Первую субботу апреля каждый англичанин ожидает с особым трепетом. В этот день даже в магазины практически никто не ходит, а те, кто не может бросить дела, стараются расположиться поближе к телевизору. Именно в этот день на ипподроме Эйнтри близ Ливерпуля проходят знаменитые скачки - розыгрыш Большого национального Ливерпульского стипль-чеза.

Вот уже более полутора веков эти состязания поражают воображение всех, кто имеет хоть какое-то отношение к скачкам. Самым престижным трофеем здесь является приз Грэнд Нэшнл (Grand National). Участие в этой скачке уже достижение, а победа выпадает на долю самого смелого и самого удачливого жокея. Но каковы бы не были заслуги всадника, какими бы титулами он не обладал, под ним должна быть хорошо подготовленная лошадь, достойный представитель своей родословной. Участие и победа в этой скачке создают тренеру репутацию прозорливого специалиста. Ему будут наперебой предлагать лошадей в тренинг. Ну, а жокей, хотя бы раз пришедший в Ливерпульском стипль-чезе первым к финишному столбу, становится знаменитостью не меньшей, чем, например, кинозвезда. Да и оцениваются заслуги жокеев в Англии с поистине королевской щедростью.

Бичерс Брук

Вообще в старину говаривали: чтобы узнать англичанина, нужно посадить его на лошадь. И это понятно, ведь именно Англия дала миру упорядоченную систему коневодства. Однажды в Лондоне я зашел в Британский музей и с волнением обнаружил на одном из стендов скаковой календарь, датированный XII веком. Какая история, какие традиции, какой мощный пласт культуры! Вот уж поистине прав был Достоевский, сказавший однажды, что англичане уже тем оправдают перед Богом свое существование, что приведут к нему в судный день лошадь.

Что же касается стипль-чезов, ряд историков склонны считать, что они имеют ирландские корни. Именно ирландские крестьяне лет двести назад проводили по воскресеньям лихие скачки - от одной колокольни в своей деревне до другой - в соседней, на всем скаку преодолевая овраги и поваленные деревья, каменные завалы и водные препятствия. Само слово «стипль-чез» состоит из двух частей: «стипл» (steeple) - шпиль, колокольня, и «чез» (chase), что кроме значения «погоня», может быть переведено и как «жми», «дави», «давай-давай».

Но вернемся к истории Ливерпульского стипль-чеза. В 1837 году в Эйнтри владелец отеля «Ватерлоо» мистер Уильям Линн, увлекшись зародившейся модой на стипль-чезы, договорился с местными фермерами и устроил скачки. Мистер Линн выбрал для четырехмильной дистанции стипль-чеза приход Мэгхолл. Победу в скачке одержал жеребец Дюк под седлом мистера Генри Потта, джентльмена из Чешира. Дюк был верховой лошадью капитана Бичера, оставившего неизгладимый след в истории Большого Ливерпульского стипль-чеза. Сам капитан скакал на Дюке годом позже, но пришел только третьим. Тем не менее, его именем названо одно из препятствий этого знаменитого стипль-чеза, самый сложный и опасный барьер Бичерз Брук (в переводе - ручей Бичера). Свое название Бичерз Брук получил после падения капитана в ручей, который был тогда довольно глубоким.

Питер О’Салливан

Памятник Ред Раму

Первые большие национальные скачки, проведенные в Эйнтри 26 февраля 1839 года, позже были переименованы в Большой Ливерпульский стипль-чез. Огромная заслуга в проведении этих скачек на первом этапе становления принадлежит лорду Сефтону и лорду Дерби, которые были тогда членами скакового комитета. Благородные семьи Сефтонов и Дерби еще многие годы держали на высшем уровне престиж Ливерпульского ипподрома и скачек в Эйнтри. Современный представитель одной из этих семей, лорд Сефтон, еще до недавнего времени был распорядителем скачек в Эйнтри.

Однако принято считать, что хотя честь основания этих скачек принадлежит Уильяму Линну, британским достоянием их сделал мистер Эдвард Уильям Топхем. Уроженец Йоркшира, Топхем в 1848 году принял от лорда Сефтона заботы о скаковом маршруте, и с тех пор вплоть до настоящего времени этим занимается его семья. Примечательно, что еще недавно председателем и главным директором Ливерпульского стипль-чеза была женщина - миссис Мирабел Топхем.

Поистине всемирную популярность Большой Ливерпульский стипль-чез приобрел со второй четверти прошлого века. В 1927 году был проведен первый радиорепортаж с ипподрома Эйнтри. А в 1961 году - первый телевизионный репортаж. С тех пор неизменно красивый бархатный голос Питера О`Салливана приглашает всех поклонников конного спорта к телевизору. Исключительным правом трансляции этого стипль-чеза владеет Би-Би-Си, она распространяет лицензии на более чем полсотни телекомпаний мира. Этим объясняется относительная дешевизна лицензии: приблизительно 1200-1300 долларов. Прямые трансляции из Англии идут на более чем сто стран, от Британских островов до Новой Зеландии. Даже Гостелерадио СССР в конце 80-х - начале 90-х ежегодно радовало своих телезрителей трансляцией с ипподрома Эйнтри. Сегодня Ливерпульский стипль-чез смотрят более одного миллиарда человек. Трансляцию обеспечивают 44 камеры, одна из которых установлена на вертолете.

Говорят, что, несмотря на наличие телевидения, на трибунах ипподрома и окрестных холмах собирается три сотни тысяч зрителей. Ипподром Эйнтри - английская реликвия, скачки здесь проводятся только раз в году - в начале апреля в течение трех дней. Но в этот краткий промежуток здесь настоящий аншлаг. Не каждое действо способно собрать такую огромную аудиторию.

Стартовать в этой скачке непросто. Жокей, профессионал он или любитель, чтобы получить лицензию, должен победить не менее чем в пятнадцати стипль-чезах оговоренной правилами Английского жокей-клуба трудности. Это же относится и к лошади - на нее тоже надо получить лицензию на тех же условиях. Есть и исключения: лошадь может быть записана на скачку в Ливерпульском стипль-чезе без выполнения предварительных условий, если она заняла любое призовое место в таких сложнейших стипль-чезах, как Мериленд Кап в США, Пардубицкий в Чехии или Отой на одноименном ипподроме в Париже. Призовые на первый взгляд не ахти какие, скаковой спорт знает и большие деньги, но ни с какими деньгами не сравнится та степень престижа и славы победителя, какие предоставляет успех в Большом Ливерпульском.

Вся скачка транслируется на большие экраны,
установленные напротив трибун.

В этом году он разыгрывался в 164-й раз. Только трижды были периоды, когда он не был проведен в Ливерпуле: с 1916 по 1918 год скачки проходили в Гэтвике, с 1941 по 1945 год соревнования не могли состояться из-за Второй мировой войны, а в 1993 году скачка была сорвана. Она не состоялась по вине капитана Брауна, в течение 25 лет дававшего старт этому состязанию. Нечеткая команда тогда была неодинаково воспринята сорока участниками соревнования: половина всадников осталась на старте, другая же половина ринулась на дорожку. И лишь проскакав примерно половину круга, они увидели запрещающие сигналы и остановились. Однако соревнование было сорвано. Это был вопиющий инцидент в полуторавековой истории Приза. Миллионы телезрителей и зрителей, пришедших на ипподром, были крайне разочарованы, а владельцы тотализатора вынуждены были вернуть ставки на сумму более чем 170 миллионов фунтов стерлингов.

История становления и развития скачек с препятствиями на Большой приз Ливерпуля фактически есть история развития английских скачек вообще. Из примечательных страниц современной истории Эйнтри приведу один только факт: в 1988 году на ипподроме Эйнтри состоялось открытие памятника великому скакуну Ред Раму*, трижды выигрывавшему Большой Ливерпульский стипль-чез. Это был монумент из бронзы в полный рост лошади. В церемонии принимала участие принцесса Анна, занимавшая тогда пост Президента Международной федерации конного спорта. Где еще может состояться подобное, как не в Англии?! В церемонии принимала участие принцесса Анна, занимавшая тогда пост Президента Международной федерации конного спорта.


Евгений ЛЕПЕТУХИН,

член IAEJ (Международный альянс

журналистов для конного спорта)

* В 1995 году в возрасте 30 лет Ред Рам пал.


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Победителем нынешнего, 155-го Ливерпульского стипль-чеза стал жеребец Биндари (Bindaree), выступавший под седлом англичанина итальянского происхождения Джима Куллоти (Jim Culloty). Биндари не был главным претендентом на победу – он котировался как 20-1. Но он, удачно пройдя Бичерс Брук, вполне сохранил силы для оставшейся до финиша части дистанции с десятком препятствий. Надо отдать должное и тактическим способностям Джима Куллоти – ведь это первая его победа такого уровня.

Кстати, непосредственно перед Большим Ливерпульским стипль-чезом Биндари выиграл Золотой Кубок Челтенхэма. Челтенхэм всегда был «пропускным пунктом» на ипподром Эйнтри, и зачастую победители главной скачки Челтенхамского Фестиваля Голд Кап выигрывали и Грэнд Нэшнл.


0
Дата публикации: 2.11.2003 0:00:00
Печатать эту страницу Отправить эту статью другу
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
Отправить комментарий
Вам нужно зайти под своим логином чтобы отправить комментарий.
Пользователь: Пароль: Запомнить меня

Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь.
Рубрикатор
Поиск
Новости редакции
Конный мир №2/2021 (май-июнь) – скоро в продаже! В номере - «Ольга Озерова и её Пять Звёзд», «Гениальная простота», «Закручиваем правильно!»
Конный мир №1/2021 (февраль-март) – скоро в продаже! В номере - «Непревзойденная и легендарная», «Птица-тройка: полет сквозь века», «Норов или боль?»
Конный мир №4/2020 (ноябрь-декабрь) – скоро в продаже! В номере - В номере - «Конному миру» – 20 лет!, «Баланс – где его искать?», «Лучше, чем на картине?»
Конный мир №3/2020 (июль-август) – скоро в продаже! В номере - «И здОрово, и здорОво», «Когда отнимать», «Ведущие жеребцы России».
Конный мир №2/2020 (май-июнь) – скоро в продаже! В номере - «Сохранить нельзя похоронить», «Последний романтик Востока», «Верхом в Долину привидений».
Кто активен
4 пользователь(ей) активно (3 пользователь(ей) просматривают Статьи)

Участников: 0
Гостей: 4

далее...
© ООО «КЛАСС ЭЛИТА» 2000-2021 Все права на материалы, находящиеся на сайте horseworld.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КЛАСС ЭЛИТА»