К половине седьмого вечера 13 октября на Малой Дмитровке все предвещало приближающийся праздник. «Ленком», один из лучших (если не лучший) московских театров, отмечал славную дату — семидесятилетие главного режиссера Марка Анатольевича Захарова.
На главном входе всех встречал Геннадий Хазанов, на служебном – Владимир Спиваков. Подъезжавшие одна за другой машины выгружали знаменитостей и власть имущих – казалось, в этот вечер вся Москва собралась в небольшом уютном зале театра. Замечены были: Алла Пугачева и Максим Галкин, Юрий Лужков и Борис Ельцин, Александр Ширвиндт и Михаил Державин, Валентин Гафт и... Перечислить всех не представляется возможным – полоса журнала для этого слишком мала, легче назвать тех, кого там не было. И если среди не попавших на праздник есть читатели нашего журнала – мы с удовольствием поделимся впечатлениями...
Капустник в лучших театральных традициях не мог не поразить оригинальностью. Номера, представленные актерами театра Александром Абдуловым, Николаем Караченцовым, Олегом Янковским, Инной Чуриковой и многими-многими другими, были объединены общей завязкой – переаттестация всего актерского состава, и обильно сдобрены репликами самого юбиляра, записанными на магнитную ленту, – видимо, в процессе репетиционной работы над спектаклями.
Что же связывает «Ленком» с нашим, несколько далеким от театральной тематики журналом? Примерно в конце действа, бережно ведомый в поводу Александром Абдуловым, на сцену вышел артист... Барсик, как и все, прибыл на переаттестацию и поздравить юбиляра.
Серый терец отдал театральной карьере в «Ленкоме» не много не мало девять лет жизни. Именно жизни – он жил за кулисами «Ленкома», точнее, в отдельной постройке во дворе театра, в персональном деннике, под присмотром Екатерины Жадкевич. Актер, актер... Когда в спектакле «Поминальная молитва» Евгению Леонову говорили: «Ты иди, с конем поговори…», присутствовавший на сцене Барсик тихонько похрюкивал в ответ и замирал, проникаясь торжественностью момента, слушал Евгения Павловича...
По окончании театральной карьеры заботы о коне взяла на себя все та же Катя. «Интересно с умной лошадью, но… трудно». Терец и впрямь обладает качествами, присущими скорее не лошади, а человеку, причем творческому – не любит тишину и покой, обожает участвовать в различных праздниках. Он гордо выступал на параде в честь Дня города, не раз изображал из себя боевого коня в красочных «битвах» на Бородинском поле, но чаще всего доводилось Барсику выступать «юбилярным» конем. Серый терец поздравляет Марка Захарова уже второй раз, чествовал он и Галину Волчек, и Михаила Ульянова.
Но все же день рождения Марка Захарова – это особое событие в жизни Барсика. Не испугается ли старый конь публики? Сможет ли преодолеть лестничные пролеты – ведь с каменных ступеней давным-давно сняли резиновые полоски, предназначенные для его копыт? Прочь сомнения! Артист узнал свой театр, привычно прошел по лестницам, уверенно потянул Катю в уголок за кулисами, где обычно дожидался своего выхода в «Поминальной молитве» и наконец гордо ступил на сцену.
Терцы – лошади крепкие. Кто знает, может быть, лет через десять именитые актеры и режиссеры сами придут, чтобы поздравить Барсика с его тридцатилетием? Почему бы и нет, ведь звание заслуженного артиста театра он наверняка заработал. А память о нем осталась не только в стенах «Ленкома», но и за его пределами. На Страстном бульваре есть кафе «Белая лошадь», возможно, его назвали именно в честь Барсика, совершавшего там ежедневные променады в течение долгих девяти лет… Во всяком случае, Катя и Барсик думают именно так.
Владимир ГАЙНАНОВ
Фото Натальи Костиковой
Марк Анатольевич Захаров – великий советский, а впоследствии российский режиссер театра и кино, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и России, профессор. Гремевшие на сцене Ленкома в 80-е «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», трогательные «Королевские игры», «Поминальная молитва» и «Мудрец» в 90-е, искрометные «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Шут Балакирев» – вот лишь немногие из его театральных постановок. Не менее значительны достижения Марка Анатольевича и в кино: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона» – эти фильмы стали культовыми еще в советское время, они подтекстом учат нас добру и правде, справедливости и вере... |