Как-то один из пастухов коринфского деспота Периандра принес ему в кожаной сумке новорожденного детеныша кобылы, у которого лицо, голова и руки были человеческие, а все прочее - конское. Плакал он, как ребенок, и все решили, что это зловещее знамение. Но мудрец Фалес, осмотрев его, рассмеялся и сказал Периандру, что и впрямь не может одобрить поведение его пастухов. Деликатно сказал, правда?
Не знаю, стоит ли винить древнегреческих пастухов в излишней любви к лошадям: может, старина Плутарх, поведавший эту историю, приврал, ведь другие источники утверждают, что кентавров породили фессалийский царь Иксион и облако, которому Зевс придал облик своей жены Геры. Так и вспоминается "Облако в штанах" Владимира Владимировича... Маяковского, конечно. Который с широкими штанинами. Но античный мир штанов не знал, поэтому царь Иксион создавал кентавров без штанов, к тому же еще и с облаком вместо чужой жены. И поделом ему! Нечего на чужих жен облизываться. От них кентавры рождаются...
Еще одни источники настаивают на другом отцовстве, приписывая его Аполлону. Но я не верю. Златокудрый Аполлон чисто теоретически мог это сделать, тот еще был проказник, этакий олимпийский Казанова, но все Казановы часто оказываются брехунами. Их послушаешь, вся их жизнь - сплошной романтический подвиг. И как только Гермес свои права не предъявил?
У древних греков вообще трудно что-либо разобрать в мифологической генеалогии. Кто кого родил? Когда успел? Зачем оно ему было надо? Главная забава героев и богов - любовные склоки и разборки. Такое впечатление, что Зевс - никто иной, как коварный насмешник Дмитрий Нагиев, который для своего и всеобщего удовольствия подарил широким массам телезрителей программу "Окна". Только в нашем случае это называется мифологией Древней Греции.
Но пора нам уже оставить темное происхождение кентавров и перейти к непосредственному их описанию. Известно, что по пояс они были людьми, а ниже лошадьми, вернее жеребцами. Хотя есть упоминания и о кобылах. А это уже значит, что наш незадачливый любовник с облаком согрешил не один раз. Хотя, может быть, у них родилась двойня с первого захода. Мальчик и девочка. Счастливые родители. Более того, известны и другие существа - онокентавры. Это такие получеловеки-полуослы. И если у кентавров мы имеем несколько претендентов в родителей, то в рождении онокентавров так никто и не сознался. Хотя эти существа оказались очень живучими и приспособленными к жизни. Они прекрасно адаптировались к современным условиям и частенько нам с вами встречаются. Однако про онокентавров пусть пишет журнал "Ослиный мир", а мы будем о своем.
Итак, наполовину люди, наполовину кони, кентавры иногда мирно, а иногда не очень паслись в лесистых отрогах гор Оссы и Пелиона. Именно такими мы их знаем по многочисленным изображениям. Хотя у некоторых на этот счет возникали серьезные и обоснованные логикой сомнения.
К примеру, писатель Ф.Дж.Фармер в своем романе "Создатель Вселенных" пишет: "Они и в самом деле были кентаврами, хотя и не совсем такими, каких рисовали художники Земли. И не удивительно. Господь, создавая их в своих биолабораториях, вынужден был сделать определенные уступки реальности. Главное переустройство определялось нуждой в кислороде. Большая животная часть кентавра должна была дышать - факт, игнорируемый традиционными земными изображениями. Воздухом требовалось снабжать не только верхний, человеческий торс, но и нижнее, териоморфное тело. Относительно небольшие легкие верхней части не могли удовлетворить потребности в воздухе. Более того, желудок человеческого туловища остановил бы всякое снабжение питанием большего тела под ним, или если бы к большим конским пищеварительным органам присоединили небольшой желудок для передачи пищи, все равно встала бы проблема диеты. Человеческие зубы быстро сотрутся под стачивающей их травой. (...) Рты и шеи были пропорционально большими, чтобы позволить вдохнуть достаточно кислорода. На месте человеческих легких находился похожий на меха орган, гнавший воздух через горлоподобное отверстие, а оттуда - в большие легкие конского тела. Эти легкие были больше лошадиных, потому что вертикальная часть увеличивала потребность в кислороде. Пространство для больших легких было создано удалением более крупных травоядных пищеварительных органов и заменой их меньшим плотоядным желудком".
А вот наш соотечественник, писатель Андрей Щербак-Жуков утверждает: "Кентавр - необычное, парадоксальное существо, недоразгаданная тайна природы. Именно природы - сейчас мы можем утверждать это с абсолютной точностью. В течение долгого времени ученые не располагали более или менее достоверными доказательствами реальности существования кентавра. Ошибочно считалось, что это сугубо мифологический персонаж, которого в природе нет и не было никогда.
Однако было бы странно, если бы абсолютно вымышленное существо так часто упоминалось в различных литературных источниках, так часто изображалось скульпторами и живописцами. Ведь широко известно, что прототипом морских сирен послужили реальные животные с таким же названием, а на острове Комодо сохранились вараны воистину драконских размеров.
Недавно сторонники версии о реальности кентавров получили неопровержимые доказательства своей правоты. Археологические раскопки близ Эль Аюма (Западная Сахара) рассеяли все тайны и домыслы - там было обнаружено более десятка скелетов кентавров, многие из которых довольно хорошо сохранились. Профессор Калифорнийского института естествознания Дж.Р.Эпштейн по методу профессора Герасимова восстановил внешний вид кентавра.
Размеры кентавра отнюдь не гигантские: в холке - около метра, от передних копыт до макушки - примерно метр восемьдесят. Объем мозга несколько меньше, чем у человека, но больше, чем у шимпанзе и гориллы. Большой интерес у исследователей вызвал вопрос, как располагались внутренние органы в двух полостях. Оказалось, что вся верхне-передняя человекоподобная часть была заполнена органами дыхания. Мощные легкие с большими бронхами делали кентавров необычайно выносливыми, кроме того, очевидно, кентавры были весьма громогласны, а, следовательно, и тугоухи. В нижне-задней части сразу за средним поясом конечностей, оберегаемое ключицами и лопатками, находилось огромное сердце. За сердцем - объемный желудок и длинный кишечник, что указывает на то, что кентавры питались преимущественно травой. По бокам, возле ребер, кентавры имели воздушные пузыри, подобные тем, что есть у птиц. Во время вдоха они заполнялись воздухом, чтобы потом, во время выдоха, наполнить этим воздухом легкие. Таким образом, кентавры были единственными млекопитающими с двойным дыханием".
Ну, как вам эта новость? Я и сам не особо этому верю, но вот римский государственный деятель и писатель Плиний Старший - автор энциклопедической "Естественной истории" - утверждал, что видел кентавра, законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору. Уважаемый вроде бы автор, да и Эль Аюм, где были найдены скелеты, находится недалеко от Египта. И про мед тоже верно, известно, что мед замечательный консервант и антисептик.
Но Лукреций утверждает, что существование кентавров невероятно, ибо лошади достигают зрелости раньше, чем люди, и кентавр в три года был бы взрослым конем и, вместе с тем, лепечущим младенцем. Такой конь умер бы на пятьдесят лет раньше, чем человек. Но что с Лукреция взять? Поэт-нигилист своего времени. Ничему не верит. Кентавров в меде лично не видел, потому и не верит.
С внешностью мы худо-бедно разобрались. Теперь рассмотрим их душевные качества. Даже не знаю, с чего начать... Веселые они были ребята. Чем-то даже напоминают характер титульной нации нашей страны. Не дураки они были. В смысле выпивки. Это дело они знали и ценили. Как-то раз зашел к кентавру Фолу сам Геракл. Фол, широкая душа, давай Геракла угощать. Посидели, видимо, неплохо, как говорится, праздник удался. Выпили на пару все вино, какое было. Напялили себе на головы венки из плюща и громко радовались. Остальным кентаврам обидно стало. Не за чужую радость, за вино обидно. Вино-то общее было, а они вдвоем его уговорили. Ну, они и осерчали. Только Геракл оказался буйным во хмелю, он всех кентавров обратил в бегство горящими головнями из костра. Да еще и стрелами, отравленными ядом гидры, угостил. Перебил полтабуна. Остальных пустился догонять. Те, спасаясь, в пещеру к другому другу и учителю Геракла, кентавру Хирону, набились, думали там спастись, наивные. А Геракл не разобрал, что к чему, подстрелил и самого Хирона. Чего только по пьяни не бывает...
В другой раз на пиру в гостях у лапифов, это такое племя по соседству жило, захмелевший кентавр оскорбил невесту и, опрокидывая столы, затеял знаменитую "кентавромахию", которую то ли Фидий, то ли его ученик изобразил в Парфеноне, которую Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз", которая вдохновила Рубенса. А попросту - пьяный дебош. Естественно, что кентавры всегда сопровождают Диониса, так как тот - бог вина и виноделия.
Вот такой был народ, хотя с другой стороны "справедливейший из кентавров" Хирон, тот, что пострадал от пьяного Геракла, был наставником Ахиллеса и Эскулапа, которых обучил искусствам музыки, собаководства, ратному делу и даже медицине, в том числе и хирургии. А напоследок он отдал свое бессмертие Прометею, тому самому Прометею, который дал людям огонь. В общем - загадочная у них была душа, у кентавров.
Тем не менее, несмотря на всю загадочность душ, кентавры всегда были чрезвычайно популярны. В геральдике и символике кентавры имеют почетные позиции. Их именами названы созвездия и планеты. Ведь известные всем Стрелец и Центавр - и есть кентавры. Кстати, ближайшая к нам из всех звезд Вселенной - Проксима (Ближайшая) Центавра. До нее всего лишь около четырех световых лет. Малые планеты, движущиеся между орбитой Юпитера и поясом Койпера, - тоже кентавры. Сейчас их известно около тридцати. Так что пасутся наши кентавры теперь не в лесах Эллады, а в звездном небе. Интересно, а где они там берут вино?
Послесловие
Лох и Несс
Геракл, перебивший, как я уже писал, весь табун кентавров, упустил-таки одного. Звали его Несс. Может, он спал в это время где-то в кустах, а может, у Геракла прицел сбился, в общем, выжил он тогда. Но печальная участь собратьев не послужила ему уроком, так как по прошествии какого-то времени он вызвался помочь Гераклу переправить его жену Деяниру через бушующий поток. Геракл благосклонно отнесся к инициативе Несса, но вскоре глубоко в этом разочаровался. Возможно, Несс искренне хотел оказать помощь... вначале. Но потом, почувствовав прелести Геракловой жены у себя на спине, передумал и решил Деяниру похитить. Та, конечно, в крик, Геракл понервничал и уложил Несса отравленной стрелой.
Умирая, Несс извинялся перед женщиной, говорил, что любит, что хотел, как лучше, и т.п. Просил не поминать лихом и принять от него скромный подарок - баночку с его кровью. "Она волшебная, - хрипло шептал Несс. - Как только у твоего мужа Геракла иссякнет мужская сила, пропитай его тунику моей кровью, и он полюбит тебя еще сильнее, виагра отдыхает". И околел.
Через какое-то время, а может быть, сразу Деянире захотелось помянуть добрым словом погибшего Несса, и она радостно накинула на мужа окровавленную тунику. Но тут же овдовела...
::author::, Юлия НОВОСЕЛОВА
Компьютерная графика Ивана Тырданова
Полкан |
|
"Славянская и российская мифология" повествует: "Баснь дает ему вид человека с головы до пояса, у которого, однако же, прочая часть тела подобна лошади. Этот Полкан, или Полуконь, столь часто встречающийся в русских сказках, не есть ли кентавр древних? Говорят, что он был весьма силен и бежал очень быстро... В один скок делал семь верст". В сказках, на которые ссылается автор, говорится, что Полкан отличается воинственностью и злобным характером. На русских лубочных картинках XVIII века часто изображалось, как герой Бова-королевич побеждает необузданного Полкана в поединке. Иногда он изображался в виде человекопса, но довольно редко, хотя именно это отразилось в распространенной собачьей кличке. |
Китоврас |
|
"Сказание о Соломоне и Китоврасе" (предположительно, переведенное с греческого) было известно на Руси уже в XIV веке. В изложении толковой Палеи - памятника древнерусской литературы, где собраны апокрифические сказания, - Китоврас предстает как существо с двойственной природой: "днем он царствует над людьми (в царстве Лукоръе), в ночи же обращается зверем и царствует над животными". "Мудрый и могучий славный царь Соломон, прослышав о диковинном создании, пожелал на него поглядеть и послал за ним своих бояр. Те же, не надеясь уговорить Китовраса явиться ко двору владыки, прибегли к хитрости. В два колодца они налили вино, а в третий - мед. Китоврас пришел, выпил все три колодца и уснул. Бояре крепко сковали его по шее, по рукам и ногам. Он же, проснувшись и увидя оковы на себе, кротко пошел в Иерусалим к царю. Нрав же его был таков: не ходил он путем кривым, но правым (то есть прямым). И когда пришли в Иерусалим, расчищали перед ним путь и рушили дома. Даже перед храминами и палатами не соступал с пути. И выбежала вдова и закричала, умоляя Китовраса: "Господин, вдова я убогая! Пощади мой дом, обойди!" Он же изогнулся около угла дома, не сходя с прямого пути, и сломал себе ребро. И сказал: "Мягкий язык кости ломает". ...И привели его во двор царев. Соломон сказал Китоврасу: "Теперь я убедился, что сила твоя - как и человеческая, и не больше твоя сила нашей силы, ибо поймал я тебя". И ответил ему Китоврас: "Царь, если хочешь узнать мою силу, сними с меня цепи, тогда увидишь силу мою". Соломон снял с него железную цепь, а он размахнулся и ударил Соломона и забросил его на край земли обетованной". Эта история была очень популярна на Руси. Кованое изображение Китовраса в виде кентавра есть на Васильевских воротах Софийского собора в Новгороде, на рельефах Дмитровского собора. А на полях легенды в толковой Палее можно увидеть Китовраса с крыльями, хотя он и трактуется как демоническое существо. |