Эта странная конструкция – ничто иное, как мундштук XVI века, ориентируясь на характерные детали, специалисты датируют его между 1530 и 1550 годами. В средневековье люди гуманизмом явно не страдали – а стремление к развитию мастерства всадника в сторону тонкости и легкости управления появилось уже позже, в эпоху Ренессанса, когда начали создаваться первые академии верховой езды, и особенно с появлением трудов Гериньера...
Историки в первую очередь изучают декор – тут и правда есть на что обратить внимание. Ветви мундштука сделаны в виде змей-драконов, правда. их головы не видны – скрыты декоративными накладками. по краю которых вычеканена пословица. Так делали мундштуки на севере Франции и юге Нидерландов. Что интересно, накладки из медного сплава на этом мундштуке «не родные», хотя в реальности могли быть какие-нибудь похожие.
Но если чеканные накладки – скорее всего лишь дань моде, то всё остальное уже имеет непосредственное отношение к управлению лошадью. В описании к данному музейному экспонату упоминается, что назначение мундштука – опускать голову лошади, чтобы получить над ей больший контроль. Представляют ли те, кто составлял описание, насколько усиливает действие руки мундштук при таком рычаге?..
Ребристые колесики на грызле – по-видимому, «игра» с чувствительностью слизистой рта. Характерно, что неровные грызла исторически появились в древности, во времена боевых колесниц – когда потребовалось контролировать лошадей на больших скоростях. Хотя, возможно, без колесиков эта штука попросту изранила бы лошади верхнее нёбо. Когда смотришь на эту гору железа, которая должна была находиться непосредственно во рту лошади, становится вообще как-то не по себе. Наверное, единственное положение, при котором такое сооружение хотя бы относительно не будет мешать или впиваться в верхнее нёбо, – это когда линия профиля головы идет отвесно, то есть лошадь сама держит голову вертикально. Только вот интересовало ли при этом рыцаря, в каком положении у лошади зад?
Фото музея Метрополитен