Когда в 1978 году концерн VOLVO объявил о своем намерении стать спонсором Кубка мира по преодолению препятствий, никто не удивился. Конный спорт никогда не был "бесхозным", внимание к нему со стороны крупных финансовых и промышленных групп - не новость. Десятимиллионные в те годы скачки "Бридерс кап" финансировала "Дженерал моторс", Золотой кубок Мельбурна - пивоваренная фирма "Форстерc" и т. д. Тем более, что у VOLVO к тому времени в "спонсорской обойме" уже были гольф и парусный спорт. Почему бы и не конный спорт?
Ветеран конного спорта, обладатель трех Кубков Хуго Симон |
Конечно, перед этим была тщательная подготовка, длившаяся целый год. Турниру предшествовали переговоры на разных уровнях, вплоть до королевского. Ведь конный спорт поддерживали и шведская, и английская королевские семьи. Шведская - это понятно: престиж страны. Что же касается английской, то следует напомнить, что президентом Международной федерации конного спорта в то время был принц Филипп, герцог Эдинбургский и муж королевы Елизаветы II. Сам рьяный конник, чемпион и призер мировых чемпионатов по драйвингу, он приветствовал любые инициативы подобного рода. Дочь королевской четы принцесса Анна к тому времени была уже чемпионкой Европы по троеборью. В последствии она получила из рук отца руководство FEI, с чем успешно справлялась почти десять лет. Словом, FEI с радостью откликнулась на инициативу шведской национальной федерации конного спорта и концерна VOLVO учредить Кубок мира как Кубок VOLVO.
Открыв в 1979 году первую страницу в истории финалов Кубка мира, шведский город Гётеборг потом за 23 года десять раз принимал лучших конников планеты. Правда, в десятый раз, в 1999 году, огромный крытый стадион "Скандинавиум" стал ареной этих состязаний уже не в ранге Кубка VOLVO1.
История Кубка наполнена множеством рекордов. Приведем несколько примеров. В сезоне розыгрыша 1997/1998 турнир выиграл 25-летний бразилец Родриго Пессоа. Кстати, забегая вперед, можно сказать, что пять месяцев спустя, в октябре 1998 г., Родриго выиграл и чемпионат мира в Риме в личном зачете. В таком молодом возрасте никто не выигрывал ничего подобного в таком сочетании. Также следует добавить, что Пессоа выигрывал Кубок мира еще два года подряд: в сезонах 1999 и 2000.
К рекордам можно отнести, скажем, и то, что соотечественник Хуго Симона Джон Фейхи стартовал на этапах Кубка 179 раз, Джордж Санна, тоже австрийский конник, - 162 раза. Англичанин Джон Уитакер приближается к цифре 190. К слову сказать, он среди конников владеет самым большим парком автомобилей VOLVO. Он выигрывал так называемые состязания Большого шлема, на которых победителю тоже вручался приз в виде новенького авто VOLVO. Так вот, у Джона 12 машин2.
И, наконец, было бы несправедливо не упомянуть еще об одном уникальном достижении, которое трудно будет когда-либо превзойти. Этому следует посвятить несколько отдельных строк.
Начинался турнир с девяти этапов (сейчас их тринадцать - так называемых предварительных соревнований). Когда в начале апреля 1979 году на самой большой конной арене Швеции - дворце "Скандинавиум" в Гётеборге - начался финальный круг соревнований, многие обратили внимания на то, что в число претендентов попал 36-летний австриец Хуго Симон, выступавший на 10-летнем гнедом мерине по кличке Гладстоун. Просочиться сквозь мелкое сито всех отборочных конкуров, в которых выступала мощная когорта из семи американцев, семи англичан, а также канадцев и немцев, было не так-то просто. Симон, конечно, был не новичок - к тому времени он уже стал бронзовым призером чемпионата мира и Европы и даже занял 4-е место в личном зачете на Олимпиаде-72 в Мюнхене. А это уже репутация. Однако мало кто мог прогнозировать его победу. Каково же было удивление и восхищение публики, когда в перепрыжке австриец выиграл состязание на чистоту и резвость! Но ведь американцы выигрывали финал семь раз, по три победы на счету канадцев и англичан. И только Симон выиграл их трижды, причем последний раз - в 56-летнем возрасте.
В 79-м началась славная история и Кубка VOLVO, и великого австрийца. Правда, чтобы стать великим, ему понадобились долгие двадцать лет. Сейчас он уже не единственный, кому удалось стать трехкратным победителем финала Кубка мира. Уникальность его достижений в том, что он сумел повторить свою победу спустя долгие двадцать лет - во второй раз он стал обладателем Кубка в 1996 году на арене Палекспо в Женеве, а в третий - в 1997 году на песке все того же "Скандинавиума" в Гётеборге.
Победив в третий раз в финале, Хуго Симон заявил, что покидает большой спорт и переходит только на тренерскую работу, но не выдержало ретивое, и он снова в седле, да еще с каким фавором! В сезоне 1999/2000 он спорил за первую строку в международном рейтинге с самим Людгером Бербаумом - четырехкратным олимпийским чемпионом, двукратным чемпионом мира. Бербаум выиграл свой финал в 1993 году, а на этапах розыгрыша побеждал несчетное количество раз.
В рамках международных соревнований для конников Центральной и Восточной Европы тоже проводились турниры на Кубок VOLVO, но они начались несколько позже, чем для элиты мирового конного спорта. Тем не менее, нельзя не заметить, что подобное распространение влияния FEI и VOLVO на восток дало предпосылки мощному развитию конного спорта в этих странах за последнее десятилетие.
Теперь следует сказать и о соревнованиях среди мастеров выездки в одноименном турнире. Она также занимала заметное место в международном календаре FEI, однако пользовалась меньшей популярностью, что можно считать несправедливым. В этом виновата сама Международная федерация конного спорта, потому что популярность напрямую зависит от рекламной экспансии на телевидении. Если в рамках телепрограмм "Евроспорта" конкуры представлены достаточно полно, то выездке уделено от силы два-три часа в год. Но в этом больше "виновата" идеология, которую исповедует программный отдел "Евроспорта". Словом, "звоните в Париж".
Вернемся к конкуру. В нынешнем сезоне в более выгодном положении оказались всадники, у которых оказалась достойная замена тем лошадям, на которых они выигрывали на мировых первенствах и Олимпийских играх. Или те спортсмены, которые смогли правильно подвести своих питомцев к новому циклу текущего олимпийского четырехлетия. На нынешних этапах мы не увидели Джона Уитакера: он оказался без лошади. Да и его брат Майкл пока не может похвастаться большими успехами. И в целом английская команда не блещет результатами, за исключением Дианы Лемпард, которая достойно сражается на этапах Кубка мира.
Не в порядке и Гандини Балубет Родриго Пессоа. После Олимпиады в Сиднее, где он вынужден был довольствоваться утешительным "не победой, а участием", он никак не может толком включиться в борьбу.
Главное даже не кто выиграет нынешний сезон, а кто выдвинет во главу рейтинга свою лошадь. И вот этот-то порядок и станет определяющим в прогнозах на Олимпиаду. Один лишь пример, пожалуй, даст ясное представление о вещах: немец Тони Хасман пять раз участвовал на начальных этапах Кубка мира и три раза выиграл. Этого не было в истории всех розыгрышей. Он предъявил публике просто замечательную 9-летнюю серую голштинскую кобылу Мобилком Голдику (Mobilcom Goldika).
Однако до Олимпиады еще далеко, а пока напомним, что в 2002 году пройдут IV Всемирные конные игры - событие не менее важное, можно сказать, решающее. Большая часть сезона Кубка мира 2001/2002 позади: этапы шли весь декабрь, и после перерыва на январь, турнир возобновится в феврале и не прервется до финала в апреле. Что ж, посмотрим, кто станет героем нового года.
Евгений АННУШКИН