Просто, как все гениальное
Дверь квартиры захлопнулась! Нет бы к соседу за инструментом сходить - сразу бежим набирать заветный номер: 937-9-911. Даже если признаков ЧП нет. Но мы все равно бежим, потому что знаем - услышат, приедут, помогут.
Сине-желтые комбинезоны и бэтменовская летучая мышь сегодня популярны как никогда. Москве без них не обойтись - доказано на деле. "Чертановскими" событиями ноября 1995 года, например.
Южный район столицы остался тогда за чертой цивилизации: "сгорел" телефонный кабель. Только потому, что невозможно было набрать "03", умерла женщина. Сотрудники "Скорой" забили тревогу. Рабочая группа по созданию службы спасения, уже существовавшая на тот момент, нашла решение. Простое, как все гениальное. У кинотеатров, поликлиник, травмпунктов в течение полутора недель круглосуточно дежурили добровольцы на машинах с радиостанциями. Через них в случае ЧП горожане могли связаться с единым информационным центром, первым подразделением Московской службы спасения (только "Скорая" выезжала полторы тысячи раз).
Всемирно известная "911" существует в Нью-Йорке с 1968 года. Наша, хоть и задумывалась как аналог, уникальна. Во-первых, увы, полным отсутствием финансирования со стороны властей. Во-вторых, на зависть американской, наличием собственных групп оперативного реагирования. Та, конечно, может принять телефонный звонок даже "от кошки, которую преследует собака" и... этим ограничиться. Выездных экипажей нет. Зато есть договор с городом, и как следствие, деньги.
У нас все наоборот. Денег нет - экипажи есть. Что позволяет, не покривив душой, сказать: люди здесь работают за идею.
Абельмановская, 4
Именно сюда, в информационный центр, подключенный ко всем основным каналам связи, поступали первые сообщения о "Норд-Осте". И не только о нем. Провалы почвы, взрывы зданий, захват заложников - ситуации пока еще, слава богу, из ряда вон выходящие. ДТП, искореженные машины, запертые железные двери, за которыми пожар, сердечный приступ, не выключенная газовая плита, - повседневность.
Отбор в центр жесткий. Обязательны: высшее образование, навыки общения как с людьми, так и с персональным компьютером, знание города, быстрота реакции. За сутки поступает около пятнадцати тысяч сообщений о ЧП. Здесь анализируют обстановку, подключают аварийные службы к работе на месте происшествия, координируют их действия. Работают, как правило, сутки через двое. Нагрузка огромная.
Когда милиция и "Скорая" бессильны, на помощь приходит второе подразделение Московской службы спасения: выездные экипажи, в составе каждого из которых командир, медик, не менее пяти лет проработавший на "Скорой" или в реанимации, штатный спасатель, водитель - высококлассные профессионалы. Кстати, взаимозаменяемые.
Третье подразделение - добровольное. Состоит из резервистов и корреспондентов. Резервисты, прошедшие двухмесячную подготовку, выезжают на вызовы наравне со штатными сотрудниками. В свободное от основной работы время, разумеется. Корреспонденты сообщают обо всех происшествиях в городе, свидетелями которых становятся.
Животные - особая тема
Крокодила, выпрыгнувшего из террариума одного из московских ресторанов, надо поймать, "не повредив шкурки". Здоровенного пса, охраняющего сон алкоголика на лестничной клетке, вывести погулять вместе с хозяином. Собаку, плавающую по Москве-реке вдвое быстрее лодки, выловить. Кошку, застрявшую на дереве, снять, не обрубая веток. Лося, забежавшего в город, вернуть в лес. НО: как быть с лошадью?
"Никогда не бойся делать то, чего не знаешь. Всегда помни: ковчег построил любитель, профессионал - "Титаник", - гласит настенная надпись в информцентре. Именно так, если, конечно, можно назвать безответственных конников, обрекающих своих питомцев на страдания, профессионалами. "Критиковать может каждый, лучше предложи что-нибудь конструктивное", - другая надпись.
Лошадей здесь любят. Руководитель отдела Наталья Самойлова, например, помимо того что кошек разводит, еще и верхом ездит. На стенах - "конные" календари, фотография "Купание серой кобылы". Уютно расположившись в кресле руководителя, приступаю к прослушиванию записей.
- Нам звонят, если необходима помощь спасателей, выезд на место, - рассказывает Н.В.Бойко, оперативный дежурный службы спасения. - Например, девушка лет 14-15 ехала на лошади, причем по одной из центральных улиц Москвы. Рядом шла ее подруга, пешком. Время позднее, около часа ночи. Каким-то образом лошадь сбила иномарка. Девушку пришлось госпитализировать, лошадь лежит на проезжей части. Подружка сказала, что лошадь принадлежит конноспортивному клубу, сообщила нам пейджер одного из должностных лиц этого клуба, мы позвонили - хотя, исходя из опыта, не надеялись, что кто-то откликнется. Параллельно искали ветеринарную клинику, врачи которой могли бы оказать помощь лошади (она встать не могла). К великому счастью недалеко, где-то в районе зоопарка, была такая клиника. Специалисты выехали, все, что могли, сделали на месте. Женщина из клуба, с которой все-таки удалось связаться, сообщила данные о лошади, ее возраст, что позволило определить допустимую дозу лекарства. Служба ГИБДД помогла с эвакуацией.
По такому сценарию только кино снимать.
- Обычно, если происходит несчастье с лошадью, - говорит Наталья Викторовна Перепич, главврач "Ветарта", ветеринарного отряда Московской службы спасения, - наша группа приезжает и что видит? В лучшем случае - ревущих девочек-подростков, которые и объяснить-то ничего толком не могут. В худшем, наиболее распространенном, все с места происшествия сбегают. Лошадь остается...
"Ветарт" - это "Скорая помощь" животным: не только холеным и породистым домашним, но и больным, брошенным, не нужным, какими часто бывают и лошади. Заболевших, истощенных, уже не способных приносить доход лошадей попросту выкидывают на улицу. "Покатушечники", так конники называют тех, кто зарабатывает деньги, нещадно эксплуатируя лошадей, катая всех желающих на московских улицах, держат животных в грязных гаражах без опилок, кормят чем попало. Лошади ведь нынче дешевы, долларов за двести купить можно. Ветеринарные услуги дороже.
- Платить некому, - продолжает Н.В.Перепич. - Оборудования, машины для перевозки-эвакуации лошадей нет. Даже медикаментов, чтобы усыпить агонизирующее животное, и тех нет! Если у лошади нога сломана, она должна месяц находиться в подвешенном состоянии в буквальном смысле слова, чтобы нагрузки на ногу не было, - кто это оплатит? Никто. Из-за безалаберности владельцев страдают и люди, и лошади. Что делать?
Много говорилось о создании единой городской базы данных по организациям и гражданам, содержащим лошадей. Каждое, мол, животное получит индивидуальный пожизненный номер, владельцам выдадут учетные документы. При этом переучет будет проводиться ежегодно, чтобы власти имели достоверные данные о "количественном" и "качественном" составе лошадей, о животных, оставшихся без надзора. Префектуры определят маршруты коммерческого использования лошадей в общественных местах во время проведения городских и районных мероприятий. ГУВД Москвы предложено пресекать прокат и извоз в неустановленных местах. "А пока все, что не запрещено, то разрешено", - сказали мне в ГИБДД Москвы. Наличие несчастных случаев с лошадьми на дорогах за последнее время сначала отрицали. Потом сообщили: "Был один, да и то по крайней нерадивости владельца". Несколько раз повторили: "А вообще у нас все нормально". Звонки, поступающие в Московскую службу спасения, свидетельствуют об обратном...
Юлия НОВОСЕЛОВА
Хроника происшествий |
|
Сентябрь - ноябрь 2002 года 03.09.0213:43 Лошадь провалилась в колодец. 04.09.02 02:54 Сбит всадник на лошади. 07.09.02 20:24 Лошадь упала, требуется консультант. 08.09.02 09:01 Запрос информации: не было ли зарегистрировано несчастных случаев с лошадьми. 10.09.0216:29 Две лошади на проезжей части. 30.09.02.17:45 Убежала из конюшни лошадь. 10.10.0213:14 Дама хочет взять бесхозную лошадь. 11.10.02.22:06 Перевезти погибшую лошадь. 22.10.0210:33 Труп лошади. 07.11.0218:13 Лошадь провалилась в канализационный люк. 10.11.0216:06 Бесхозная лошадь. |
Как бывает... |
|
30 сентября 2002 года Звонок №1 Оператор: - Служба спасения, здравствуйте. Взволнованный мужской голос: - Я звоню вам с платформы, недалеко от станции метро "Войковская". Дело в том, что прибежала лошадь, верховая, без оголовья (!), но с седлом. Вот сейчас ее словил - здесь ведь поезда и все такое. И вот надо как-то ее забрать. - Значит, так. К вам прискакала верховая лошадь. - Да. Правда, за ней шел человек. Но этот человек не имеет никакого отношения к лошади. Просто он видел, как эта лошадь убежала от каких-то двух. Он не умеет с ней обращаться, я словил ее, мы ее тут держим. Естественно, долго мы ее держать здесь не можем. Наш адрес (...). - Ваш телефон, будьте добры. Мужчина называет номер. - Рядом с вами, может быть, есть какая-то конная база? - Да, вроде есть. Там девчата, я знаю, в парке детей катают. - Может, она оттуда сбежала и ее туда отвести? - Нет, нет. У меня здесь своя служба, я не могу ничего бросить. Человек, который с лошадью пришел, не умеет с ней обращаться. Надо, чтобы кто-то. Ну, она спокойная. В принципе хороший конь, верховой такой, ухоженный, все нормально. - Минуточку, оставайтесь на линии. Оператор: - Скажите, а вы сможете, чтобы до утра она у вас побыла? - Здесь шум, гам, поезда, ее привязывать надо - не знаю, как она здесь будет. - Если до утра она сможет побыть, я ваш телефон передам сотруднику, который может заняться этой проблемой, его сейчас нет. До утра-то осталось совсем немножко... Мужчина огорченно: - Нуда... Звонок № 2 Оператор: - Служба спасения, здравствуйте. Мужчина радостно: - Эпопея с лошадью закончилась! Приехал к нам ее хозяин. Хозяйка вернее. Я так смотрю, да, действительно, хозяйка, наверно. У них здесь конюшня недалеко, лошадь забрала и уехала. А он старый такой конь, двенадцать лет. Я его хлебом кормил, а он и стоял нормально. Оператор, еще более радостно: - Ну, отлично! Видите, как все хорошо сложилось! Самое главное, что хозяйка нашлась! |