Я не побоюсь назвать этого человека абсолютным лошадиным богом – за его невероятные способности в раскрытии конных талантов. И даже если со мной кто-то не согласится, я не буду против, но и свое мнение менять не стану, потому что, если вы своими глазами увидите, как работает Робин Уилтшайр и что делают его лошади, вы со мной вряд ли будете спорить...

 

 

Идея поехать к Робину в гости после просмотра роликов в интернете была практически спонтанной и казалась изначально более чем фантомной. Человек – супер-профи, буквально звезда, снял десятки, если не сотни рекламных роликов и фильмов в самом Голливуде, работал даже с Сильвестром Сталлоне, а то, что вытворяют его герои на экране, настолько впечатляет, что можно подумать, это сотворил компьютер, а не реальный человек! Его тщательно сделанные работы с участием животных стали самыми известными рекламными роликами на сегодняшнем телевидении. Да-да, и вы их наверняка тоже видели! Но кто бы мог подумать, что в обычной жизни этот человек окажется еще более потрясающим, чем можно было себе только представить. Может, потому что он родом из Австралии?

 

 

 

...Робин Уилтшайр со своей женой Кейт, сыном и лошадьми живет на ферме «Тёртл» в Вайоминге, окруженной величественными горами и даже гейзерами. Подходящее место для волшебника! Чтобы добраться до обиталища повелителя самых образованных клейдесдалей в мире, нужно проделать неблизкий путь.

Робин Уилтшайр приехал в США из Австралии в 1983 году. Причем сначала он несколько сезонов выступал в родео: в «скачках» на оседланных бронко и соревнованиях по ловле бычков с земли («буллдоггинг»). Однако его способности и навыки в дрессировке становились все более очевидными, на родео он стал постоянным исполнителем развлекательных номеров. Тут была и дрессировка на свободе, и гонки в горящем фургоне на четверке лошадей...

– Робин, так это в Австралии живут такие талантливые люди? Кто научил вас дрессировать лошадей? Вы этому научились у себя на родине?

– Я вырос на ферме в штате Виктория, где большая часть работ по-прежнему производилась на лошадях. Детство я провел среди лошадей – самых разных, от клейдесдалей до пони, от квотерхорсов до полукровок. Я начал работать с лошадьми в очень раннем возрасте, причем и в седле, и на земле. Так что мои знания – это результат многих часов, проведенных с лошадьми еще ребенком. Я наблюдал за другими всадниками и запоминал, выхватывая нужные мне кусочки знаний то у одних, то у других, и таким образом формировал собственный стиль.

– Почему вы решили переехать в США и стать ковбоем на родео?

– Я всегда любил смотреть по телевизору вестерны и мечтал о жизни ковбоя на Диком Западе. Мне было восемнадцать, когда я приехал в США. Хотел увидеть настоящий Запад, пообщаться с настоящими ковбоями, и мне показалось, что это был лучший способ. Я решил попробовать выступать на родео, параллельно работал ковалем. В итоге я оказался на должности ответственного за родео Джексона в Вайоминге и решил сделать показательный номер с лошадьми на свободе, где они вставали на свечу. Этот номер развился в целое небольшое шоу, оно получило признание и пользовалось популярностью. И вот однажды мое шоу увидели люди, занимающиеся киносъемками. Меня спросили, смогу ли я сняться со своими лошадьми в рекламе пива Busch. Потом последовали другие предложения сняться в кино и рекламе, съемок становилось все больше, пока они не стали моим основным занятием.

 

 

 

Обыкновенное чудо

Кто хоть раз видел эти ролики, конечно же, тут же их вспомнит: они действительно оставляют неизгладимое впечатление! То огромные тяжеловозы выходят двумя командами стенка на стенку, чтобы сыграть в регби, то старый конь стряхивает на нахальных молодых жеребят кучу снега с большого дерева... Чтобы зрители восторженно ахнули, достаточно уже одного вида целой шеренги коней-богатырей идеально останавливающихся на «стоп-линии», но они делают и не такое! После того как схлынет первая волна эмоций от увиденного, возникает вопрос: как? Как все это сделано? Остроумный сценарий, красивые пейзажи в качестве «декораций», мастерская операторская работа – это все понятно. Но самое главное: все четвероногие актеры выполняют трюки вживую! Кстати, в кадре попадаются не только лошади: есть ролики с участием собак, а также гораздо более экзотических в дрессуре быков, коз и даже овец.

В какой-то момент приходит мысль о компьютерной графике. Но это совсем не тот случай! Все эти животные по-настоящему делают все то, что мы видим в кадре: выстраиваются в ровные шеренги друг напротив друга, прыгают сквозь бумажный лист, дружно поворачивают головы в одну сторону, тяжелые клейдесдали пиаффируют и выпрыгивают из левад, пинают мячи и проносят в зубах бревна, огромный бык ходит по дому, заглядывая в каждую комнату, будто зная, зачем пришел, и даже настоящее родео его лошади изображают без ремня в паху, а восьмерик из огромных клейдесдалей лихо разворачивается в одной точке с помощью идеального принимания! Трудно поверить, что за всем этим стоит один человек...

«Проработав бок о бок с мужем 18 лет, я до сих пор поражаюсь тому, чего он может достичь с любым животным! – рассказывает Кейт Уилтшайр. – По сути его метод – положительное подкрепление и выработка оперантных условных рефлексов, но ведь это настоящий дар – взять конечную цель, то, что мы в результате увидим в ролике, и разложить действие на последовательные шаги в дрессировке, которые будут понятны животному. Результат – настоящая магия: ты видишь, что человек и лошадь работают как партнеры.»

Тихо! Идет съемка!

Как рождается чудо, которое мы потом видим на экране? За всем этим прежде всего стоит огромная кропотливая работа. Робин в киноиндустрии известен тем, что обучает животных в очень сжатые сроки, и у него получаются невероятные сцены. Его талантами был создан трогательный и запоминающийся ролик «Будвайзера», посвященный годовщине событий 11 сентября. Он был показан во время «Супербоула» – в самый прайм-тайм. В ролике знаменитые будвайзеровские клейдесдали преклоняют колени перед Международным торговым центром – как будто отдают дань памяти жертвам трагедии. И хотя ролик шел всего несколько минут, зрители прислали огромное количество отзывов!

 

 

 

 

Достаточно заглянуть на съемочную площадку, чтобы в полной мере осознать, как непросто даются эти несколько минут экранного времени. В числе работ Уилтшайра – реклама «Шевроле»; она снималась на ранчо Quarter Circle Five под Дэниэлом. Ролик рекламирует новый полноприводный пикап Silverado, и в рекламе участвуют коровы породы лонгхорн. Проект начался со звонка креативного директора из Лос-Анджелеса, который сказал примерно следующее: «Я вот что думаю, Робин... Хорошо бы, чтобы в кадре бежали лошади... И поворачивали головы, и видели Silverado...»

 «Они все обсуждают варианты съемки с лошадьми, а потом вдруг оказывается, что это будут коровы, – рассказывает Робин. – И теперь я их спрашиваю: это будет корова? Или бык? С рогами или без? Ангусская, красной, черной масти, помесь? «Да просто самая обычная корова,» – следует ответ. Но...

 После сорока с лишним фотопроб и обсуждений со всех сторон их идея «самой обычной коровы» превращается вдруг в быка – помесь лонгхорнской породы, с не слишком длинными рогами, и чтобы у рогов был обязательно правильный изгиб, но без такого совсем уж явного техасского стиля. Наконец кастинг окончен, начинается дрессировка. Причем Уилтшайр готовит не только отобранных для съемки животных, но и несколько запасных – на всякий случай.

 

 

Любого, кто хоть немного знаком с дрессировкой, сама идея работать с такими жесткими сроками приведет в ужас, но только не Уилтшайра! Вот что он рассказывает о съемке в Пайлдейле:

 «Чтобы обучить быков, у нас было всего 14 дней. Это был кошмар. Я действительно начал всерьез беспокоиться, потому что заказчики говорили: нам нужно, чтобы животные открывали рты вот так и вот так в такие-то моменты, а еще делали вот то и вот это. А потом начинали дергать: когда же, мол, будут фотографии? А увидев их, говорить: ой, ну рты раскрыты слишком широко... Они рассматривали фотографии чуть ли не под лупой и потом за два дня до съемок вдруг заявляли: «В первом случае рот у быка был открыт недостаточно широко, а теперь, наоборот, слишком широко». Пытаешься объяснить им, что, как только животные привезены на место съемок, их начинают учить ровно тому, что было оговорено в сценарии, что они сами просили: вот быки поворачивают головы, поднимают их и опускают и т.д. Их нельзя переучить в полщелчка или вдруг загнать в стадо. И эти животные уже прошли кастинг, с ними уже начата работа, и их нельзя заменить, – рассказывает Робин смеясь. – А заказчики в ответ: «А почему нельзя?»»

О, Робин Уилтшайр очень терпелив, и не только с животными!
Непредсказуемость режиссеров – одна из составляющих работы Робина.

«По сценарию мои лошади должны дружно поворачивать головы в определенном направлении. Мне говорят, что камера будет справа. Но я знаю, что, когда приеду на место, камера запросто может оказаться слева, поэтому разучивать поворот нужно в обе стороны – а вдруг заказчики наврали», – подтрунивает над клиентами Робин. Или...

Вы научите лошадь поворачивать левое ухо, но приедет директор, увидит свет на конюшне, переставит прожекторы, и тут оказывается, что поворачивать нужно правое ухо. Мне говорят: а что такого, научите лошадей вертеть обоими ушами. Но я не хочу перегружать своих лошадей, у них и так очень мало времени на подготовку, » – рассказывает Уилтшайр.

 

 

 

Большинство людей, работающих в производстве рекламы, вообще не представляют потребности и возможности лошадей. Робин с улыбкой вспоминает, как однажды он долго отговаривал одного из креативных директоров съемок от того, чтобы угостить лошадей собачьим кормом, убеждая его в том, что каннибализм лошадям не свойственен. Так что Робину заодно приходится обучать не только лошадей, но и людей. Но он умеет вовремя сказать заказчикам нет: благополучие его питомцев для Робина всегда на первом месте. Если надо, напомнит и о законе о защите животных.

– Робин, расскажите о самой трудной съемке или эпизоде?

– Пожалуй, сложной можно назвать съемку одной рекламы «Будвайзера»: там клейдесдаль и полукровная лошадь должны были одновременно прыгнуть сквозь большой лист бумаги. А сложность состояла в том, что, во-первых, у них разная длина темпа галопа, и, во-вторых, они же на свободе, и только от них зависит, скакать  им в ногу и в едином ритме или нет! Но научить их этому, сделать так, чтобы они сработались, должен был я. И самое важное: чтобы лошадь первый раз прыгнула сквозь бумажный лист, она должна полностью доверять человеку.
Вообще большинство моих усилий как дрессировщика дают эффект – иногда несколько позже, чем предполагаешь изначально, но это уже в основном зависит от лошади.

 

Главные правила

 

«Когда я работаю с лошадью, – рассказывает Уилтшайр, – я сначала провожу урок каждый день на одном и том же месте. Когда лошадь привыкнет к рутине, можно начинать ходить с ней по всему ранчо. Дрессировка – медленный и кропотливый процесс; каждый день добавляются небольшие детали. И постепенно из них, как из мозаики, складывается вся картина.
Это очень важно: именно в работе с молодой лошадью поддерживать тонкий контакт, который возможен между человеком и лошадью исключительно наедине, – рассказывал Робин. – Вот сейчас конь сильно волнуется, отвлекается на вас, но пройдет немного времени, и ему будет все равно, сколько людей придут его снимать!»

Этот тонкий момент начальной стадии подготовки мы действительно наблюдали, когда пришли в небольшой паддок посмотреть, как работает Робин с молодым жеребцом – тот заметно нервничал и постоянно на нас озирался.

Если рассматривать только техническую сторону дрессировки, то набор средств, которыми располагает Робин, невелик. Вот команда, на нее надо выработать у лошади условный рефлекс. Все, казалось бы, просто, но вот только почему-то не у всех получается.

 

 

«У Робина очень естественный подход к лошадям – они любят и уважают друг друга,» – говорит Кейт.

Помимо всего прочего, за этой магией стоит еще и очень тонкое знание лошади, ее возможностей, физиологии. Например, как научить лошадь открывать рот по сигналу?

«Если слегка надавить у лошади чуть выше скулы, она вскоре начнет быстро поднимать верхнюю губу. Я тут же прикасаюсь к ее рту и даю лакомство, вознаграждая за это движение, – объясняет Робин. – Главное – лошадь поняла, что от нее требуется; вскоре после этого она будет открывать рот по команде.»

На съемочный процесс влияет масса факторов: как лошадь воспримет декорации, актеров, других животных на площадке… Все это надо учесть, все предусмотреть – ведь от этого зависит даже безопасность съемок. Мелких животных – овец и собак – приучают к огромным лошадям постепенно. Кроме того, лошадей нужно познакомить с реквизитом: падающий снег, футбольные мячи и т.п. Свет, камеры – ко всему этому лошадь должна быть готова.  Сначала в процессе обучения придумывают, чем это все заменить, чтобы просто приучить лошадь к таким вещам. Важны, казалось бы, совсем незначительные детали – такие как размер корзины, которую должна поднять лошадь, или высота изгороди, за которую она должна заглянуть. На это могут потребоваться часы тренировок.

 

На ферме...

 

– Робин, а где все ваши лошади? (Поинтересовалась я, так как вроде бы мы находились на ферме, но лошадей нигде не было видно...)

– Везде! – на полном серьезе отвечает Робин. – И тут, и там.

Показывает куда-то в бесконечную даль руками, а я так и не могла понять где это «везде», пока не осознала, что границы владений его фермы скрываются где-то там за горами и лошади бродят на свободе целыми днями, лишь утром приходя к домику Робина, когда им не хватает там корма. Тем временем огромный клейдесдаль лихо, практически сам запрыгивает в трейлер, и мы едем еще выше в горы, чтобы сделать несколько фотографий на фоне красивых видов.

Робин с удовольствием показывает нам несколько трюков с одним из четвероногих актеров, оставшихся на тот момент у него на ферме, мы так же быстро грузимся и едем обратно. Табун «диких» лошадей мы так и не нашли. Зато по дороге нас обогнало большое стадо диких оленей, и встретился даже лось, который стоял в задумчивости, не обращая особого внимания на происходящее. Вайоминг славится огромным количеством диких животных, которых можно наблюдать, не выходя из машины, прямо на обычной дороге!

 

 

Утро следующего дня. За ночь в горах прошел снег, которого не должно было быть в это время года. Мы садимся в огромный джип Робина и едем на «гоночную» трассу...

«Сейчас часть моих клейдесдалей стоит в Голливуде, готовятся к очередным съемкам, я вам покажу место, где я их тренирую в экипаже».

 

Робин набирает скорость, разгоняется по прямой и слегка притормаживает в крутых поворотах горной местности, показывая на спидометре своего авто, где и как он маневрирует на своем шестерике – дух захватывает даже в машине, страшно подумать, какие ощущения можно испытать в экипаже!

– Робин, как вы один успеваете «рулить» таким количеством лошадей, да еще и на такой скорости?

Кейт ответила за мужа: «А вы посмотрите на его огромные руки: только в таких руках можно уместиться шесть пар вожжей!»

– Вы можете себя назвать заклинателем лошадей (horse whisperer)? Ведь даже кино такое есть. Как еще можно назвать человека, который говорит на языке лошадей?

– Не люблю слово «заклинатель» – оно выглядит каким-то коммерческим. Я люблю готовить лошадей для съемок и, наверное, назвал бы себя координатором работы животных и дрессировщиком лошадей для кино.

 

 

 

– Почему именно клейдесдали?

– Мы работаем с компанией «Будвайзер» уже очень много лет, она выбрала себе лошадей этой породы в качестве своеобразных талисманов; собственно, поэтому у нас получились совместные проекты с клейдесдалями. Но это также и удивительные лошади – нежные гиганты…

А вообще я работаю с лошадьми всех пород. У меня на конюшне около ста голов: квотерхорсы, чистокровные верховые, полукровные и т.д.

– В чем особенности Вашего метода?

– Я работаю со своими лошадьми на свободе, приучаю их к определенному сигналу; они привыкают к этой задаче. После того как лошадь усвоит сигнал, можно переходить к действию, задуманному в сценарии. Определенное поведение развивается при помощи повторений и вознаграждения за попытки – в этом суть процесса дрессировки. Очень важен мой голос: он и поощряет лошадей, и дает им сигналы. После каждой тренировки лошади получают награду – немного зерна. Мы с ними строим отношения, основанные на доверии и уважении – я не просто натаскиваю на выполнение некого трюка, я делаю так, чтобы наша работа в итоге превращалась в партнерство – так, что я свистну или подам знак издалека, и лошадь будет знать, что она должна сделать.

– Как научиться лошадиному языку? Вы им владеете?

– Мне кажется, «лошадиный язык» стал естественным для меня уже давно. Моя жена говорит, что это что-то невероятное, а для меня – что-то само собой разумеющееся. Она еще говорит, что людям я не могу передавать свои мысли достаточно отчетливо, но вот лошади мои мысли понимают.

– Что главное в дрессировке лошадей? Чего необходимо избегать?

– Я не рассматриваю дрессировку как следование некому учебнику – здесь важно доверие, важно построить с лошадью партнерские отношения. Я считаю, что ключ к завоеванию доверия лошади – это уважение к ней. И не надо спешить – все лошади разные, нужно иметь время, чтобы найти к каждой индивидуальный подход, а не требовать сразу и много.

 

 

...Перед отъездом Робин показывает, как идет подготовка нового трюка – в небольшой бочке две лошади должны одновременно перепрыгнуть через барьер.

– Если б вы приехали на пару месяцев позже, уже бы был готов резальтат  они должны в поле самостоятельно одновременно прыгать через телегу.

Мы так и уехали в приятном шоковом состоянии...

 

P.S. Вы можете посмотреть видео с Робином Уилтшайром на нашем сайте или набрав его имя в youtube.com

0
Дата публикации: 26.2.2014 20:10:00
Печатать эту страницу Отправить эту статью другу
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
Отправить комментарий
Вам нужно зайти под своим логином чтобы отправить комментарий.
Пользователь: Пароль: Запомнить меня

Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь.
Рубрикатор
Поиск
Новости редакции
Конный мир №1/2023 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Новая русская спортивная», «Нина Менькова: 62 года в седле», «Метаболизм совершенного атлета».
Конный мир №1/2022 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Чистокровное коннозаводство: солидный фундамент», «В поисках коня спортивного...», «Как получить государственную помощь?»
Уважаемые подписчики! Дорогие читатели!В связи со сложившейся ситуацией, выпуск журнала "Конный мир" №1/2022 временно переносится до улучшения ситуации в стране. Пожалуйста, следите за обновлениями на сайте и в соцсетях.
Конный мир №4/2021 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Мы делили... ипподром», «Цилиндры – есть ли шанс?», «Кирилл Племяшов: «В приоритете – клиническое обучение»»
Конный мир №3/2021 (август-сентябрь) – скоро в продаже! В номере - «Куда шагаем?», «Долететь до Японии», «Гордость России»
Кто активен
6 пользователь(ей) активно (2 пользователь(ей) просматривают Статьи)

Участников: 0
Гостей: 6

далее...
© ООО «КЛАСС ЭЛИТА» 2000-2024 Все права на материалы, находящиеся на сайте horseworld.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КЛАСС ЭЛИТА»