На вопрос, какая самая удобная обувь, многие не задумываясь ответят - кроссовки. Мягкие, легкие... Да, кроссовки - обувь спортивная, вот только не для всех видов спорта она подходит. Почему же на лошадях многие ездят именно в кроссовках? Удобно, скажете? А вы помните, что есть обувь гораздо удобнее? Тапочки называется! Получается, что в тапочках еще удобнее должно быть, только шпоры с голых пяток сваливаются...

Сейчас большинство людей все-таки начали экипироваться, как положено, не только на соревнования, но и во время повседневной работы с лошадью. Ведь специальная обувь для верховой езды не просто удобна, она еще и предохраняет ногу человека от потертостей. Кроме всего прочего, сапоги (или ботинки) усиливают воздействие на бока лошади. В кроссовках такого эффекта не добиться, да и шпоры с кроссовками смотрятся смешно…

Дорогое удовольствие

Настоящие сапоги для верховой езды - так называемые дутые. Высокое голенище не собирается в "гармошку" и постоянно держит форму. Бывает, что наружная часть сапога несколько выше, чем внутренняя. Все зависит от модели, а если сапоги шьются на заказ, то от желания заказчика. Различные фирмы придают верхней части сапога разные формы, тут уж на вкус и цвет, как говорится... Вообще, кожаные сапоги для верховой езды дорогие: от двухсот долларов и до... сказать страшно. В среднем - 250-350 долларов. Брать, например, для ребенка такую дорогостоящую обувь не имеет смысла. Дети быстро растут, размер ноги увеличивается, а детские соревнования чаще всего не требуют профессиональной экипировки. И взрослые для повседневной работы с лошадью также вполне могут дорогие сапоги на время поставить в шкаф и приобрести более дешевые - специальные резиновые (литые) или из кожзаменителя. Последние на ощупь как пластик, но выглядят почти как кожаные, имеют ту же форму и смотрятся очень эффектно. Они дутые и держат форму.

Конечно, в синтетических материалах потеет нога, но нельзя сказать, что нет ничего лучше кожаных сапог. Ни для кого не секрет, что лошадь надо работать регулярно, какая бы погода ни была на улице. К примеру, приходится в слякоть шлепать по воде из конюшни в манеж, и здесь резиновые сапоги будут просто незаменимы. К тому же они раза в два дешевле кожаных.

Выбери меня...

При подборе сапог надо обращать внимание на пятку. В одних моделях пятка высокая, в других - низкая. Если у вас пятка длинная и прямая, то сапог с низкой пяткой в месте излома будет впиваться в ногу. Обязательно при примерке надо подвигать стопой во все стороны, чтобы убедиться, что модель подходит.

Нога не должна болтаться в обуви. Сапоги должны сидеть очень плотно, из-за чего их сложно надевать. Для облегчения задачи в сапогах придумали боковые петельки. Но они есть не во всех моделях, и при выборе надо обратить внимание на их наличие. Есть модели, в которых петельки вверху, и такие, где петельки вшиты посередине голенища. От середины сапога легче тянуть, чем от верха, но когда петельки посередине, то нужны специальные крючки. Так что не забудьте их тоже приобрести..

Строение ноги у всех людей разное. Икроножная мышца может быть больше или меньше, короче или длиннее. А бывает так, что икры намного больше лодыжек. Чтобы беспрепятственно влезть в сапог, нужна модель с широким голенищем, но тогда нога будет "болтаться". В таких случаях идеально подойдут модели с молнией сзади или со шнуровкой спереди, позволяющие сапогам более плотно сидеть на ноге. Конечно, классические сапоги практичнее, но если нога не позволяет ездить в "классике", то выбирать не приходится...

Магазинная тренировка

Еще один очень важный момент. Ни в коем случае нельзя покупать сапоги без примерки, как бы идеально на взгляд они не подходили. Даже когда кто-то покупает сапоги, допустим, в подарок, предварительно сняв мерку, тоже велика вероятность ошибки. Дело в том, что в разных моделях нога ведет себя по разному.

При примерке сапога нужно подвигать в нем ногой, приняв то положение, которое будет при посадке на лошадь. Поднимите носок, опустите пятку, согните ногу в колене, проверьте, не давят ли слишком сильно новые сапоги. Если вы чувствуете явный дискомфорт при таком положении ноги, то данные сапоги вам не подходят. Конечно, кожа имеет свойство разнашиваться, но пока это произойдет, ноги будут уже сильно натерты.

Загляните внутрь сапога. Тесьмяные ушки должны быть вшиты внутрь, под подкладку, а сама подкладка (тонкая кожаная или матерчатая, из скользкой ткани) - приклеена намертво к самому сапогу и не должна "гулять". Идеально, чтобы сапог был внутри скользким. Тогда будет легче влезать/вылезать.

Не стоит покупать сапоги размер в размер. Пусть они в стопе будут чуть-чуть побольше (на полразмера-размер). Не в расчете на шерстяной носок, а потому, что нога всегда уходит от пятки к мыску. В сапоге должно быть немного лишнего места, иначе пальцы сведет и они будут болеть.

Гвозди в подошве сапога должны быть специальные сапожные. Лучше всего - старинный вариант, деревянные, потому что они расширяются вместе с кожей от сырости и очень хорошо держат подошву, которая у всех нормальных сапог должна быть кожаной. Например, подбитая резиной. Если подошва резиновая или пластиковая - это хуже, нога будет потеть. И еще, на подошве не должно быть ранта (то есть она не должна быть шире самого сапога), не должна она быть и толстой, рифленой.

Стиляги носят краги

Есть и еще один менее дорогой, чем кожаные сапоги, вариант для повседневной работы - специальные ботинки с крагами. При этом можно так подобрать краги и ботинки, что они будут создавать полную имитацию кожаных сапог.

Ботинки для верховой езды должны хорошо облегать ногу. Они бывают с резиночками, с застежками и с молнией по бокам. Конечно, никто не может запретить использовать под краги не специальные ботинки, а какие-то другие. Но тогда нужно учесть, что обувь не должна иметь впереди толстый язык, шнурки и застежки, все это будет цепляться за стремя или давить на ногу.

Краги бывают кожаные, из синтетической и натуральной кирзы, замшевые или тканевые. Натуральная кирза - это та же кожа, только менее привлекательная. Ткань для краг выбирается плотная, типа парусины или сумочной ткани. Из двух последних делают летние краги, чтобы ногам было нежарко.

Детям лучше всего покупать краги из спилка. Нога у ребенка быстро увеличивается и в объеме и в длину, а такие краги самые дешевые, их можно часто менять.

Какие краги лучше, кожаные или замшевые, сказать трудно. В замше нога держится лучше, не скользит, а за кожей проще ухаживать.

Кожа на крагах должна быть плотной. Самый надежный и долговечный вариант - это краги из толстой кожи (из полувала или юфти, в два раза тоньше, чем для уздечки), застегивающиеся на пряжку. Но если вы хотите создать имитацию сапога, берется классический вариант ботинка для верховой езды и в тон ему краги, в которых молния и резиночка закрыты кожей на липучке. Все застежки обязательно делаются снаружи, либо чуть сдвинуты назад. Резинка в крагах, так же как и в сапогах, бывает либо по всей длине, либо только вверху. Лучше, когда внизу у краги нет резинки, особенно, если вы новичок, У вас еще не выработалась правильная посадка и нога часто западает в стремя, из-за чего резинка и молния внизу быстрее изнашиваются. Последний писк моды - резинка в виде "гармошки".

Чем еще хороши краги, кроме того, что они дешевы? Зимой при отсутствии манежа в тоненьких бриджах уже не поедешь, и диаметр ноги увеличивается за счет одежды. Краги можно перестегнуть на одну дырочку, а сапоги нет.

Рюверсы и хальнитен

Уберечь себя от покупки некачественной вещи очень сложно. С сапогами вообще не угадаешь, а с крагами проще. Они слишком простые, чтобы их испортить. Ведь что такое краги: это три куска кожи, сшитых вместе, с одной стороны пряжки, с другой горты.

Но тем не менее и с крагами можно ошибиться. Бывает, что с внешней стороны легкий хром, а с внутренней - спилок. Все это проклеивают, и когда клей перестает держать, один слой отваливается от другого. Поэтому надо смотреть, чтобы крага была сшита из кусков цельной кожи. На среднем должна быть накладка, уплотняющая то место, где нога соприкасается с седлом. Также на краге спереди обязательно есть "язычок" -отдельно пришитая деталь. Швов в местах соприкосновения ноги с седлом быть не должно. Горты и пряжки должны быть хорошо приклепаны, а еще лучше - пришиты, так как кожа имеет свойство расширяться и клепка выскакивает. Приклепанная пряжка (или горт) не должна вращаться. А нижняя часть хальнитена должна иметь площадку достаточного радиуса, чтобы не выскочить.

Бывает, что пряжки и горты на крагах крепят галантерейными клепками с очень маленькими площадками снизу или рюверсами. Зубцы рюверсов снизу режут и вырывают кожу. Сами по себе рюверсы не крепкие, так как крепление - загиб металла, и загиб очень маленький. А хальнитен расклепывается внутри, и разорвать такое крепление практически невозможно.

Выбирая краги, нужно убедиться, что они абсолютно одинаковые. Мерить нужно не одну крагу, а обе. Визуально они могут смотреться одинаково, а при примерке оказаться совсем разными.

Так же, как и сапоги, краги могут быть с наружной стороны повыше, с внутренней пониже. Полным людям нужны краги с "выхватом" сзади, под коленкой, иначе они будут больно врезаться в ноги.

Если вы покупаете краги без ботинок, то их надо мерить именно с той обувью, в которой вы будете ездить. Дело в том, что у всех ботинок форма и толщина разная. Это надо учитывать, иначе вы не сможете надеть краги так, как надо. Они просто могут не сойтись. А в магазине, надев свои ботинки, вы сможете точно подобрать под них краги и убедиться, что ремешок, который идет под каблук, достаточной длины и легко застегивается.

Шпоры - это не для всех

Краги бывают с незакрытой и с низкой пяткой. Если вы ездите в своей обуви, то краги нужно брать с низкой пяткой, чтобы было на что надеть шпору. Если в специальных ботинках, то можно взять краги без пятки, потому что шпора ляжет на ботинок.

Шпоры бывают самых разных конструкций: капельки, штырьки, топорики, колесики, с зубчиками и т.д. Какие подойдут вам для занятий на конкретной лошади, подскажет тренер. Кстати, шпоры надевают только опытные всадники, у которых уже выработалась правильная посадка.

Те места на сапогах, где лежат шпоры, от постоянного трения быстро изнашиваются. Чтобы сохранить сапоги в порядке, существует специальная кожаная деталь, надевающаяся на шпору и держащая ее. Цена такого "держателя" - всего 30-50 рублей за пару, а сколько пользы!

При выборе шпор в магазине надо обратить внимание на производителя. Пусть по дизайну Россия проигрывает, но отечественные шпоры делаются из тянутой нержавейки, цельного металла, и шпора не лопается, когда надевается на ботинок или сапог. А вот импортные шпоры, которые чаще всего встречаются у нас в продаже, делаются по технологии порошковой металлургии. Порой достаточно их несколько раз уронить - и они расколются.

В магазин надо идти с сапогом или с ботинком, чтобы шпоры подобрать по размеру, так как ширина между "коленами" и длина "колен" у всех шпор разные. Шпора может не налезть или будет болтаться. "Колена" могут торчать далеко впереди или заканчиваться на пятке, а туда же еще надо тренчик (ремешок) протащить.

Существуют шпоры без тренчиков, которые вставляются в специальную конструкцию самого сапога или просто сидят на сапоге, как влитые. Их надо покупать только вместе с сапогом. Они, как правило, так и продаются.

Когда покупаете шпоры, обратите внимание на ширину прорези в "коленах", через которую будете продевать тренчики. Последние бывают разной ширины и просто могут не влезть в прорези.

Правильно хранится - дольше сохранится!

Чтобы обувь служила долго, ее надо обязательно просушивать. Для этого существуют специальные сушки для обуви. Если у вас нет такой, набейте сапоги или ботинки газетой - она хорошо впитывает влагу.

И хотя сапоги достаточно жесткие, все равно их желательно хранить с правилами. В идеале сапоги с ними и продаются, но если нет, то правила можно сделать на заказ.

Если нет правил, сапоги лучше не ставить в угол, а подвешивать за тесьмяные ушки, пусть висят, тогда они не осядут "в гармошку". Как бы хорошо вы не поставили сапоги, они все равно немножко согнутся на один бок и постепенно там образуется складка, которая со временем начнет впиваться в ногу.

Краги, так же как и сапоги, естественно, надо чистить. Если они замшевые, то их чистят специальными резиновыми щетками. Ни в коем случае нельзя оставлять на крагах грязь. И еще раз хочу напомнить, что сапоги, ботинки и краги нельзя сушить на батарее.

Для богатых и не очень

Знаменитые фирмы делают все по высшему разряду. Самые дорогие сапоги - французские, но их у нас не найдешь.

Самые ходовые, приличные и надежные сапоги и ботинки везут из Германии и Англии. И цена у продукции этих двух стран, в общем, многим по карману. Итальянские сапоги по качеству примерно такие же, но на порядок дороже. Белорусские и прибалтийские сапоги - неплохие, но так как везут их из-за границы, по цене они ненамного дешевле импортных аналогов. Только вот подошва у этих сапог встречается резиновая или пластиковая.

А вот импортные краги чаще всего из спилка. Но если отечественные краги из спилка дешевые, то импортные - дорогие. Правда, зарубежные фирмы так обрабатывают спилок, что отличить его от кожи невозможно, только если на срезе. Но в принципе для краг это особого значения не имеет. Это уздечка несет силовую нагрузку, а на краги нагрузка гораздо меньше.

Можно шить сапоги, ботинки, краги индивидуально, на заказ. Дороже, зато надежней. Сшитые на заказ сапоги или краги будут сидеть намного лучше, нога не устанет и не выскочит. Но это все, конечно, в том случае, если заказ вы сделаете опытному специалисту.


Галина САТУШЕВА

Фото Михаила Иванова и Светланы Петровой


Огромная благодарность сотрудникам ООО "Добрый пони"
(шорная мастерская ЦМИ) за помощь в подготовке материала.

0
Дата публикации: 12.5.2005 23:00:00
Печатать эту страницу Отправить эту статью другу
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
Отправить комментарий
Вам нужно зайти под своим логином чтобы отправить комментарий.
Пользователь: Пароль: Запомнить меня

Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь.
Рубрикатор
Поиск
Новости редакции
Конный мир №1/2023 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Новая русская спортивная», «Нина Менькова: 62 года в седле», «Метаболизм совершенного атлета».
Конный мир №1/2022 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Чистокровное коннозаводство: солидный фундамент», «В поисках коня спортивного...», «Как получить государственную помощь?»
Уважаемые подписчики! Дорогие читатели!В связи со сложившейся ситуацией, выпуск журнала "Конный мир" №1/2022 временно переносится до улучшения ситуации в стране. Пожалуйста, следите за обновлениями на сайте и в соцсетях.
Конный мир №4/2021 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Мы делили... ипподром», «Цилиндры – есть ли шанс?», «Кирилл Племяшов: «В приоритете – клиническое обучение»»
Конный мир №3/2021 (август-сентябрь) – скоро в продаже! В номере - «Куда шагаем?», «Долететь до Японии», «Гордость России»
Кто активен
36 пользователь(ей) активно (26 пользователь(ей) просматривают Статьи)

Участников: 0
Гостей: 36

далее...
© ООО «КЛАСС ЭЛИТА» 2000-2024 Все права на материалы, находящиеся на сайте horseworld.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КЛАСС ЭЛИТА»