Вклад цивилизации Древнего Китая в развитие науки и техники огромен. Вещи, ставшие давно такими привычными – бумага, чернила, порох, даже сейсмограф – вошли в нашу жизнь благодаря китайцам. Что касается лошадей… Ведь китайцы никогда не были «конным народом», как, например, скифы или монголы. Более того, обратить внимание на свою конницу и хоть как-то заняться коневодством правителей Поднебесной заставили воинственные северные соседи кочевники, от которых не всегда спасала даже Великая китайская стена. И тем не менее именно в Китае были изобретены шлея, хомут, стремена и шорка. С появлением стремян всадник стал увереннее чувствовать себя в седле, теперь не надо было тратить много сил на то, чтобы удерживать равновесие. Шорка же позволила отказаться от громоздкой и стесняющей движения лошади упряжи с ярмом. Китайский ученый Сунь Цзи поставил эти два изобретения по своему влиянию на ход истории в один ряд с черным порохом и бумагой.


Изобретатели упряжи

Впрочем, если мы заглянем тысячелетия на три назад, то ни одного из этих «конных» усовершенствований еще не застанем. Повозки появились в Китае в эпоху Шан – примерно в XIII веке до нашей эры. О том, были ли они позаимствованы у западных соседей или придуманы китайцами самостоятельно, существуют разные сведения. Ведь северо-восточные районы Китая претендуют на то, чтобы считаться местом приручения лошади. Можно сказать одно – конструкция повозки эпохи Шан была уже настолько технически совершенна, что далеко превосходила конструкции повозок в других странах. Она оставалась неизменной около тысячи лет, до начала эпохи Хань. Совершенствовались лишь детали и художественное оформление.

Упряжь эпохи Хань (современный рисунок)

Весь древний мир, не знавший упряжи современного типа, запрягал лошадей с помощью жесткого деревянного ярма, охватывавшего шею и закреплявшегося на ней ремнем. Запряжки были дышловые. В китайской запряжке дышло крепилось к повозке на уровне ее днища, а конец его находился на высоте конских голов. Перпендикулярно дышлу над конскими шеями была закреплена вага, с концов которой спускались легкие ярма. На каждом ярме имелись отверстия, сквозь которые продевались вожжи.

Как припрягались пристяжные лошади, можно увидеть на замечательном образце древнекитайского искусства – квадригах из могилы первого китайского императора Циня Шихуанди. У каждой из пристяжек вдоль шеи укреплен деревянный стержень – он держится при помощи двух ремней: шейного и нагрудного. Этот стержень ремнем пристегнут к концу ваги соседней дышловой лошади. На пристяжную лошадь надет трок, с помощью которого поддерживаются вожжи. Внутренние вожжи дышловых лошадей жестко укреплены на дышле, внешние, как и вожжи пристяжек, всего шесть штук, держит в руках возница. Таким образом запрягали от двух до шести лошадей

Такая форма упряжи просуществовала около тысячи лет. Единственным существенным новшеством в этот период стало появление одноконной упряжки с оглоблями: их концы соединялись над спиной лошади при помощи специального ярма. Позднее появилась упряжка тандем, в которой две лошади запряжены гуськом, одна за другой. На узкой дороге у нее было больше шансов быстро и благополучно разъехаться со встречным транспортом.

Упряжка с ярмом, просуществовавшая так долго, была, однако, весьма несовершенна. Ярмо душило лошадь и не давало в полной мере использовать ее силу. И вот в IV веке до нашей эры появилась упряжка с нагрудным ремнем и постромками, резко повысившая эффективность тягового усилия лошади. А еще столетие спустя, почти одновременно на западе и востоке страны, была изобретена хомутовая упряжь. При династии Хань конструкция хомута непрерывно совершенствовалась. Это был настоящий прорыв в развитии техники: если пара лошадей, запряженных при помощи ярма, могла везти груз в полтонны, то хомут позволяет одной лошади везти полторы тонны.

В наш век, когда промышленный шпионаж является обычным делом, нелегко представить себе, как медленно прокладывал себе дорогу технический прогресс в древности. Прошло более тысячелетия, прежде чем упряжка с нагрудным ремнем достигла Европы. Хомут появился в Европе лишь в VI веке, а окончательно «завоевал свои позиции» еще два столетия спустя.

Все древнекитайские повозки были одноосными. Колеса отличались большим диаметром – до 1,8 метра! – и имели развал в разных вариантах. Длина оси могла быть от 1,8 до 3 метров, ширина колеи – от 1,64 до 2,44 метра. Кузов был квадратным в плане и монтировался на оси симметрично. Обычно повозкой управлял специально обученный возница – это было вполне благоразумно при таких размерах экипажа, установленного всего на двух колесах и к тому же запряженного часто четырьмя, а то и шестью лошадьми. Возница располагался на коленях на передке повозки.

Бронзовые колесницы первого императора

Однако вернемся во времена легендарного Циня Шихуанди. Будущий император родился в 259 году до нашей эры, в эпоху Чжоу. В тринадцать лет он, носивший тогда имя Ин Чжэн, взошел на престол небольшого царства Цинь. Разгромив к 221 году до нашей эры войска шести соседних царств, Ин Чжэн объединил под своей властью огромную территорию, создав единую централизованную империю Цинь. Тогда же он принял титул императора и стал назваться Цинь Шихуанди («циньский первый император»). Цинь Шихуанди реформировал организацию власти в империи, при нем была упрощена и унифицирована письменность, установлена единая денежная единица, введены единые меры веса и длины. Однако с его смертью в 210 году до нашей эры династия Цинь прекратилась, и на четыре с лишним века наступило царствование династии Хань.

Бронзовая колесница из могилы императора Циня Шихуанди

Нам же первый император Китая особо интересен тем, что оставил после себя уникальный памятник истории – свою собственную могилу. В этом захоронении, случайно обнаруженном в марте 1974 года крестьянином при рытье колодца, находилась целая армия из тысяч терракотовых воинов в натуральную величину, а также боевые колесницы и сотни лошадей (384 упряжных и 116 верховых). Широкогрудые и приземистые кони смело смотрят вперед, словно готовые ринуться в бой. Эти глиняные лошадки с небольшими благородными головами на мускулистых шеях не лишены изящества, своего особого шарма. Их гривы подстрижены и торчат щеткой, хвосты заплетены, а стилизованные челки «уложены» своеобразным орнаментом. В могиле были найдены также запряженные четверками коней бронзовые колесница и карета: они во всех подробностях передают устройство экипажей Древнего Китая, вплоть до мельчайших деталей упряжи и украшений.

Кони императора кажутся на первый взгляд очень уж маленькими – всего около 135 см в холке, однако скорее всего древний скульптор ничуть не погрешил против истины. Добрая половина из ныне существующих китайских пород – это мелкие лошадки степного типа, а коневодство в основном сконцентрировано в северной, более засушливой части страны, в первую очередь на просторах степей Внутренней Монголии. Надо сказать, китайцы были не очень-то удачливыми коневодами, но для улучшения своих лошадей прилагали огромные усилия: ради нескольких десятков породистых «небесных» коней в I веке нашей эры они даже пошли войной на среднеазиатское государство Давань.

О сооружении своей будущей могилы Цинь Шихуанди распорядился, едва став правителем царства. В грандиозном строительстве было занято семьсот тысяч рабочих. Даже в загробном мире император хотел иметь под рукой свою победоносную армию.

Цинь Шихуанди прославился еще и тем, что благоустроил и расширил сеть дорог. Строительство новых почтовых трактов, связавших столицу с самыми отдаленными уголками империи, достигло при нем грандиозных размеров. Ширина колеи была стандартизована, что увеличило скорость движения повозок и колесниц. По длине оси повозки были разделены на узкие и широкие. Некоторые дороги были достаточно широки, чтобы на них могли поместиться три повозки в ряд: на такой «трассе» обогнать медленно едущую повозку не составляло проблемы. А ведь это далекий III век до нашей эры!

На дорогах вырубали в камне колеи на ширину следа колес – это позволяло более уверено и с комфортом ехать с большой скоростью. Экипаж двигался настолько ровно, что в нем на ходу могли выступать акробаты. Впрочем, при управлении боевой колесницей подобные ухищрения приносили мало пользы – недаром умение управлять ею относилось к числу «шести искусств», наряду с письмом, счетом, выполнением ритуалов, музыкой и стрельбой из лука.

Зачем в экипаже компас

Ездить в экипаже в Древнем Китае могли себе позволить лишь высшие слои общества. Даже торговцам, наиболее богатым из которых вполне хватило бы средств содержать свой выезд, в этом праве было отказано: в экипаже могли ездить только чиновники и император.

Императорская карета была не просто средством передвижения – она воплощала в себе микрокосмос, или отражение макрокосмоса. Верх экипажа символизировал небесный купол, кузов соответствовал тогдашнему представлению о квадратной форме земли: стенки кузова символизировали страны света. Этому правилу подчинялось все, что окружало императора. Во дворце император сидел спиной к северной стене и в позе властителя взирал на юг – на свое государство и народ. Поэтому дворец обычно располагался в северной части города. Сидя в карете, император тоже должен был смотреть на юг. Но если при строительстве дворца легко определить южное направление и спланировать здание соответствующим образом, то как быть с экипажем, который движется отнюдь не по прямой? Тут китайцы изобрели весьма остроумный выход из положения, настоящее чудо экипажного строительства – «экипаж, указывающий на юг». Южное направление определяли при помощи магнитной стрелки (компас – еще одно китайское изобретение, известное с III века до нашей эры и, кстати, первоначально употреблявшееся только во время сухопутных путешествий). Кузов экипажа можно было вращать – для этого была сконструирована система зубчатых колес, приводимая в действие вручную. Экипаж сопровождали два барабанщика, «напоминавшие» на каждом повороте дороги конвою, что пора свериться с компасом и внести поправку в положение экипажа.

На протяжении всей истории Китая ни одно животное не имело для него такого значения, как лошадь. От лошади зависело само существование Срединной империи – недаром столь значителен ее образ в китайской мифологии, изобразительном искусстве. Лошади и конные экипажи встречаются уже в захоронениях эпохи Шан. С IV века до нашей эры Китаю пришлось противостоять конным армиям северных кочевников, лучшим для своего времени. Это даже заставило китайцев отказаться от боевых колесниц и создать более мобильную и эффективную верховую конницу. В дальнейшем стремление не отстать от своих соперников подвигло китайцев на самые разные усовершенствования в конном деле. К тому же по мере роста империи лошади стали незаменимыми для поддержания целостности огромной страны, главным средством сообщения.

Но не стоит думать, что сегодня китайцы забыли о своих верных друзьях, сопровождавших их на протяжении пяти тысяч лет. Китай обладает самым большим конским поголовьем, численность которого превышает 11 миллионов голов, в этой стране создано 26 конских пород. «Китайское гражданство» имеет каждая шестая лошадь мира.


Анатолий ГАНУЛИЧ


Эпоха Шан (XVI-XI века до н. э.). Упряжь с ярмом.

Эпоха Чжоу (XI-III века до н. э.). Изобретение шорки.

Династия Цинь (221-207 годы до н. э.). Усовершенствование сети дорог.

Династия Хань (206 год до н.э. – 220 год н. э.). Разработка конструкции хомутовой упряжи.


0
Дата публикации: 4.2.2004 0:00:00
Печатать эту страницу Отправить эту статью другу
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
Отправить комментарий
Вам нужно зайти под своим логином чтобы отправить комментарий.
Пользователь: Пароль: Запомнить меня

Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь.
Рубрикатор
Поиск
Новости редакции
Конный мир №1/2023 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Новая русская спортивная», «Нина Менькова: 62 года в седле», «Метаболизм совершенного атлета».
Конный мир №1/2022 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Чистокровное коннозаводство: солидный фундамент», «В поисках коня спортивного...», «Как получить государственную помощь?»
Уважаемые подписчики! Дорогие читатели!В связи со сложившейся ситуацией, выпуск журнала "Конный мир" №1/2022 временно переносится до улучшения ситуации в стране. Пожалуйста, следите за обновлениями на сайте и в соцсетях.
Конный мир №4/2021 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Мы делили... ипподром», «Цилиндры – есть ли шанс?», «Кирилл Племяшов: «В приоритете – клиническое обучение»»
Конный мир №3/2021 (август-сентябрь) – скоро в продаже! В номере - «Куда шагаем?», «Долететь до Японии», «Гордость России»
Кто активен
42 пользователь(ей) активно (32 пользователь(ей) просматривают Статьи)

Участников: 0
Гостей: 42

далее...
© ООО «КЛАСС ЭЛИТА» 2000-2024 Все права на материалы, находящиеся на сайте horseworld.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КЛАСС ЭЛИТА»