Письмо номера
Я уже давно читаю ваш журнал и много раз собиралась написать вам, но все не решалась. Читая рубрику «Почтовая карета», я отмечала, что в редакцию пишут все больше девочки до двадцати лет. Мне казалось, что вы посмеетесь на письмом пятидесятитрехлетней читательницы. А потом подумала, что настоящие конники друг друга поймут всегда, независимо от разницы в возрасте. Любовь к лошадям живет во мне с детства, но, к сожалению, не сложилосьѕ Сначала была против мама. Позже, когда сама начала работать, я дорвалась-таки до лошадей и ходила в прокат, то-то было радости! Потом хотела пойти учиться на ветеринара, снова не удалось. Вы не поверите, но я и замуж-то выскочила без любви только из-за того, что он работал конюхом на фабрике. А потом лошадей оттуда убрали, а до прокатов мне добираться уже тоже не удавалось: семья, дети (у меня три дочки). Уже в них я пыталась реализовать свои мечты, но ни одна так лошадьми и не «заболела».
Так вот я и осталась одна со своим интересом. А как хочется поговорить с кем-то на любимую тему, чтобы тебя слушали и понимали! Живу я в городской квартире, мечтаю о том, чтобы сбежать в отпуск в какую-нибудь глушь, но ведь нет гарантии, что там будут лошади, к которым позволят приходить. А с каким бы удовольствием я помогала бы в уходе за ними, мне больше ничего и не нужно!
Сейчас мне только радости и осталось, что почитать «Конный мир» да раз в год сходить на выставку «Эквирос», гуляю там с утра до вечера и отдыхаю душой. Ну, вот и все, что я хотела вам сказать. Не подумайте, что я вам плачусь в жилетку, просто написала письмо, и как-то легче стало, словно поговорила с другом с глазу на глаз. Извините за длинное письмо, может там что-то не так, зато от чистого сердца!
Людмила Кочетова, г. Пушкино Московской обл.
В редакцию «Конного мира» нередко приходят такие откровенные письма, но то, что написала Людмила, это даже не откровенность, а настоящая исповедь. Мы не могли не откликнуться на такое письмо.
Нам просто не верится, что живет на свете человек, который так сильно любит лошадей и не может найти себе место в огромном и разнообразном конном мире! Наверняка в окрестностях г. Пушкино найдется конюшня, где будут очень рады добровольной помощнице. Не нужно думать, что за лошадьми ухаживают только «девочки до двадцати», лошади особенно хороши тем, что к ним можно прийти в любом возрасте, главное – ваше желание заботиться и любить. Мы обращаемся к нашим читателям с просьбой помочь Людмиле найти конюшню, где бы она могла реализовать свою нерастраченную любовь к лошади (адрес Л.Кочетовой находится в редакции). А редакция журнала со своей стороны дарит ей годовую подписку на «Конный мир» и надеется, что мечта нашей читательницы вскоре осуществится.
Приехав в деревню, я тут же пошла знакомиться с соседской лошадью по кличке Малышка. Эта была тяжеловозная кобыла, нелюдимая и вредная, кроме того еще и жеребая. Мне захотелось подружиться с ней, я стала пробовать играть с лошадью, используя советы Пата Парелли. Сначала все было неплохо, но потом я совершила несколько серьезных ошибок. Главная из них – угощение. Я своими руками превратила кобылу в наглую вымогательницу сухарей и моркови. Вот теперь и думаю... Начну все сначала, но уже без культа сухарей, добавлю строгую последовательность в свои действия. Но все же прошу совета, как мне вести себя дальше? Ездить ли на верховые прогулки на кобыле, выпускать ее в леваду, чтобы она отбегалась перед прогулкой? Терпения у меня хватит, главное – решить, как действовать.
Юлия Косовская, г. Минск, Белоруссия
Мы опубликовали лишь крошечный кусочек из очень серьезного и интересного письма нашей читательницы. Возможно, в других номерах мы еще вернемся к нему, потому что Юлия задала в нем много вопросов, ответы на которые, мы уверены, будут интересны и другим читателям. Но вернемся к вопросам автора: во-первых, терпение и увлеченность в занятиях с лошадью – это уже полдела, во-вторых, нужно как можно больше времени проводить с кобылой, поэтому если есть возможность перед прогулкой в лесу выпустить ее в леваду и поиграть там с ней – это замечательно. Конечно, в течение какого-то времени после рождения жеребенка прогулки в лес будут исключены, но зато у Юли есть бесценная возможность запечатлить малыша (см. КМ №5/2002) и заниматься с двумя лошадьми одновременно.
Вопрос о лакомстве задают многие наши читатели. Последователи естественных взаимоотношений ничего не имеют против угощения, но все же не во время занятий. А вот что по этому поводу говорит А.Невзоров: «Когда ваш сосед за обедом передает вам соль или хлеб, вы же не суете ему деньги? А когда вы просите друга помочь с ремонтом или переездом вашей семьи на дачу? Тут вы так или иначе возместите ему затраченное время и его хлопоты. С лошадьми все то же самое: если вы просите что-то несложное и естественное для лошади – лакомство вредно, а вот когда переходите к каким-то трудным элементам, выполнение которых требует от лошади физических и моральных затрат – угостить совсем не помешает!»
Мне предстоит написать реферат по предмету «Мировая художественная культура». Тема свободная, и я решила написать о своих любимых животных – лошадях. Но у меня практически нет необходимой для реферата литературы, не могли бы вы рассказать о наиболее известных литературных источниках, освещающих иппологический жанр в искусстве, особенно в русском?
Наталья Шитилова, г. Воронеж
К сожалению, книгами и альбомами о лошадях издательства по-прежнему конников не слишком балуют. Правда, один альбом, который может помочь в вашей работе, все-таки приобрести можно. Он называется «Лошади в русском искусстве» (изд-во Palace Editions, 2001 г.). На его страницах можно найти изображения лошади, созданные известнейшими русскими живописцами, скульпторами и графиками.
Есть еще одна возможность расширить свои знания в области иппологического жанра в искусстве, но для этого вам понадобится выход в интернет. На сайте художника Лилии Агафоновой: horse-in-art.com собрано огромное количество различных художественных произведений, посвященных лошадям. Там же приведен список литературы для тех, кто хочет рисовать этих прекрасных животных.
Вот несколько книг из этого списка:
Музей коневодства. Москва. Путеводитель. 1974.
Русская анималистическая скульптура VIII – начала XX века.
Государственный русский музей. Каталог выставки – Ленинград, 1985.
Ватагин В. Изображение животного. Записки анималиста. – Москва, 1957.
Заянчковский И. Памятники животным. – Киев, 1983.
Вообще об иппологическом жанре литературы «кот наплакал». В данном случае можно посоветовать Вам «сузить» тему, например, «Лошади в графике Александра Орловского» или «Клодт – скульптор-анималист», «Образ коня в памятнике Петру I Фальконе», «Лошади в творчестве Паоло Трубецкого» и т.д.
Литература:
Александр Орловский. – Изд-во Palace Editions, 2002 г. Альбом, изданный Русским Музеем (там же и продается, цена 450 руб.).
Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. – М., Искусство, 1990.
Сборник «Белые ночи». Тубли Михаил. «Четвертый конный монумент». – Лениздат, 1975.
Анималистическая скульптура ХIХ – начала ХХ века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных коллекций. Каталог выставки (С хорошей вступительной статьей). – Москва, 2000. (Продавался в ГМИИ на лотках, возможно, еще есть.)
Если читаете на иностранных языках, дело несколько облегчается:
Kazimierz Olszanski. Wojciech Kossak. – Wydawnictwo, 1982.
Halina Cekalska-Zborovska. Kon malowanyѕ – Warszawa, Ludova Spoldzielnia Wydawnicza, 1981.
Tivadar Artner, Corvina Kiado. Le cheval et le chevalier dans l’art. – Budapest, Tivadar Artner, 1882.
Collection Zingaro. Svertchkov – le peintre russe du cheval. – Paris, Favre, 2000. (Продается в Музее коневодства. Цена 2900 руб.) В этой же серии издательством были выпущены также книги о Стаббсе и о лошадях в творчестве Пикассо. Где их у нас купить, сложно сказать, но экземпляры есть в библиотеке Музея коневодства.