошадей в классических видах конного спорта препятствует в основном их мелкий рост. У нас к тому же арабов всегда было мало, и их стремились максимально использовать для улучшения других пород. Однако это отнюдь не означает, что арабы не пригодны для спорта, даже такого сложного его вида, как троеборье: примером могут служить жеребцы Мак, Профиль, Покоритель. За рубежом арабская лошадь - самая популярная для соревнований по пробегам, на многих стартах более половины участников едут на чистокровных или полукровных арабах.
В последние десятилетия мировой рынок оказался перенасыщенным арабскими лошадьми, и интерес к ним несколько упал. Но и сегодня у арабской лошади множество страстных поклонников: ведь у нее столько достоинств, что она найдет себе применение даже при самых резких поворотах моды. А может быть, мы и сегодня видим в арабском коне полумифическое, божественное существо?
::author::
|
|