Афоризм рубрики: «Интеллект не позволяет лошадям делать ставки на людей». |
Фаворитка императора
На берегу речки Таракановки у входа в Екатерингофский парк Санкт-Петербурга стоит Молвинский столп. Свое название эта скромная колонна получила во второй половине XVIII века благодаря купцу Молво. Этот предприимчивый гражданин построил тут два завода - водочный и сахарный, чем заслужил любовь обывателей. Именно ему стали приписывать возведение колонны. Однако истинный автор сооружения неизвестен.
О Молвинском столпе, расположенном у входа в Екатерингофский парк, ходят легенды. Согласно одной, он был установлен Екатериной I как память камергеру Вилли Монсу. Петр I, заподозрив, что тот посягнул на святое - цареву жену, отрубил голову несчастному подданному.
Согласно второй легенде, под Молвинским столпом покоится прах любимой лошади Петра - кобылы с нежным именем Лизетта. Гривастая фаворитка царя была существом чувствительным и умным. Когда Петр отменял поездку, из глаз Лизетты катились слезы. Она легко, как собака, находила царя в суматошной неразберихе строящегося Петербурга. Ей дозволялось присутствовать на пирах, а верноподданные, дабы польстить Лизетте и ее хозяину, лично кормили фаворитку заранее припасенным овсом.
Но, увы, у Лизетты нет персональной могилы. После кончины ее превратили в чучело и отправили в кунсткамеру. Теперь она находится в Зоологическом музее Академии наук.
Моральный ущерб
Судья городка Брим на юге Великобритании признал: в результате дорожно-транспортного происшествия шестилетняя конкурная лошадь Тилли стала нервной и нерешительной. Ее хозяйка миссис Джил Джеймс подала в суд на свою соседку Луизу Кокс, которая, проезжая на автомобиле, задела шедшую по краю дороги лошадь.
Миссис Джеймс считает, что Луиза могла бы успеть остановиться, но вместо этого ее автомобиль зацепил лошадь. «Тилли физически сильно не пострадала, - говорит Джил, - однако этот инцидент изменил ее характер. Она получила настоящую психологическую травму». Миссис Джеймс собиралась продать Тилли, а теперь цена кобылы снизилась.
Миссис Джеймс, по решению суда получившая от соседки 1700 долларов, по-прежнему ищет покупателя для лошади. «Мне хотелось бы, чтобы будущий хозяин с сочувствием отнесся к Тилли и обеспечил ей хорошие условия жизни», - говорит Джил. Компенсация морального, а не физического ущерба, нанесенного лошади, пока не имеет аналогов в мировой практике.
Тайна Древнего Китая
Возродить древнекитайскую технологию получения горючего газа из навоза решили энтузиасты карагандинского «Экомузея». Чистое и дешевое сырье с помощью специальной установки способно вырабатывать биогаз.
Одна семья, держащая несколько лошадей, отнеслась к эксперименту экологов с юмором и разрешила воспользоваться отходами своего хозяйства. И… одной газовой установки, работающей на навозе трех лошадей, оказалось достаточно, чтобы обогреть и осветить небольшой частный дом.
Неудавшаяся эмиграция
Французская лошадь, испугавшись собак, решила покинуть родину. Кобыла, ранее не любившая морских прогулок, взяла курс на английскую сторону Ла-Манша. Бригаде спасателей удалось выловить ее в двух километрах от берега. Так что вопрос о том, способны ли лошади преодолеть знаменитый пролив, остается открытым.
Лошадь в шляпе
Журнал «Нива» за 1901 год писал: «Летом городские лошади изнывают от жары среди раскаленных каменных стен и мостовых. Нередки солнечные удары. Наконец, кони дождались защиты: первыми милостивцами оказались французы. На улицах Франции появились животные с оригинальными головными уборами из соломы. Картина, нельзя не признать, довольно курьезная.
Но ведь курьез остается курьезом только до тех пор, пока он непривычен. Парижские шляпы для лошадей теперь удивляют разве что иностранцев. Цивилизация, все еще идущая к нам волнами с Запада, принесла и соломенные шляпы для лошадей. В Москве уже появились первые копытные модники».
Если новое - это хорошо забытое старое, как знать, не встретим ли мы завтра на улице такую вот тетю лошадь?
Пони в Антарктиде
В начале ХХ века английский полярный исследователь Эрнст Генри Шеклтон решил покорить Южный полюс. В процессе подготовки к экспедиции Шеклтон купил в Китае пятнадцать выносливых маньчжурских пони. Купленные лошадки были разных мастей, в возрасте от 12 до 17 лет, ростом около 140 см в холке. «Все пони были практически необъезженными, - писал исследователь в своих воспоминаниях, - но они были абсолютно здоровы и сильны».
В октябре 1907 года пони прибыли на пароходе в австралийский Сидней, затем - в Новую Зеландию. К моменту погрузки на судно «Нимрод», из пятнадцати животных были отобраны десять, которые и отправились вместе с путешественниками в Антарктиду. Их назначение было простым: тянуть по снегу груженые сани и, как это не грустно, служить источником пропитания для людей.
Один пони пал еще по пути в Антарктиду, другой - сразу после прибытия на материк. Осталось лишь восемь животных. Шеклтон надеялся, что их хватит для путешествия. Но удача оставила экспедицию: еще три пони пали в течение месяца после начала зимовки на берегу моря Росса. Сначала причина их смерти казалась загадочной, но вскрытие одного из павших пони показало, что его желудок набит песком. Пони наелись песка, поскольку он был насыщен солью. Еще один пони отравился химикатами. Шеклтон с отчаянием пишет в своей книге, что «пони были склонны есть буквально все».
В октябре 1908 года экспедиция из четырех человек двинулась к Южному полюсу. Каждый из четырех оставшихся пони тащил сани длиной 11 футов и весом от 400 до 699 pounds. Вернуться из путешествия им было не суждено. Трое были использованы путешественниками как источник пропитания, а последний пони, по кличке Сокс, провалился в расселину… Эта последняя утрата повлияла на продолжительность путешествия: отряд вынужден был повернуть обратно, не дойдя до цели экспедиции 180 километров.
Лошади-поводыри
В Америке вместо собак в качестве поводырей для слепых используются самые маленькие лошади - фалабелла. Специально обученные миниатюрные лошадки ходят по городу в специальных маленьких кроссовочках (чтобы не цокать копытцами и не нарушать общественное спокойствие), ездят в общественном транспорте и приносят, кроме несомненной пользы, еще и множество радостей своим хозяевам.
Прежде чем начать работать поводырями, лошадки учатся распознавать дорожные знаки, не бояться машин и громких неожиданных звуков, их приучают изменять скорость передвижения по команде и многое другое. Обязательно проверяется их физическое и психическое состояние. Те пони, которые по каким-либо причинам не подошли для работы поводырем, приобретаются простыми людьми и живут у них как домашние питомцы. В отличие от привычных собак-поводырей у фалабелл не бывает блох, они живут дольше (в среднем 25-35 лет, а в хороших условиях могут прожить почти 50 лет), они не так сильно пахнут, как собаки. Для работы со слепыми специалисты отбирают самых уравновешенных пони. При этом уход за фалабеллами почти такой же, как и за собаками. Кстати, ни одна воспитанная лошадка, как и собака, не позволит себе испачкать дома пол.
ЮМОР
Лошадь лошади:
- Несчастное я существо! Хозяин попался просто какой-то эксплуататор: с раннего утра до ночи ишачу!
- А ты напиши жалобу в общество защиты животных!
- Ты что, если хозяин узнает, что я умею писать, заставит ему еще и в конторе помогать!
Владелец скаковой лошади недоволен результатом последней скачки. Он сердито спрашивает жокея:
- Вы что, не могли двигаться быстрее?
- Мог бы, но правила запрещают слезать с лошади.
Собираются муж с женой охотиться на лося. Муж жене говорит:
- Учти, если подстрелишь лося, на него сразу найдется много желающих. Ты добычу никому не отдавай. Мол, я подстрелила, и все тут!
На охоте муж слышит крики, прибегает, а там жена с каким-то мужиком спорит:
- Это мой лось! Я его подстрелила!
Мужик ей:
- Хорошо, хорошо, мадам! Только можно я с вашего лося хоть свое седло сниму?
Люди и лошади
Основываясь на археологических находках, некоторые ученые считают, что лошадь была приручена человеком около пяти тысяч лет назад в Евразии. Недавнее генетическое исследование ископаемых и современных лошадей показало: взаимоотношения человека и лошади гораздо продолжительнее, чем принято считать.
Более или менее разобравшись с генетической историей человека, которую можно «вытащить» из Y-хромосом и митохондриальных ДНК (первые без изменения передаются по мужской линии, вторые - по женской), эволюционные генетики взялись за лошадей.
Шведские ученые Хан Эллегрен и Карлес Вила исследовали митохондриальные ДНК почти у двухсот лошадей самых разных пород, даже у лошади Пржевальского. Они сравнили эти образцы с генетическим материалом лошадиных останков, найденных в вечной мерзлоте Аляски (возрастом 12 тысяч лет), и с образцами, найденными на раскопках в Швеции и Эстонии (соответственно две тысячи и тысяча лет).
Быки, овцы и свиньи генетически почти не отличаются от своих далеких предков. Это означает, что они произошли от сравнительно малого числа животных, обитавших в сравнительно небольшом числе мест. Другими словами, как только человек приручил этих животных, дарвиновская эволюция для них резко затормозилась. С лошадьми все оказалось иначе. Разброс в ДНК был очень велик. Следовательно, лошадей приручали не один раз и по всему миру.
По мнению шведских ученых, опубликовавших результаты своих исследований в журнале Science, приручение лошадей людьми началось гораздо раньше, чем считалось ранее.
Традиционная версия: лошади появились около 35 тысяч лет назад в европейских степях. Около 10 тысяч лет назад что-то произошло, и вольные табуны стали редеть. Еще 4 тысячи лет спустя, судя по археологическим находкам на Украине и в Казахстане, человек и лошадь стали неразлучны. Версия шведских ученых: впервые человек приручил лошадь чуть ли не сразу после того, как лошади появились. Лошади то жили с человеком, то дичали. Потом в другом месте другие племена вылавливали потомков когда-то прирученных животных и вновь одомашнивали их. Даже чистокровные лошади несут в своих генах следы многократного скрещивания разных, теперь уже давно ушедших, пород.