На чем, как не на тройке, хочется в морозный солнечный зимний денек промчаться по заснеженному полю где-нибудь за городом? С XVIII века, со времени появления русской тройки, изображение трех лошадей в одной запряжке вылилось в особый жанр. Разнообразные сюжетные мотивы давали повод авторам показать красоту и великолепие лошадей, сложный ритм их бега, поведения и взаимоотношений, движение экипажей или саней, а главное – широту и лихость русской души и красоту родного пейзажа. Тема тройки популярна в сценах народных гуляний, особенно масленичных катаниях по заснеженным улицам и с заливающимися лаем собаками, бегущими вслед за беззаботными седоками.
Во второй половине XIX века в скульптуре произошел переход от аллегорических и мифологических сюжетов к темам национального быта, современной городской и деревенской жизни, православных праздников. Именно в это время и получила развитие национальная традиция русского народа, воспевающая птицу-тройку.
На открытии выставки Алексей Глухарев представил коллекцию охотничьих костюмов, созданных в его галерее «Котильон». |
Этой теме – теме русской тройки – и была посвящена выставка, открывшаяся 14 марта 2002 года в одном из выставочных залов Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации (Москва, Леонтьевский пер., д. 7) благодаря участию Клуба художников конного жанра.
На выставке можно было увидеть живописные произведения художников-профессионалов из коллекции галереи «Савой», лаковую миниатюрную живопись Палеха, Федоскино, Мстеры, Холуя, богородские резные и городецкие расписные изделия, а также жостовские подносы, дымковские игрушки и многое другое. Авторы этих работ продолжают традиции реалистического русского искусства.
В классической манере написаны полотна А.Глухарева, С.Постникова и В.Степанова. Складывается впечатление, что еще миг – и благородные животные оживут, тряхнут головами и помчатся вдаль, обгоняя ветер. Лошади на картинах Алексея Глухарева – само совершенство. «Рысаки», «Орловские рысаки», «Хозяин степи», «Амазонка с борзыми» – невозможно налюбоваться идеальностью форм, плавностью линий и сюжетными решениями. А от лирических композиций Сергея Постникова «На лугу», «Рядом с мамой», «На полянке» просто не оторвать взгляд.
А.Глухарев. «Кони привередливые» |
А.Глухарев. «Портрет Николая II в мундире Лейб-гвардии конного полка» |
Картина В.Степанова «Тройка» особенно ярко передает широту русской души и завораживает своей силой и мощью. Во взглядах «Тройки лошадей» Натальи Леоновой есть что-то бесовское и в то же время что-то необычайно завораживающее и пленительное. Прекрасна «Пристяжная» Екатерины Борисовой, выполненная в цветном карандаше. А две грациозные головки лошадей с картины Н.Хромовой «Поцелуй» надолго приковывают к себе взгляд. Хочется также отметить полотно «Табун» (А.Поваев) – красно-желтые тона и масляная краска создают очень оригинальное впечатление.
Поражает разнообразием сюжетов и форм лаковая миниатюра. Здесь и «Летняя тройка» Л.Строгановой, и созданные Н.Леоновой образы «По зимнему лесу», «Встреча», «В гости». Жостовская фабрика декоративной росписи представила великолепные подносы, Богородское художественно-производственное училище – оригинальные сюжетные композиции в резьбе по дереву, а дымковские игрушки напомнили о маленьких лошадках из детских снов и просто о чем-то добром и родном. Национальные традиции народного лубка нашли отражение в работах Ольги Соколовой. А Владимир Разумов и Надежда Нелидкина продолжают в своих произведениях традиции наивного искусства.
Украинский мастер Юрий Руденко в качестве материала для своих скульптурных работ выбирает деревья реликтовых пород. Его деревянные скульптуры – точеный «Сэдлбред», нежная, кажется будто живая «Лежащая лошадь» и трогательный «Малыш» – очень натуральны, великолепны и одновременно просты.
Представленные работы мастеров конного жанра настолько разнообразны, что смогут удовлетворить любой, даже самый изысканный вкус. И главное, что на эту выставку хочется возвращаться снова и снова.
Анна СИМОНОВА
Фото Ольги Глухаревой