Русская народная вышивка – чрезвычайно интересное явление. Она как некая генетическая память – хранит то, что уже давно стерлось из памяти обычной, вышло из обихода, пропало даже из легенд и обрядов. Странные абстрактные фигуры, часто составленные из геометрического орнамента, на деле оказываются отголосками таких древних верований, что остается лишь поражаться, куда может завести красная нить вышивальщицы.
Спонсор рубрики АО «Россельхозбанк»
Письмена из шерсти
Ромбики, крючочки, закорючки... Однако, приглядевшись, в этом хитросплетении линий можно распознать древнейшие символы языческих богов, свастику – знак солнца, обозначения стихий, лесов и гор. Более замысловатый узор включает в себя схематичные фигуры людей и животных, и часто эти животные – лошади. Лошадь у древних славян была животным культовым, магическим, связанным с солнечным божеством. Все эти вещие каурки, помощники сказочных героев, тоже оттуда – из дохристианских верований, в которых коню отводилось особое почетное место.
Конь и солнце
Солнечные знаки – это и конь, и всадник, и колесо, как часть небесной колесницы. Важнейшие события солнечного года – дни равноденствий и солнцестояний – тоже нашли свое место в языческой символике. И конь очень логично оказался в этом ряду: резвейшее животное было у индо-европейцев посвящено светилу, за которым не угнаться обычному человеку. Коней приносили в жертву богу солнца, этот обряд известен и у древних индийцев, и у других индо-европейских народов, включая славян. Бег солнца по небу, бег времени, бег коня – у наших предков эта цепочка складывалась в единую мистическую картину вселенной.
Прибоги и боги
Частый сюжет вышивок – женщина, слева и справа от которой стоят два коня, обычно со всадниками. Очевидно, это не просто пасторальная сцена: женщина – это богиня, а сопровождают ее помощники-прибоги. По представлениям древних, главное божество, сотворившее Вселенную, затем решило удалиться на покой в свое небесное жилище, а разбираться с текущими делами на земле оставило прибогов. Можно представить, как много было у прибогов хлопот и как нужны им были волшебные резвые кони...
Прибоги часто ездят на жеребцах: пол их лошадей прямо обозначен характерными ромбиками под животом. Правда, часто эти детали трактуются исследователями как некий чисто декоративный элемент, но их оппоненты указывают но то, что в данном случае сюжет вышивки обращается к теме плодородия, очень популярной в древней языческой символике.
Дерево и конь
Образ коня удивительным образом пересекается в вышивках с образом мирового дерева. Казалось бы, такие разные сюжеты – животное и растение... Однако в древнеславянской мифологии оба они были символами вселенной. Мировое дерево, корнями прорастающее в нижний мир, а ветвями уходящее в мир горний, и конь, который считался способным путешествовать между мирами. В сказках из крови коня прорастало волшебное дерево. А в вышивке конь бывает очень похож на дерево. лежащее на земле: хвост – это крона, а голова, шея и грудь – корневая часть. Та самая, из которой на настоящем дереве, бревне, вырезали конскую голову, а затем это бревно укладывали в навершие крыши, так называемый охлупень. Корневая часть так и называлась – конек, и это название сохранилось, когда и конские головы уже давно перестали вырезать.
Не всякому коню верь
Вышивки из языческого прошлого, конечно, не сохранились: в основном в музеях можно найти образцы XIX века. Сакральное значение вышивок давно было забыто, их элементы уже не ассоциировались даже с сюжетами сказок, но мастерицы повторяли древние узоры как некий красивый обряд. Таким образом отображение древней космологии дошло до нас, как история древних царств в клинописи и иероглифах.
Правда, камень всё же надежнее народной традиции. Глубокий анализ всех сюжетов и форм показывает, что в русских народных вышивках на языческую знаковую систему наслоились позднейшие заимствования, то в виде растительного орнамента, а то и вовсе подсмотренные на картинах, гобеленах и прочих образцах уже вполне реалистического и абсолютно светского искусства.