Как вы думаете, какому фону для очаровательной фотомодели отдаст предпочтение профессиональный фотограф: шикарный роллс-ройс, белоснежная яхта на безбрежной глади океана, призывно влекущие огни казино или, наконец, красавец мужчина в элегантной тройке? Положите все это на одну чашу весов, а на другой оставьте лишь изображение Лошади, гордой, прекрасной и таинственной, как и сама женщина, — выбор мастера будет явно в ее пользу. Так почему же художники и фотографы, писатели и кинорежиссеры так любят это удивительное сочетание — Женщина и Лошадь?
Давайте вспомним кое-что из древней истории. Чем мог справедливо гордиться благородный рыцарь или отважный мушкетер? Во-первых, своей прекрасной (и желательно состоятельной) дамой, а во-вторых, своим боевым конем, который был и другом и соратником. Заметьте, что частенько лошадь выходила на первое место, так как от ее скорости, выносливости и смелости зависела человеческая жизнь.
Женщина и Лошадь связаны какими-то глубинными связями, загадочными и непонятными. Может быть, дело в том, что они очень похожи. Что отличает истинную Женщину? Гордость, красота (речь идет не только о внешности), ум (или хитрость, что на самом деле почти одно и то же), чувство собственного достоинства, умение приспособиться к любой ситуации. Все это относится и к Лошади, и только к ней, ни к какому другому животному. А как удивительно переплетаются между собой эпитеты, которыми люди награждают длинноногих красавиц! Гарцующая походка, стать, порода — поди пойми, о ком речь. О Женщине скажут: «Норовиста, как дикая лошадка». О Лошади заметят: «Ведет себя, как настоящая леди».
Словом, они удивительно похожи внешне, и не только абстрактные Женщина и Лошадь, взятые нами для примера. Давайте посмотрим хотя бы на сходство национальностей и пород. Что приходит на ум, когда мы смотрим на изящную и воздушную и в то же время такую земную и сладострастную арабскую кобылку? Конечно, томная восточная красавица из гарема какого-нибудь султана. Мощные тракены и ганноверы — чем не уравновешенные и добропорядочные немецкие фрау? Хотите понять душу русской женщины — взгляните на орловского рысака, в нем все: и полет, и неукротимая страсть, и спокойная могучая сила.
Тема «Женщина и Лошадь» во все времена волновала души не только художников, но и писателей. Кто из нас в детстве не зачитывался книгами Майна Рида, в частности его бесподобным «Всадником без головы»! Вспомните сцену, когда бравый Морис Джералд укрощает мустанга на глазах у красавицы Луизы. «...И сердце девушки забилось сильнее, когда мустангер снова появился на лошади, но теперь уже не дикой, а укрощенной: она не пыталась сбросить его, а притихла и покорно признала в нем своего хозяина. Молодая креолка испытала то же чувство...». А вот какими словами сам главный герой описывает прекрасную кобылу: «...Будь она самой коварной кокеткой, и тогда вряд ли было бы труднее ее покорить...». И еще много раз по ходу действия романа писатель сравнивает гордую плантаторскую дочку и великолепную свободолюбивую лошадь.
Не надо далеко ходить, чтобы найти подобные примеры и в русской литературе. Возьмем хотя бы Льва Толстого и его знаменитого «Холстомера». Какое разнообразие женских характеров можно увидеть в одной лишь сцене выпаса табуна маток с жеребятами! Особенно ярко он описывает юную задиру кобылку: «Бурая кобылка остановилась, гордо, несколько набок, подняла голову, встряхнулась и заржала сладким, нежным и протяжным голосом. И шалость, и чувство, и некоторая грусть выражались в этом ржанье. В нем было и желание, и обещание любви, и грусть по ней. (…) «И я и молода, хороша и сильна, — говорило ржанье шалуньи, — а мне не дано было до сей поры испытать сладость этого чувства, не только не дано испытать, но ни один любовник, ни один еще не видал меня».
Можно долго говорить на эту тему, но достаточно лишь взглянуть на эти старинные почтовые открытки. Как удивительно подобраны на них лошади и женщины! Язык не поворачивается назвать таких красавиц безликим словом «модели». Фотограф был настоящим знатоком своего дела, каждая девушка удивительно гармонирует со своим конем. Лишь посмотрев на лошадь, можно уверенно сказать, что именно хотел изобразить художник. Как хорош белоснежный, полный достоинства конь рядом с холодной аристократкой! На другой открытке лошадь и женщина словно слиты в единое целое, как какое-то мистическое двухголовое существо. Прекрасна и забавна мордочка арабской кобылки, к которой прижалась растрепанная черноволосая головка женщины с такими же, как у лошади, томными влажными глазами.
Мне хотелось бы закончить эту тему цитатой из «Слова о Лошади» Ивана Алексеевича Бунина. Страстные, полные нежности слова безусловно можно отнести и к взаимоотношениям женщин с этими прекрасными и удивительными животными - лошадьми. «...О, красавица, умница, любимая моя! Как передать словами нашу с тобой близость, нашу любовь, - нет тоньше, таинственней и чище этой любви, навеки безмолвной, навеки верной, не обманывающей, любви между животным и человеком».
Дарья КУЗОВЛЕВА
Для иллюстраций использовались открытки начала XX века.