Год Черной водяной лошади - 2002-й - вдохновил дизайнеров, стилистов, художников и модельеров на создание многочисленных "конных" коллекций. Ремешки-уздечки, скакуны с развевающимися гривами на платках, галстуках, запонках, подушках никого уже не удивляют. Авангард, вроде "нововведения" одной американской фирмы: унитаз, он же ковбойское седло, - думается, явление все-таки преходящее. А вот ювелирное изделие, созданное талантливым скульптором, - вечно. Как и любое произведение искусства...
Испания - страна яркого солнца, кровавой корриды, страстного танца. Родина короля фламенко Хоакина Кортеса и Мануэля Карреры, "испанского Фаберже", сумевшего объединить ювелирное искусство и скульптуру в украшениях. Среди ценителей и владельцев созданных им шедевров - королева Испании София и королева Таиланда Сикирит, Пласидо До-минго, Диандра Дуглас, семейство Шварценеггеров, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, эрцгерцогиня София Габсбургская, барон и баронесса Гиссен... Поклонников всемирно известной торговой марки "Carrera у Carrera" перечислять можно до бесконечности...
Carrera Y Carrera
1885 год. Молодой человек, выходец из провинциального испанского городка Арипресте де Ита, имя которого, увы, история умалчивает, открывает в Мадриде скромное ювелирное предприятие. Годы спустя его сын Хосе Эстебан, огранщик драгоценных камней, уезжает в Париж совершенствовать свое мастерство, а возвратившись признанным знатоком, становится основоположником модного в начале XX века стиля "animaler".
В конце XIX века французы А.Л.Бари, П.Ж.Мен, Э.Фермье, А.Га-уль, Р.Бугатти ваяют разгоряченных охотой львов, пантер, терзающих своих жертв, взвившихся на дыбы лошадей. Именно у них перенял Хосе Эстебан увлечение животными, миром дикой, неподвластной человеку природы. Сыгравшей, кстати, злую шутку с Хосе - плодовитый творчески, он бездетен физически.
Впрочем, сыновья его сестры и промышленника Хосе Карреры оказываются толковыми наследниками дядюшкиного богатства. Хосе, Сатурио и Педро расширяют дело. Их мастерство замечено на самом высоком государственном уровне: по заказу правительства ими создается уникальная тиара с рубинами, изумрудами и сапфирами - подарок бельгийской королеве Фабиоле. Затем великолепный, украшенный гербами и военной символикой всех провинций Меч Победы - символ испанской монархии. Наконец, стилизованный лавровый венок для национального героя генерала Варелы. Приходит слава.
В 60-х годах XX века продолжателями семейной традиции становятся двоюродные братья - скульптор Мануэль и знаток рынка камней, один из лучших огранщиков Хуан Хосе Каррера. К ним присоединяются техник-эксперт Антонио Кальво и дизайнер Карлос Меладо. Так в 1977 году появляется один из крупнейших в Европе ювелирных домов - "Carrera Y Carrera".
Сначала "Carrera" выпускала обычную продукцию из драгоценных металлов и камней, теперь - эксклюзивные украшения. Покорив вершины современного ювелирного мастерства, Мануэль взялся за "товары" музейного уровня. Материалом служат золото и драгоценные камни высшего качества, озерный жемчуг необычных форм. Требуется просмотреть несколько тысяч перламутровых пластин, прежде чем попадется подходящая!
Каждый год работы компании решено было отмечать созданием миниатюрной скульптуры. Всего таких скульптур уже около двадцати пяти. "Жемчужная коллекция", пока неделимая и не выставляемая на аукционах, оценивается в восемь миллионов долларов. Ей уже пророчат судьбу яиц Фаберже, за которыми охотятся вездесущие коллекционеры.
Метаморфозы
"Из пылающего хаоса, из безумной игры грубых и неуправляемых сил явился порядок, который постепенно положил конец непредсказуемым метаморфозам земной материи" (Роже Кайуа "Камни").
Воск - гипс - серебро - каучук - воск - гипс - золото: примерно так выглядит процесс создания украшения. Сначала рисунок художника воплощается в воске. Когда восковые листочки-прототипы насаживают по бокам стержня, получается восковое дерево. Обмазанное гипсом, оно отправляется в печь. Расплавленный воск вытекает, а в затвердевшую гипсовую форму заливается серебро. Дерево становится серебряным. Серебряная модель доводится до точного соответствия эскизу посредством тонких резцов и бормашин и, после того как по ней сделают каучуковую форму, попадает в архивный шкаф. В каучуковую форму опять наливают воск, восковые листочки рассаживают по веткам, делают гипсовую форму и, наконец, заливают золото.
На всех этапах производства украшения крепятся к ветвям "ювелирных деревьев". Сначала восковых, потом серебряных, и, наконец, золотых, которые, оказывается, растут не только в стране дураков. Но и под Мадридом, на фабрике Карреры.
"Визитная карточка" ювелирного дома - неповторимая, "матовая" обработка поверхностей. Их сочетание с блестящим покрытием, драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалью. Очарование форм, создаваемых вручную.
"Микеланджело говорил, что отсекает все лишнее, - говорит Ману эль. - Я дополняю недостающее". Жемчужина превращается в тело, руки, одежду, волосы. Так рождаются образы. Мифологические - Леда, Икар, Эрос, Посейдон, Пегас. Романтические - Ромео и Джульетта, Прекрасная Дама. Животные - воплощение грации, изящества, силы и мудрости: пантеры, лебеди, слоны, черепахи... Один из любимых персонажей, конечно же, лошадь.
Драгоценная дружба
Именно лошади была обязана своим могуществом и властью в многочисленных колониях Испанская империя. Индейцы, например, предпочитали сдаваться, только не вступать в бой с "кентаврами". То есть всадниками. Впрочем, завезенные на американский материк лошади быстро распространялись по нему, утрачивая статус "заморского чуда". Местные жители осмелели.
"9 августа 1564 года проходило страшное сражение с индейцами мусо; спасаясь от преследователей, испанский поселенец Хуан де Пенагос гнал скакуна во весь опор. Заметив, что конь захромал, он, несмотря на смертельную опасность, остановил коня и, осматривая копыта, нашел один прекрасный ярко-зеленый изумруд. Новость облетела окрестности, и крестьяне отправились по следам всадника. Разглядывая все попадавшиеся им камни, крестьяне в конце концов достигли горного склона, где обнаружили залежи изумрудов". Это одна из многочисленных легенд, изложенная в книге Патрика Ву-айо "Бриллианты и драгоценные камни".
Мифы об Алмазной долине и чудесном озере Эльдорадо будоражили умы. "Оро мучо, мучо оро" ("Золото, много золота") - одна фраза, один рефрен вел вперед испанских конкистадоров, истощенных, измученных болезнями, почти на каждой стоянке оставлявших могилы с деревянными, грубо сколоченными крестами. Верным спутником, помощником, другом, делившим с человеком все лишения, была лошадь - неиссякаемый источник вдохновения Мануэля: "символ благородства, мужества, величия и храбрости".
Ее изображение приносит удачу владельцам, которыми, благодаря Мануэлю, уже стали очень и очень многие. Те, кого с Каррерой связывает "драгоценная дружба". Звезды Московского кинофестиваля 2001 года, например. Актеру Владимиру Машкову, получившему приз "За лучшую мужскую роль" за фильм "Quickie. Давай сделаем это по-быстрому", вручали статуэтку скакуна, выполненного из черненого серебра на необычном постаменте из яшмы и оникса. Председателю жюри Чингизу Айтматову достался "Символ власти" - медальон со святым Георгием на коне. Лошади посвящена одна из трех коллекций, предоставляемых Каррерой, официальным ювелиром фестиваля, российским кинодивам: "Dolphin", "Ginkgo" (с листьями священного японского дерева Ginkgo) и, наконец, "Pegaso" - летящие лошади. Именно их выбрала Вера Глаголева, появившаяся в строгом лаконичном колье: конские головы с глазами-рубинами.
Массивные браслеты, кулоны, сережки - добродушный, похожий на сказочного гнома человечек создал множество украшений с лошадьми. Увы, говорит он, "человеческая рука, как бы ни было бесконечно ее мастерство, не может выразить того высшего и недосягаемого, что мы называем пределом совершенства". Мануэль не собирается останавливаться на достигнутом.
Юлия НОВОСЕЛОВА