Уже давно ученые спорят, была ли лошадь сперва запряжена в повозку или заезжена под верх. В любом случае с самых древних времен использование лошади в упряжи имело не меньшее значение, чем верховая езда. «Колесное средство передвижения» прошло длинную эволюцию и превратилось в конце концов в образец технического совершенства и настоящего искусства.
А все началось в конце XV века, когда умельцы из венгерского села Кочи придумали закрытый экипаж облегченной конструкции и, как говорят сегодня, повышенной комфортности. Экипажи из Кочи* очень быстро завоевали огромную популярность по всей Европе, несмотря на то, что поначалу о них говорили как о «бессмысленной роскоши», которая «сделает мужчин изнеженными». Но технический прогресс не остановить, тем более что времена средневекового аскетизма уходили все дальше в прошлое. Наступала эра езды с комфортом.
Уже первые венгерские модели отличались прогрессивными конструкционными решениями: у них были заниженный центр тяжести и меньший диаметр передних колес – это позволяло делать более крутые повороты. Не меньшее значение имело и еще одно изобретение – кузов стали подвешивать на ремнях и подрессоривать системой пружин. Надо сказать, это облегчало жизнь не только пассажирам, но и лошадям – «плавающий» вес утомлял их гораздо меньше. Кроме того, подрессоренный экипаж был более устойчивым. Теперь можно было ездить с гораздо большей скоростью, не рискуя перевернуться.
«Золотой век» карет начался во второй половине XVIII столетия: это было время бурного развития общественного транспорта. При Георге II каретное производство Великобритании обошло прежних лидеров отрасли – немцев, и надежные удобные экипажи, а также высококачественная упряжь из лучшей английской кожи «завоевали» континент. В самой Великобритании большое значение имели растущая популярность скачек и чистокровных верховых лошадей. В какой-то момент в чистокровном коневодстве наступило перепроизводство, и лошади, недостаточно резвые для ипподрома, но при этом превосходившие по скорости всех других, замечательно работоспособные и элегантные, сразу нашли применение в упряжи. Результатом стало появление эффективной по тем временам системы сообщения из почтовых и пассажирских карет.
Особый класс составляли «представительские» кареты самых знатных персон и королевских особ. В период господства стиля барокко эти «дворцы на колесах» являли собой образцы немыслимой роскоши. Например, на постройку английской «Золотой» кареты Георга III ушло два года; она весит восемь тонн, и везти ее лошади могут только шагом. В этом экипаже, запряженном восьмериком, в 1953 году ехала на коронацию Елизавета II.
Баруш, ландо и ландолет
Со временем на смену тяжелым массивным каретам пришли более легкие экипажи. Несомненно, ее величество мода играла здесь не последнюю роль. Вместо тяжелых париков, пышных кринолинов, парчи и бархата – изящные шляпки и цилиндры, костюмы гораздо более «спортивного» покроя, даже популярный тип лошади очень изменился: огромных горбоносых каретных коней сменили элегантные полукровки.
Езда в экипажах получила широкое распространение, появилось множество моделей для самых разных целей, со своей специализацией: от поездок на пикник до разъездов по городу. Для сегодняшнего читателя их названия звучат загадкой, но современникам фразы «он ездит в баруше» или «у него собственный фаэтон» могли многое сказать о владельце выезда. Вообще держать собственный выезд могли себе позволить лишь состоятельные люди: ведь помимо стоимости самого экипажа нужно учесть еще и расходы на содержание лошадей – корма, конюшня, конюхиЕ Кроме того, нужно держать еще кучера или грума, то есть слугу, на попечении которого остается экипаж во время остановок, если владелец сам правит своими лошадьми.
Особым шиком считались ландо и баруши. Ландо – это, можно сказать, лимузины тех времен: большие четырехместные экипажи, где пассажиры размещались лицом друг к другу. Название этого типа экипажей происходит от переиначенного на французский манер имени баварского города Ландау, где ландо впервые было изготовлено в XVIII веке. Особенность ландо, делавшая его всепогодным, – два откидных верха, смыкавшихся посередине. В дождь и холод ландо легко превращалось в закрытый экипаж, а в хорошую погоду «крыша» складывалась, позволяя пассажирам наслаждаться солнцем и свежим воздухом, а прохожим – оценить великолепие их нарядов. Ландо – идеальный экипаж для дневной прогулки по парку, а заодно способ продемонстрировать свою знатность и финансовые возможности. На дверцах многих ландо красовались фамильные гербы владельцев.
Баруш отличался от ландо тем, что имел откидной верх только над задней половиной, а посему считался летним экипажем. Ландо и баруши были довольно большими и тяжелыми, поэтому в них запрягалось не менее двух лошадей. «Круче» ландо были только городские кареты – полностью закрытые, с жесткой крышей. Но позволить себе карету могли лишь избранные.
Существовало огромное количество разновидностей ландо и экипажей на их основе: всевозможные «визави», ландолеты и прочие. Например, ландолеты были двухместными, но существовали еще «трехчетвертные» ландолеты, в которых спереди располагались откидные места для детей. «Крестником» и изобретателем более легкой и элегантной модели ландо, созданной в 1840 году, стал лорд Сефтон: «сефтоновское» ландо могла везти пара более легких лошадей или даже одна лошадь.
Популярным дамским экипажем считалась двухместная «Виктория» – легкая, элегантная, к тому же в нее было удобно садиться. По названию можно предположить у нее английское происхождение, однако на самом деле эта модель была разработана на континенте, просто принц Уэльский привез такой экипаж из Парижа для своей матери, королевы Виктории.
«Частник», но не «бомбила»
У англичан в конце XVIII – начале XIX веков езда в экипажах из необходимости превратилась в спорт и стиль жизни. Среди людей из высшего общества стало модно самим править лошадьми, демонстрируя кучерское искусство – это называлось «частная экипажная езда». Появились клубы любителей упряжной езды, их члены устраивали заклады и состязания, где на кон ставились порой весьма значительные суммы. Несомненно, тон задавали те, кто стоял у власти. К примеру, британский принц-регент, будущий король Георг IV, был большим любителем экипажной езды и заядлым спортсменом; однажды он даже проехал из Лондона в Брайтон (а это более пятидесяти километров!) на сложнейшей в управлении упряжке «рандем» – три лошади одна за другой, если можно так выразиться, тандем из трех лошадей.
Огромное количество всевозможных моделей и разновидностей экипажей, употреблявшихся в частной езде, можно разделить на четыре категории: фаэтоны, двуколки, дог-карты и бреки. Ландо, ландолеты, купе под стандарты частной езды не подходили, так как они были рассчитаны на то, что лошадьми будет править кучер (эти экипажи оборудованы отдельным «шоферским» местом). Однако многие из экипажей для частной езды имели заднее сиденье для грума, всегда готового в случае необходимости принять вожжи из рук господина.
Чрезвычайно популярными стали фаэтоны самых различных конструкций, от самых больших и тяжелых почтовых и полупочтовых до элегантных американских «спайдеров» (дословно «пауков», прозванных так благодаря своей форме). Фаэтон – это двухосный экипаж, у которого передние колеса меньше задних, спереди сиденье для двоих с откидным верхом, сзади – скамейка для грума и иногда место для багажа. Запрягалась в него пара, реже четверик. Названный в честь героя древнегреческого мифа и вошедший в употребление в 1788 году, быстрый, щегольский и изящный фаэтон был лучшим экипажем, чтобы обратить на себя внимание и произвести впечатление. Однако, как говорится, искусство требует жертв: сидящие в фаэтоне ничем не были защищены от дорожной грязи, к тому же сиденье располагалось достаточно высоко – в некоторые модели садились с помощью специальной лесенки. Добавляла проблем плохая устойчивость экипажа. Георг IV, с возрастом располневший, создал собственную модель фаэтона – с заниженным полом. Моделей фаэтонов насчитывается около сорока, среди них дамские, фаэтоны-«журавли», получившие свое название по форме пружины-подвески, и сиамские. Последние отличались тем, что в них сиденья для господина и грума были абсолютно одинаковыми, «как сиамские близнецы». Создали эту разновидность фаэтона каретники Муллинеры, позднее изготовлявшие самые элегантные кузова «Роллс-Ройсов».
Что же касается дамских фаэтонов, то их конструкция облегчала посадку дамы в кринолинах. Передняя ось была вынесена далеко вперед, кузов располагался ниже и защищал пассажиров спереди от грязи, летевшей из-под копыт, к тому же в дамском фаэтоне была предусмотрена подножка (в обычный фаэтон садились с колеса). Эта модель получила распространение в XIX веке и стала прародительницей популярной «Виктории».
Карета для... собаки
Однако самыми многочисленными «частными» экипажами на дорогах Англии были двуколки. Легкие, скоростные, экономичные (в двуколку обычно запрягалась одна лошадь), эти экипажи были очень популярны для коммерческих и пригородных разъездов. На двуколке объезжал пациентов сельский доктор и отправлялся в путь сквайр, когда приступ подагры не позволял ему сесть в седло. Среди высшего общества времен регентства Георга IV популярным был двухколесный экипаж каррикл – своего рода «Ягуар» на конной тяге. Легкий и скоростной, к тому же как нельзя лучше подходящий для того, чтобы продемонстрировать свое умение обращаться с вожжами, он быстро вошел в моду в качестве городского экипажа для молодого джентльмена. Однако в викторианскую эпоху его вытеснил более экономичный кабриолет – в отличие от пароконного карриккла, в него запрягалась только одна лошадь.
«Дог-карт» дословно переводится как «собачья повозка». Ничего общего с хот-догами и собачьими упряжками! Дог-карты предназначались для перевозки охотничьих собак. А ведь насколько характерная деталь быта! Охоты с гончими были настолько популярны, что многие сельские жители имели дог-карт, а то и два. Позади переднего двухместного сиденья экипажа располагался вместительный вентилируемый ящик, закрытый сверху решеткой, чтобы нетерпеливые гончие не выпрыгнули по дороге. При желании можно было использовать ящик в качестве вместительного багажника. Изготовители экипажей заботились не только об удобстве, но и об эстетике: пол «собачьего ящика» часто делали заниженным, чтобы он казался меньше. Дог-карты могли быть двух- или четырехколесными, над ящиком для собак иногда располагалось второе сиденье. В XIX веке дог-карты изготавливались в больших количествах, «отпрысками» этого многочисленного семейства экипажей стали специализированные кок-карты для перевозки боевых петухов, ралли-кары и гувернантские повозки для поездок с большой гурьбой ребятишек.
Бреки представляли собой что-то вроде микроавтобусов для поездок большой компанией. В брек помещалось как минимум шесть человек. Более крупноразмерные разновидности – вагонеты – были особенно популярны для посещения скачек и прочих спортивных событий и для перевозки багажа и слуг.
Драйвинг во всех проявлениях
Несмотря на появление «самодвижущихся экипажей», конные выезды можно было видеть на дорогах Европы и США практически до Второй Мировой войны. Конечно, в двадцатые и тридцатые годы эти традиции сохранялись лишь благодаря отдельным энтузиастам – таким, как герцог Бофор или американец Альфред Вандербильд. Однако на аренах конных шоу старинные экипажи дожили до наших дней.
Очень популярны шоу «частной экипажной езды» в Англии. В отличие от спортивного драйвинга по правилам FEI, соревнования проводятся в один день. Помимо выезженности лошади оценивается состояние и внешний вид экипажа. Экипажи либо «оригинальные», весьма «преклонного возраста», либо современные точные копии старинных образцов. Запряжки одиночные и парные, в том числе тандемы, причем существуют отдельные классы состязаний для пони и для лошадей в типе хакне. Лошади этой породы обладают своеобразным очень эффектным высоким ходом.Правда, в хакне-классы допускаются и помеси, порода здесь не главное, хотя в целом чистопородные лошади, конечно, имеют преимущество. Следует, однако, различать турниры по «частной езде» в стиле хакне и собственно соревнования для хакне, где лошади выступают запряженными во вполне современные кургузые экипажики с пневматическими шинами. Отдельные классы – для традиционных специализированных рабочих повозок, например, молочных фургончиков. И это не просто шоу – здесь особо оценивается пригодность лошади к данному типу работы.«Особая песня» – так называемый конкурс элегантности, где экипажи оцениваются исключительно с эстетической точки зрения. Судьями здесь выступают уже не профессиональные конники, а люди искусства.
Но несмотря на богатые английские традиции экипажной езды, в Европе по числу всевозможных соревнований и разновидностей экипажей лидирует Голландия. К слову, лошадей породы хакне в Нидерландах даже больше, чем на ее родине, в Великобритании. Кроме того, здесь есть своя «экипажная» порода с эффектными движениями и элегантным экстерьером – гельдерландеры, не говоря уже о великолепных фризах, которых часто демонстрируют запряженными в роскошные традиционные голландские двуколки-«шезы».
Спортивный драйвинг предъявил к экипажам особые требования. Если в дрессаже и паркуре используются традиционные модели, то для марафона пришлось создавать совершенно новый экипаж. Повышенная устойчивость и прочность, заданный габарит по ширине и максимальный вес (350 кг для парной запряжки и 600 кг для четверика) определили его конструкцию и форму. Колеса «марафонника», испытывающие немалые нагрузки, изготовляются из металла, кузов, особенно задняя часть, занижены для повышения устойчивости, и в то же время сиденье драйвера сделано на возвышении: чтобы управлять упряжкой в таких экстремальных условиях, нужен хороший обзор. Это уже не экипаж класса «люкс», а своеобразный гоночный джип...
Однако спорт спортом, но в Европе многие содержат экипажи исключительно «из любви к искусству». Даже участие в шоу для «частного драйвинга» для них не самоцель. Ведь экипажи – это часть истории родной страны, а порой и собственной семьи. К тому же даже просто использовать их по прямому назначению – огромное удовольствие. Почувствовать себя путешественником XIX века, проехав с друзьями по живописному маршруту, где чуть не на каждом шагу замки, старинные усадьбы и памятники истории – многие могут только мечтать о таком отпуске! В такие турне каждый год отправляются члены немецкого Общества содействия сохранению традиций исторической экипажной езды. Среди членов общества – как спортсмены, так и просто любители, одному из которых, например, принадлежит частный музей экипажей.
Казалось бы, конец многовековой эпохи конной тяги должен был завершить и историю конных экипажей. Ан нетЕ Ведь кого сегодня удивишь шикарным автомобилем, чьи братья-близнецы тысячами сходят с конвейера? К тому же лак и бархатная обивка экипажа хранят тепло человеческих рук, не говоря уж о лошадях. Вроде бы проще и дешевле ехать верхом, но как быть с компанией безлошадных приятелей? Да и в вечернем платье забраться в седло, даже дамское, весьма проблематично и небезопасно хотя бы для платья... Нет, рано еще экипажам на свалку истории.
Елена Волкова
Фото Натальи Костиковой
* Во многих европейских языках этот тип экипажа называется по своей венгерской «родине», отсюда же русское слово «кучер». Русское название «карета» имеет итальянское происхождение.
Купе, ландо, кабриолеты... Вы заметили, как много в экипажной терминологии слов из лексикона автомобилистов? В общем-то это закономерно: ведь многие старейшие автомобилестроительные фирмы «переродились» из каретных мастерских. Просто на очередном витке технического прогресса место лошади занял двигатель внутреннего сгоранияЕ «Студебеккер» начинался в 1852 году с кузницы и двух построенных фургонов, а в 1893 году в компании уже работало 1860 человек, и в ее мастерских изготавливались грузовые повозки и пассажирские экипажи самых разнообразных моделей, вплоть до президентского ландо. |