Кубку мэра уже пять лет. И каждый год в конце августа-начале сентября все московские (и не только!) конники, от любителей до профессионалов, собираются в «Лужниках», чтобы посмотреть на это замечательное зрелище.
Спортсмены, которые приходят в качестве зрителей, чаще всего смотрят разминку – им интересен сам процесс работы, любители и люди далекие от конного спорта приходят за необыкновенно азартным зрелищем. Многие иностранные спортсмены, однажды выступавшие на Кубке мэра, приезжают опять. Приезжают, потому что у них уже есть друзья в России, потому что знаменитое русское гостеприимство никого не оставляет равнодушным, потому что это достойный, хорошо организованный турнир. Некоторые (правда, их очень мало) едут в Москву за легкой победой, но с этого года им придется задуматься, а так ли просто выиграть у российских всадников?
На трибунах «Лужников» не смогли уместиться все желающие посмотреть соревнования. Люди сидели на ступенях, парапетах, стояли вокруг конкурного поля. По предварительным данным только за последние два дня соревнований Кубок мэра посетили тринадцать тысяч зрителей. Организаторы пообещали в следующем году установить дополнительные трибуны.
В турнире участвовали более пятидесяти всадников из четырнадцати стран мира. Впервые у турнира был титульный спонсор – компания «Дон-Строй» оказала огромную финансовую поддержку в проведении турнира.
Выездка
Кубок мэра начался с выездки. В программу входили Большой приз, переездка Большого приза, КЮР Большого приза и па-де-де.
Возможно, после Кубка Президента РФ это было не самое захватывающее зрелище. Международный статус – это две спортсменки из Белоруссии. Но и на Кубке мэра было, на что посмотреть.
Пожалуй, главным событием стало поделенное между Александрой Кореловой на Балагуре и Ниной Меньковой на Посте первое место в Большом призе. У обеих спортсменок результаты совпали до сотой доли процента – 66,24%. Нина Менькова в Большом призе выступила недостаточно удачно для того, чтобы стать однозначным победителем. Два раза Пост сбился на прибавленной рыси.
«Мы провели эксперимент, – объяснила Нина Менькова, – и в итоге подковали Поста не на те шипы. Он себя не очень уверенно чувствовал и поэтому так сбивался. Но к переездке мы поставили другие шипы, и он гораздо лучше выступал, хотя оценка почему-то не очень отличается». Нина долгое время не принимала участия в крупных соревнованиях, что было связано с болезнью коня. Но теперь, когда Пост поправился, мы желаем Нине Меньковой дальнейших побед.
Ольга Карпинская и Белвест, |
Блестяще выступили Александра Корелова и Балагур в переездке Большого приза. Все судьи безоговорочно присвоили им первое место. Балагур не сделал ни единой ошибки. В течение последнего сезона все только и говорят о необыкновенном орловском рысаке. Как знать, может быть, успех Балагура откроет новые возможности в развитии этой породы?
А вот первым шести участникам КЮРа Большого приза, можно сказать, не повезло – все внимание трибун было приковано к проходу на VIP-трибуны: ждали Президента. Высший эшелон власти в последнее время уделяет очень много внимания конному спорту. Так, на Кубке мэра присутствовал спикер Госдумы Геннадий Селезнев, приехал президент РФ Владимир Путин, а мэр Москвы Юрий Лужков был на трех днях турнира из четырех.
В КЮРе не было равных Нине Меньковой на Посте. Ни по сложности программы, ни по качеству исполнения элементов, ни по подбору музыки. Мало кто из российских всадников способен сделать хотя бы некоторые из элементов, которые показывает Менькова: пируэт на галопе с переменой ноги и пируэтом в другую сторону, пируэт на пассаже, менка ног по вольту. «Во время КЮРа, – сказала судья из Франции Изабель Жуде, – хотя бы на короткое время, но должно возникать ощущение, что и лошадь, и всадник получают удовольствие от выступления. На мгновение все должны забыть, что выездка – это спорт, и только любоваться прекрасным зрелищем гармонии человека и лошади. Это должен быть театр».
Но не все было замечательно. Рекордом неорганизованности стало па-де-де. Чего стоят хотя бы два «интернациональных» российско-белорусских дуэта! Было заметно, что многие выступления готовились чуть ли не по ходу дела. Были сложности с синхронностью, далекое от идеала исполнение элементов и отсутствие сложных связок. Но па-де-де дало возможность Сергею Куренкову и Юлии Воротниковой взять реванш после неудачи в основных ездах. То, что именно этот дуэт выиграет па-де-де, стало очевидно уже после первой минуты выступления. Грейн и Сигнал, несмотря на разницу в росте, практически всю программу прошли в ногу.
Конкур
Первым в рамках турнира разыгрывался Кубок журнала «Конный мир». Завязалась очень серьезная борьба. Практически до самого конца казалось, что победа достанется украинскому спортсмену Олегу Красюку, но в итоге первое место завоевал Кристоф Клирен из Бельгии на Брустор Жаме Ла Ви. «Я очень счастлив, что выиграл у таких спортсменов, как Вилли Меллигер и Лудо Филиппертс и что я первый победитель на этих соревнованиях», – сказал Кристоф на пресс-конференции.
Поддержка трибунами наших всадников была потрясающая. Во время выступления Натальи Симонии на Аль-Пассале в конкуре 160 см с трибун после каждого чистого прыжка раздавался робкий шелест аплодисментов, а затем все замирали. Зрители были предельно корректны: безусловно, все очень болели за наших, но тем не менее каждый спортсмен, прошедший маршрут без штрафных очков, награждался громом аплодисментов. Какую овацию устроили зрители Карлу Вешелбергеру, когда он после неудачного прыжка все-таки усидел на своем Калимбо! Как освистали рабочих на поле, которые забыли восстановить препятствие, а всадница уже поехала по маршруту! Зрители кричали немке Хелене Вайнберг «Стой!», а потом искренне радовались ее успешному выступлению. Гейр Гулликсен, обладатель Приза Банка Москвы и Кубка мэра, сказал: «Здесь самые лучшие в мире зрители. Я был на многих соревнованиях по всему миру, но такой поддержки трибун, тем более не у себя в стране, я не встречал».
Наши спортсмены ехали очень уверенно. Теперь можно сказать, что они способны составить конкуренцию западным конкуристам. Почти в каждом маршруте российские спортсмены были в призах, но успех пришел не сразу. От седьмого и восьмого мест у Артура Багдасарьяна и Владимира Туганова в Призе компании «Дон-Строй», к четвертому месту Натальи Симонии в квалификационном для Кубка мира FEI конкуре 150 см, и как апофеоз – второе место у Михаила Шемшелева на Массимо в Кубке мэра.
Михаил Шемшелев и Массимо |
Второе место – это серьезная претензия на победу. Всего три с небольшим секунды – и звучал бы российский гимн на международных соревнованиях по конкуру! Безусловно, можно сказать, что зарубежные спортсмены привезли не основной состав лошадей и что всадников, входящих в первую двадцатку мирового рейтинга, было не так уж много, но тем не менее это были серьезные соревнования, и никому победа не досталась легко. А сложность маршрута отмечали даже зарубежные спортсмены.
Основным отличием российских всадников от зарубежных было то, что гости ехали за результатом, а наши руководствовались поговоркой «главное не победа, главное участие». Многие иностранные спортсмены снимались после первой закидки или после первого повала и не боролись, зная, что они не победят. Что это, завышенные амбиции или спортивная гордость и бережное отношение к лошади? Наших гостей можно понять – им нет смысла бороться до конца, если у них есть возможность каждую неделю стартовать на международных соревнованиях. Совсем по-другому сложилась ситуация для российских спортсменов. Кубок мэра – чуть ли единственная для многих возможность хотя бы раз в году посоперничать со звездами мировой величины, показать себя. Далеко не все могут себе позволить выезжать в Европу на соревнования. И потом, за границей у наших спортсменов никогда не будет такой поддержки, как у себя на родине. Возможно, и стоило иногда поберечь лошадей – грунт был очень скользким первые два дня, и кони то и дело обрывались, чуть ли не падая. Затем грунт подсох и, как следствие, повысились результаты.
Иногда нашим спортсменам не хватало скорости, они ехали осторожно, на чистоту. В скоростном маршруте на приз Банка Москвы это обстоятельство сильно повлияло на результат. Три наших всадника прошли этот маршрут чисто, но на порядок медленнее, чем их соперники. Только Артур Багдасарьян на Дон-Диего продемонстрировал грамотную езду, он шел не резво, но выигрывал время за счет срезания углов. В итоге у Артура призовое седьмое место. Тем не менее, у главного судьи по конкуру Рудольфа Хааса сложилось иное впечатление от российских спортсменов: «Понимаете, Россия очень большая, здесь все большое и очень много свободного пространства. Поэтому ваши всадники привыкли ездить очень быстро и не очень аккуратно. В Европе, наоборот, места очень мало, и спортсмены едут гораздо техничнее. Вашим всадникам нужно учиться прыгать на небольших конкурных полях. Им нужно учиться не только двигать, но и вовремя сокращать лошадь, тогда они очень многого достигнут». Замечания главного судьи в целом справедливы, но не для скоростных маршрутов.
Своеобразной «темной лошадкой» этого турнира стал украинский всадник Олег Красюк. Двадцатипятилетний спортсмен уже в течение полутора лет регулярно выступает на международных турнирах в Европе, его хорошо знают на Западе. В России он второй раз. На своем основном коне Севен Ап Фифтин Олег стал четвертым в Кубке мэра и вторым в квалификационном для Кубка мира FEI конкуре. В первый день в конкуре на приз нашего журнала Олег на второй лошади Адольфе Ди прошел чисто весь маршрут, да еще и с хорошим временем, поделив второе место с Джесикой Куртен. Красюк тренируется в Германии у Нордан Круксоль, выступает на немецких лошадях.
Практически все – от зрителей до участников – были довольны организацией соревнований. Кристоф Клирен, который первый раз приехал в Москву, сказал: «Мне рассказывали, что это очень хороший турнир. Здесь все очень грамотно устроено: и денники, и гостиница для спортсменов. Я теперь не понаслышке знаю, как тут хорошо, и обязательно приеду еще. Думаю, что у этого турнира большое будущее, и через некоторое время сюда будут приезжать спортсмены самого высокого уровня, такие как Людгер Бербаум. Но и без них здесь очень серьезная конкуренция».
Шоу
А напоследок – о конном шоу. Оно началось в субботу в одиннадцать часов вечера. На затянутом искусственным дымом конкурном поле под комментарий Эммануила Виторгана разыгрывались исторические баталии. Сразу почему-то вспомнился конный театр «Зингаро». Танцующие люди, трюки на лошадях, элементы высшей школы, музыка... Это феерическое действо продолжалось до полуночи. И хотя представление было поставлено очень интересно и достаточно достоверно (костюмы, музыка, лошади), я до сих пор не могу понять, почему в этом шоу все красноармейцы умерли, так, видимо, и не победив в гражданской войне. Еще одна странность была связана с тем, что ни слова не было сказано о роли русской кавалерии во Второй мировой войне. Ну, возможно, это был несколько сокращенный вариант. В любом случае организаторы постарались сделать все для того, чтобы зрителям было интересно. И им это вполне удалось.
Еще раз поздравляем наших конкуристов с достойным выступлением!
Анна АЛЕКСАНДРОВСКАЯ