Кто из нас, конников, хоть раз в жизни не мечтал о том, чтобы хвостатый любимец вдруг заговорил на человеческом языке? Как бы это было чудесно, если бы конь сам мог сказать ветеринару, что у него болит, подсказать конюху, когда нужно подставить под хвост лопату, чтобы не пачкать свежие опилки, или просто поделиться со всадником последними новостями и лошадиными сплетнями! Ах, мечты, мечты… С другой стороны, представьте на минуту, что было бы, если б ваша лошадь с утра пораньше выдала вам: «Как дела?» Ручаюсь, что первой вашей реакцией была бы мысль о поисках ближайшего психиатра…
Кадры из фильма «Смелые люди» |
А вот герой американского фильма «Безумные скачки» столкнулся с этой проблемой вплотную. Мало было бестолковому недотепе Фреду, что умерла его матушка и вредный отчим выкинул парня на улицу, а тут еще мамино хвостатое наследство заговорило с ним по-человечески. Гнедой философ не только принялся рассуждать о непутевой жизни Фреда, но и стремительно вмешался в нее, сделав героя богатым и преуспевающим. При этом умница Дон ловко переселился из конюшни в шикарный дом разбогатевшего Фреда. На новом месте жительства говорящий конь чувствовал себя как дома: пил диетическую пепси, смотрел по телевизору старые комедии, а во время прогулок ухлестывал за дорогущей арабской кобылкой, принадлежащей, разумеется, злобному отчиму главного героя.
Фреду и Дону пришлось пережить множество забавных приключений, но в конце концов они победили всех своих недругов и выиграли самую крупную скачку года. Если вы думаете, что говорящий конь стал первым благодаря силе и выносливости, то вы сильно ошибаетесь…
Комедия «Безумные скачки» весьма немудряща, но сделана с большим чувством юмора. Главную роль исполняет актер Боб Толдуэйт, хорошо известный российским зрителям по бесчисленным «Полицейским академиям». Помните странноватого главаря банды, который в итоге стал защитником порядка? В «Безумных скачках» актер вполне узнаваем, хотя Фред, безусловно, гораздо более приятный персонаж. Быть может, тут опять играет роль облагораживающее влияние лошади?
Если уж речь у нас зашла о зарубежных фильмах, мне невольно вспоминается недавний просмотр второй части нашумевшего «Властелина колец». Когда мы с приятельницей вышли из кинотеатра, она не могла скрыть своих восторгов по поводу увиденного. Заметив, что я их не слишком разделяю, она просто «с ножом к горлу» подступила ко мне: «Ну а лошади-то тебе понравились? Ах, какая же там сцена, когда конь спасает полумертвого Арагорна! Какая оригинальная находка!» Тут я не удержалась: «Послушай, а ты когда-нибудь смотрела наш старый фильм «Смелые люди»?»
…Раненый герой лежит на земле, помощи ждать неоткуда. Но тут к нему подходит конь. Серый красавец нежно касается губами лица хозяина, потом опускается на землю рядом, позволяя раненому ухватиться за луку седла и взобраться на спину. «Не знаю, смотрел ли режиссер «Властелина колец» наших «Смелых людей», но одна сцена практически копирует другую», – сказала я своей примолкшей приятельнице.
Изначально предполагалось, что фильм этот будет о дружбе человека и лошади, но, к несчастью, в дело вмешалась вездесущая цензура: было признано некорректным рассказывать о «каких-то» лошадях, а не о героических подвигах советского народа. В сценарий были внесены изменения, но несмотря ни на что первоначальная задумка авторов все равно лукаво выглядывает из несколько растянутого сюжета.
История начинается рождением Буяна, будущего чемпиона. Вася Говорухин и его учитель Воронов сумели вырастить из жеребенка настоящего победителя. Но тут в жизнь героев врывается война. Теперь главной задачей сотрудников конного завода становится спасение подопечных. С трудной задачей сталкиваются бывалые конники, когда получают приказ пристрелить всех старых, больных и раненых лошадей, которые могут задержать эвакуацию завода. В военное время приказы не обсуждают… Спасти от гибели удается только серого Бунчука – отца Буяна. Старик Воронов готов остаться в городе извозчиком при немцах (и одновременно связным с партизанами). Но и героям, и зрителям сразу ясно, что идет он на это не столько из патриотических соображений, сколько ради своего старого Бунчука. Ежедневно рискуя собственной жизнью, человек спасает жизнь лошадиную. И в то же время, когда приходится спешить, чтобы отменить приказ о взрыве поезда, тот же Воронов насмерть загоняет своего старого друга.
Вторая линия «человек-лошадь» – это Вася Говорухин и Буян. Они прошли рядом всю войну, расставались и вновь встречались… Приключения этой пары, конечно, более яркие и интересные, но Воронов и Бунчук вносят какую-то необыкновенно лирическую и трогательную нотку в сюжет фильма.
Отдельно хочется обратить внимание на работу каскадеров. Если для сегодняшнего искушенного зрителя их трюки могут показаться не такими уж зрелищными, то для своего времени фильм «Смелые люди» стал, вероятно, настоящей сенсацией. Во всяком случае, сцена, в которой Вася на Буяне догоняет мчащийся на всех парах поезд и из седла перебирается на один из вагонов, давным-давно стала классикой отечественного кинематографа.
И последнее, что заставило меня во время просмотра не раз улыбнуться: я так и не определила, какой же породы был Буян. По сюжету он чистокровка, исполняет роль терец, но самое интересное, что его отец Бунчук – орловский рысак, о чем неоднократно говорят герои фильма. Но это уже просто маленький заключительный штришок, чтобы посильнее заинтриговать зрителей-конников. Посмотрите эти два фильма – абсолютно разные, они объединены одним самым главным качеством – искренней дружбой человека и лошади.
Дарья КУЗОВЛЕВА