Когда в 1978 году концерн VOLVO объявил о своем намерении стать спонсором Кубка мира по преодолению препятствий, никто не удивился. Конный спорт никогда не был "бесхозным", внимание к нему со стороны крупных финансовых и промышленных групп - не новость. Десятимиллионные в те годы скачки "Бридерс кап" финансировала "Дженерал моторс", Золотой кубок Мельбурна - пивоваренная фирма "Форстерc" и т. д. Тем более, что у VOLVO к тому времени в "спонсорской обойме" уже были гольф и парусный спорт. Почему бы и не конный спорт?


Ветеран конного спорта, обладатель трех Кубков Хуго Симон

Конечно, перед этим была тщательная подготовка, длившаяся целый год. Турниру предшествовали переговоры на разных уровнях, вплоть до королевского. Ведь конный спорт поддерживали и шведская, и английская королевские семьи. Шведская - это понятно: престиж страны. Что же касается английской, то следует напомнить, что президентом Международной федерации конного спорта в то время был принц Филипп, герцог Эдинбургский и муж королевы Елизаветы II. Сам рьяный конник, чемпион и призер мировых чемпионатов по драйвингу, он приветствовал любые инициативы подобного рода. Дочь королевской четы принцесса Анна к тому времени была уже чемпионкой Европы по троеборью. В последствии она получила из рук отца руководство FEI, с чем успешно справлялась почти десять лет. Словом, FEI с радостью откликнулась на инициативу шведской национальной федерации конного спорта и концерна VOLVO учредить Кубок мира как Кубок VOLVO.

Открыв в 1979 году первую страницу в истории финалов Кубка мира, шведский город Гётеборг потом за 23 года десять раз принимал лучших конников планеты. Правда, в десятый раз, в 1999 году, огромный крытый стадион "Скандинавиум" стал ареной этих состязаний уже не в ранге Кубка VOLVO1.

История Кубка наполнена множеством рекордов. Приведем несколько примеров. В сезоне розыгрыша 1997/1998 турнир выиграл 25-летний бразилец Родриго Пессоа. Кстати, забегая вперед, можно сказать, что пять месяцев спустя, в октябре 1998 г., Родриго выиграл и чемпионат мира в Риме в личном зачете. В таком молодом возрасте никто не выигрывал ничего подобного в таком сочетании. Также следует добавить, что Пессоа выигрывал Кубок мира еще два года подряд: в сезонах 1999 и 2000.

К рекордам можно отнести, скажем, и то, что соотечественник Хуго Симона Джон Фейхи стартовал на этапах Кубка 179 раз, Джордж Санна, тоже австрийский конник, - 162 раза. Англичанин Джон Уитакер приближается к цифре 190. К слову сказать, он среди конников владеет самым большим парком автомобилей VOLVO. Он выигрывал так называемые состязания Большого шлема, на которых победителю тоже вручался приз в виде новенького авто VOLVO. Так вот, у Джона 12 машин2.

И, наконец, было бы несправедливо не упомянуть еще об одном уникальном достижении, которое трудно будет когда-либо превзойти. Этому следует посвятить несколько отдельных строк.

Начинался турнир с девяти этапов (сейчас их тринадцать - так называемых предварительных соревнований). Когда в начале апреля 1979 году на самой большой конной арене Швеции - дворце "Скандинавиум" в Гётеборге - начался финальный круг соревнований, многие обратили внимания на то, что в число претендентов попал 36-летний австриец Хуго Симон, выступавший на 10-летнем гнедом мерине по кличке Гладстоун. Просочиться сквозь мелкое сито всех отборочных конкуров, в которых выступала мощная когорта из семи американцев, семи англичан, а также канадцев и немцев, было не так-то просто. Симон, конечно, был не новичок - к тому времени он уже стал бронзовым призером чемпионата мира и Европы и даже занял 4-е место в личном зачете на Олимпиаде-72 в Мюнхене. А это уже репутация. Однако мало кто мог прогнозировать его победу. Каково же было удивление и восхищение публики, когда в перепрыжке австриец выиграл состязание на чистоту и резвость! Но ведь американцы выигрывали финал семь раз, по три победы на счету канадцев и англичан. И только Симон выиграл их трижды, причем последний раз - в 56-летнем возрасте.

В 79-м началась славная история и Кубка VOLVO, и великого австрийца. Правда, чтобы стать великим, ему понадобились долгие двадцать лет. Сейчас он уже не единственный, кому удалось стать трехкратным победителем финала Кубка мира. Уникальность его достижений в том, что он сумел повторить свою победу спустя долгие двадцать лет - во второй раз он стал обладателем Кубка в 1996 году на арене Палекспо в Женеве, а в третий - в 1997 году на песке все того же "Скандинавиума" в Гётеборге.

Победив в третий раз в финале, Хуго Симон заявил, что покидает большой спорт и переходит только на тренерскую работу, но не выдержало ретивое, и он снова в седле, да еще с каким фавором! В сезоне 1999/2000 он спорил за первую строку в международном рейтинге с самим Людгером Бербаумом - четырехкратным олимпийским чемпионом, двукратным чемпионом мира. Бербаум выиграл свой финал в 1993 году, а на этапах розыгрыша побеждал несчетное количество раз.

В рамках международных соревнований для конников Центральной и Восточной Европы тоже проводились турниры на Кубок VOLVO, но они начались несколько позже, чем для элиты мирового конного спорта. Тем не менее, нельзя не заметить, что подобное распространение влияния FEI и VOLVO на восток дало предпосылки мощному развитию конного спорта в этих странах за последнее десятилетие.

Теперь следует сказать и о соревнованиях среди мастеров выездки в одноименном турнире. Она также занимала заметное место в международном календаре FEI, однако пользовалась меньшей популярностью, что можно считать несправедливым. В этом виновата сама Международная федерация конного спорта, потому что популярность напрямую зависит от рекламной экспансии на телевидении. Если в рамках телепрограмм "Евроспорта" конкуры представлены достаточно полно, то выездке уделено от силы два-три часа в год. Но в этом больше "виновата" идеология, которую исповедует программный отдел "Евроспорта". Словом, "звоните в Париж".

Вернемся к конкуру. В нынешнем сезоне в более выгодном положении оказались всадники, у которых оказалась достойная замена тем лошадям, на которых они выигрывали на мировых первенствах и Олимпийских играх. Или те спортсмены, которые смогли правильно подвести своих питомцев к новому циклу текущего олимпийского четырехлетия. На нынешних этапах мы не увидели Джона Уитакера: он оказался без лошади. Да и его брат Майкл пока не может похвастаться большими успехами. И в целом английская команда не блещет результатами, за исключением Дианы Лемпард, которая достойно сражается на этапах Кубка мира.

Не в порядке и Гандини Балубет Родриго Пессоа. После Олимпиады в Сиднее, где он вынужден был довольствоваться утешительным "не победой, а участием", он никак не может толком включиться в борьбу.

Главное даже не кто выиграет нынешний сезон, а кто выдвинет во главу рейтинга свою лошадь. И вот этот-то порядок и станет определяющим в прогнозах на Олимпиаду. Один лишь пример, пожалуй, даст ясное представление о вещах: немец Тони Хасман пять раз участвовал на начальных этапах Кубка мира и три раза выиграл. Этого не было в истории всех розыгрышей. Он предъявил публике просто замечательную 9-летнюю серую голштинскую кобылу Мобилком Голдику (Mobilcom Goldika).

Однако до Олимпиады еще далеко, а пока напомним, что в 2002 году пройдут IV Всемирные конные игры - событие не менее важное, можно сказать, решающее. Большая часть сезона Кубка мира 2001/2002 позади: этапы шли весь декабрь, и после перерыва на январь, турнир возобновится в феврале и не прервется до финала в апреле. Что ж, посмотрим, кто станет героем нового года.


Евгений АННУШКИН

0
Дата публикации: 15.1.2004 0:00:00
Печатать эту страницу Отправить эту статью другу
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
Отправить комментарий
Вам нужно зайти под своим логином чтобы отправить комментарий.
Пользователь: Пароль: Запомнить меня

Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь.
Рубрикатор
Поиск
Новости редакции
Конный мир №1/2023 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Новая русская спортивная», «Нина Менькова: 62 года в седле», «Метаболизм совершенного атлета».
Конный мир №1/2022 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Чистокровное коннозаводство: солидный фундамент», «В поисках коня спортивного...», «Как получить государственную помощь?»
Уважаемые подписчики! Дорогие читатели!В связи со сложившейся ситуацией, выпуск журнала "Конный мир" №1/2022 временно переносится до улучшения ситуации в стране. Пожалуйста, следите за обновлениями на сайте и в соцсетях.
Конный мир №4/2021 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Мы делили... ипподром», «Цилиндры – есть ли шанс?», «Кирилл Племяшов: «В приоритете – клиническое обучение»»
Конный мир №3/2021 (август-сентябрь) – скоро в продаже! В номере - «Куда шагаем?», «Долететь до Японии», «Гордость России»
Кто активен
2 пользователь(ей) активно (2 пользователь(ей) просматривают Статьи)

Участников: 0
Гостей: 2

далее...
© ООО «КЛАСС ЭЛИТА» 2000-2024 Все права на материалы, находящиеся на сайте horseworld.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КЛАСС ЭЛИТА»