Соревнования по драйвингу у нас пока не совсем привычное зрелище. Тем интереснее, наверное, было гостям турнира «Окская долина» на Кубок ФКСР (II этап), состоявшегося в КСК «Четыре сезона» 22–24 июля. Соревновались в основном одиночные упряжки, но было и несколько пар, в том числе пони. В отличие от медитативного спокойствия, царившего две недели назад на соревнованиях по пробегам (таковы уж особенности этой дисциплины!), на этот раз действо разворачивалось перед оживленными трибунами.
Разобраться в происходящем (а среди зрителей было немало не конников) помогал диктор, от которого можно было узнать не только жизнеописание незабвенного Сметанки, но и историю и географию развития драйвинга, особенности устройства марафонных препятствий и многое другое. А в перерывах, чтобы зрители не скучали, а заодно познакомились с другими направлениями деятельности клуба, спортсмены КСК демонстрировали свое мастерство в джигитовке. К слову, один из выступавших «джигитов», Валерий Алешко, недавно стал чемпионом России по джигитовке по группе «В».
Тем, кто уже бывал на соревнованиях по драйвингу, не могло не броситься в глаза необычное устройство марафонной трассы: препятствия стояли в ряд достаточно компактно, а участники соревнований фактически ездили вокруг трибун, после очередного круга переходя к следующему препятствию. Эту особенность прокомментировал курс-дизайнер трассы Марек Залески (Польша): «Сегодня зрители не любят далеко бегать от одного объекта до другого, они предпочитают, чтобы все было рядом. Так появилась идея сделать двусторонние трибуны, с одной стороны которых размещено конкурное боевое поле, а с другой – драйвинговое поле и марафонные препятствия. Сначала мы думали, что поместится восемь препятствий, но места хватило только на семь. Впрочем, это вписывается в международные правила: по ним препятствий должно быть от шести до восьми. Каждое препятствие имеет от четырех до шести переездов, и их комбинации позволяют сделать препятствие как очень сложным для преодоления, так и более легким. Помимо переездов, в некоторых створах ставятся еще и шарики, которые падают, если их даже слегка задеть – это придумано специально, чтобы предостеречь участников от слишком жесткой езды: чтобы драйверы берегли лошадей от травм и плавнее огибали наиболее опасные повороты».
Драйвинг – спорт дорогой, даже чтобы выступать в классе одиночек, нужно иметь три экипажа, минимум три лошади и команду из минимум трех людей.
Состав участников был весьма разношерстным: и опытные спортсмены, и любители, и дети. Всего стартовало 20 экипажей и 26 лошадей. Если учесть, что на предыдущих соревнованиях в КСК «Свечинский» было 13 экипажей, то станет очевидно, что интерес к этой дисциплине растет и она в нашей стране имеет большой потенциал. «Это общая тенденция, – рассказывает владелец КСК Александр Рогожкин. – Но драйвинг – спорт дорогой, даже чтобы выступать в классе одиночек, нужно иметь три экипажа, минимум три лошади и команду из минимум трех людей. И чтобы драйвинг в России развивался, нужны инвесторы, люди, которые могли бы помогать не только деньгами, но и работой, вкладывая душу в общее дело. На эти соревнования мы приглашали всех желающих, даже не имеющих опыта в этой дисциплине – просто чтобы люди попробовали, почувствовали красоту этого спорта. Регламент, действующий в России на данный момент, позволяет проводить соревнования не только по программе троеборья, но и по отдельным дисциплинам драйвинга: дрессажу, марафону, паркуру. Во всем мире международные правила такого не допускают, но поскольку в нашей стране этот спорт новый, для нас сделаны временные послабления. Гораздо менее жестко регламентируются экипажи (в Европе дрессаж и паркур разрешено ехать только на спайдерах, пневматика на колесах запрещена), есть и другие отличия от мировых правил. Это позволяет привлечь больше участников на соревнования. Хотелось бы, чтобы у этого спорта было больше поклонников, которые могли бы не только смотреть соревнования, но и сами ездить за вожжами. Наша цель – чтобы драйвинг в России развивался!»
Интересно было наблюдать, как экипажи пробирались по лабиринтам из бревен, порой с трудом протискиваясь в узкие створы. Можно было по достоинству оценить командный дух этого спорта: грум, балансирующий сзади на подножке, одновременно и штурман, и незаменимый помощник на случай любой неполадки или заминки. А ценность этой дисциплины для отечественного коннозаводства наглядно демонстрировалась количеством орловских рысаков среди участников.
Александр Рогожкин и сам сел за вожжи и прошел дистанцию марафона. Свое выступление он оценил весьма критично: «Мы с Диким выступили неважно. Но это молодая лошадь и ее первый старт, так что ей еще расти и расти».
Вся инфраструктура для проведения турнира была построена в течение года.
Эти соревнования по драйвингу в «Четырех сезонах» первые. Вся инфраструктура для проведения турнира была построена в течение года. Но это еще не все – комплекс продолжает строиться, и в планах его владельцев – не только еще одна конюшня, где смогут разместиться все участники соревнований, но и манеж для соревнований по паркуру с препятствиями. Это новый отдельный вид соревнований, позволяющий зимой, в межсезонье спортсменам не терять форму. Маршрут в нем совмещает марафонные препятствия (упрощенные и сделанные из алюминия) и конусы, упряжь используется марафонная.
Марек Залески оптимистично оценивает перспективы российских драйверов: «Некоторые участники соревнований уже подходят к уровню международных выступлений. Надо подождать – возможно, к 2014 году мы соберем команду для чемпионата мира. У российских спортсменов уже появились экипажи, соответствующие европейскому уровню, хорошие лошади, но пока еще не хватает мастерства им самим. Пока это в основном любители. Последнее время драйвинг резко пошел в развитии вверх, и люди, которые выигрывают чемпионаты в Европе, практически являются профессионалами, работающими с лошадьми по 6 дней неделю. Это, конечно, непросто в таком недешевом виде спорта – для этого нужно иметь спонсоров, ведь призовые небольшие и не покрывают затраты. Тем не менее драйвинг в России развивается, все идет вперед».