Донская - одна из старейших отечественных заводских пород. По своей самобытности и значимости для коневодства России она стоит в одном ряду с орловским рысаком. Но если орловский рысак был создан в сравнительно короткий промежуток времени и на основе почти исключительно завозного материала, то у донской породы глубокие российские корни, и совершенствовалась она веками. Далеко не сразу дончак из простого аборигена-степняка превратился в крупную и нарядную кавалерийскую лошадь.
Кони наших дедов
Истоки донской породы - на юге и юго-востоке России. По южнорусским степям, простиравшимся от Днепра до Волги и дальше на восток, издревле перекатывались волны кочевых племен и народов, а с ними табуны лошадей и стада скота. С XI по XV века в этих степях кочевали половцы, или кипчаки, выходцы из Средней Азии. В XIII веке в кипчакские степи вторглись орды Чингисхана. В дальнейшем татары смешались с половцами и практически стали одним народом; по имени своего правителя хана Ногая они стали называться ногайцами. Лошади ногайских татар монгольского корня смешались с половецкими, а затем испытали на себе воздействие восточной крови. Ногайские лошади были хорошо известны в Московском государстве: они попадали даже в царские конюшни. Ногайская лошадь и стала прародительницей казачьей лошади далекого прошлого.
История донской породы тесно связана с историей донского казачества. Первые упоминания о казаках относятся к XV веку. Триста лет спустя в русской армии сражались уже десятки тысяч казаков. Дальние военные походы, постоянные стычки с кочевниками, сидевшими на быстрых степных скакунах, - такова была их беспокойная жизнь, в которой всюду сопровождал казака добрый конь, преданный, «ветроногий», неутомимый друг.
Донская порода на протяжении своей истории испытала на себе влияние многих пород. Хорошо заметна в дончаке восточная кровь: персидских, турецких, карабахских лошадей казаки приводили из походов. Восточные породы наложили на донскую лошадь свою «золотую печать» - яркий золотистый оттенок масти - и придали ее экстерьеру своеобразие и нарядность. С середины XIX века на Дон стали поступать лошади отечественных верховых пород: орловской верховой, орлово-ростопчинской, стрелецкой. В этот период старая донская лошадь, еще тяготевшая к степным предкам, все больше превращалась в породу заводского качества. В XIX-XX веках оставили глубокий след в донской породе чистокровные лошади. Однако довольно суровые условия содержания и жесткие требования к казачьему, а позднее ремонтному коню способствовали формированию в породе исключительной однотипности.
В станицах по правому берегу Дона сложилась своеобразная форма ведения коневодства. Основой ее были конно-плодовые табуны, в которые кобылы и молодняк, принадлежавшие отдельным казакам, сводились для совместного содержания и воспроизводства. На период случки в табуны назначались жеребцы из числа особо отличившихся на военной службе или ценных трофейных. Со второй половины XVIII столетия началось освоение богатых левобережных степных просторов - Задонья. Эти места приходилось отвоевывать у кочевников. Первый конный завод в Задонье основал в 70-х годах атаман Платов, затем появились заводы Иловайских, Серикова, Кутейникова, Янова и многие другие. Росту их числа и поголовья способствовало положение о безвозмездном и неограниченном использовании под коневодство задонских степей, принадлежащих Войску Донскому. Однако формы содержания лошадей были крайне примитивными, действовал жесточайший естественный отбор.
В 1835 году «Войсковым положением» правила предоставления земельных участков были изменены. На 500 голов табуна предоставлялся участок в 1,5 версты вдоль реки и 5 верст в глубину степи. Была установлена арендная плата за одну лошадь - 15 копеек серебром в год. Теперь коневодство стало выгодным в основном крупным коннозаводчикам, располагавшим большими средствами, но такое положение способствовало качественному улучшению донской лошади.
В опубликованном в 1878 году «Списке частных конских заводов» Область Донского Войска занимала особое место: на ее территории находилось около половины верховых заводов Российской империи. Она была основным поставщиком верховой лошади на российском рынке. Самые крупные заводы располагались в Задонье, общее количество маток в них достигало 20 тысяч голов. Основными владельцами конных заводов в тот период были офицеры Донского Войска. Простые казаки содержали своих лошадей в плодовых табунах, насчитывавших в тот период 14,5 тысяч кобыл.
Новые правила о донском частном коннозаводстве, появившиеся в 1877 году, способствовали наплыву на Дон торгового капитала. Заводы казачьего дворянства начинают переходить к новым владельцам, бывшим ремонтерам, торговцам лошадьми и скотом. Появляются заводы Корольковых, Пишванова, Подкопаева, Букреева. Идет бурный рост конского поголовья. В 1910 году численность маток в Задонье составляла 32 тысячи голов.
Задонские коннозаводчики с успехом продемонстрировали ценные качества своих лошадей на Всероссийской конской выставке в Москве в 1910 году. Донская порода была признана таким же национальным достоянием, как и орловский рысак. Перед первой мировой войной задонское коннозаводство было основным поставщиком лошадей для регулярной кавалерии: дончаками комплектовалось около 40% ее конского состава.
Восстановленная заново
Мерин Рубин. Акварель Н.Бунина |
Войны и революции полностью разрушили и задонское, и станичное коневодство. От многотысячных табунов осталось лишь несколько сотен полуодичавших лошадей. К восстановлению донского коннозаводства приступили в конце 1920 года, но лишь через четыре года удалось собрать маточный состав для военных конных заводов. Никаких племенных записей, конечно, не сохранилось. Происхождение лошадей устанавливали путем опроса, по таврам бывших коннозаводчиков, ориентируясь по выраженности типа породы. После сортировки и типизации поголовья в 1926 году было сформировано 6 крупных конных заводов. Поголовье донских лошадей было сосредоточено в конном заводе им. Буденного. Небольшая группа маток некоторое время находилась в конезаводе им. Первой Конной армии. По состоянию на 1 января 1929 года маток донской породы было всего 209 голов!
Племенных жеребцов осталось очень мало, приходилось работать с тем, что было. Однако продуманное использование имевшихся производителей позволило заложить линии, которые существуют в породе и поныне. Так, современная линия Боливара восходит к золотисто-рыжему Буяну, рожденному в 1916 году в конном заводе С.Воеводина, основатель другой линии Барвинок - потомок рожденного в 1918 году золотисто-бурого Бордо. Большинство жеребцов-продолжателей линий родилось в конезаводе им. Буденного. А вот продолжателей линий Забавника I и Челна получил коннозаводчик П.Л.Лопаткин, который в период столыпинских реформ ушел с Дона в Киргизию вместе со всем своим имуществом. Во время национализации он передал государству все племенное поголовье лошадей и овец. Лопаткинские лошади стали основой Нарынского конезавода, а потом были переведены в Иссык-Кульский завод.
И все же на первых порах донской породе страшно не повезло. В среде кавалеристов, а в военных конных заводах их было немало, большой популярностью пользовались английские чистокровные и полукровные лошади. Донских лошадей стали рассматривать лишь как сырье для получения полукровок. Лучшие донские кобылы крылись жеребцами чистокровной верховой породы, донские жеребцы использовались на беспородных ремонтных кобылах. К счастью, этот процесс успели вовремя остановить. С 1930 года отношение к донской породе круто меняется: приоритетным направлением в работе с ней становится чистопородное разведение.
Однако маятник качнулся в противоположную сторону: чистопородность стали возводить в абсолют. Для донской породы это, как и любая крайность, могло оказаться не меньшим бедствием. Отсекался ценный генофонд: ведь многие из лучших донских кобыл почти весь приплод оставили от чистокровных или полукровных жеребцов. Возвращать этот генофонд в донскую породу приходилось путем возвратного скрещивания с донскими жеребцами. Лошадей с 1/4 крови по чистокровной верховой породе на первых порах отнесли к буденновской породе. После некоторого колебания в донскую породу все же допустили лошадей с 1/8 английской крови, и опыт последующей работы подтвердил правильность такого решения.
Жеребец Бадейщик |
Первый том Государственной племенной книги лошадей донской породы, составленный А.Ф.Басовым, был издан в 1934 году. В 1939 году выходит книга Л.В.Каштанова «Донская лошадь»: в ней тогдашний начкон конезавода им. Буденного подробно излагает историю возникновения и развития донского коневодства, дает характеристику состояния донской породы на тот период и намечает пути ее дальнейшего развития.
Уже в довоенные годы начался достаточно быстрый рост численности породы сначала в Ростовской области, а затем и в прилегающих южных и юго-восточных регионах европейской части России, в Казахстане и Киргизии. К концу 40-х - началу 50-х годов донских лошадей разводили уже в 32 конных заводах. Дончаки проявили удивительную способность к акклиматизации в различных условиях, от южнорусских степей до предгорий Тянь-Шаня и Алтая, и стали основным улучшателями верховых рабоче-пользовательных лошадей на всей территории Советского Союза. Донская порода использовалась при выведении кустанайской, новокиргизской и кушумской пород лошадей.
Масштабное сокращение всего конского поголовья, которое произошло в середине 50-х годов, затронуло и донскую породу: большинство конных заводов было преобразовано в многоотраслевые совхозы. Некоторые из них сохранили конефермы, но уровень племенной работы, технология содержания лошадей резко ухудшились. И это при том, что дончаки находили широкий спрос как улучшатели верховых рабоче-пользовательных и табунных лошадей. К концу 50-х - началу 60-х годов донская порода по численности занимала второе место после рысаков: общее ее поголовье исчислялась сотнями тысяч. Однако количество лошадей, происхождение которых подтверждалось записями в государственных племенных книгах, было несравненно меньше. Фактически работа с породой замыкалась в четырех конных заводах: им. Буденного и Зимовниковском в Ростовской области, Иссык-Кульском в Киргизии, Луговском в Казахстане, а также нескольких племенных конефермах в Ростовской области.
«Кровный» вопрос
Первые пять жеребцов английской чистокровной породы появились на Дону в 1813 году, в заводе атамана Платова. В течение всего XIX века количество английских производителей было невелико, невелико поэтому было и их влияние. Однако с начала XX века положение стало меняться. Дело в том, что с развитием задонского товарного коннозаводства уровень работоспособности у донских лошадей стал постепенно, но неуклонно снижаться. Коннозаводчики, отдавая должное типичности, породности и нарядности донских лошадей, отмечали у них серьезные экстерьерные недостатки. Причина проста: ни жеребцы, ни, тем более, кобылы, никак не оценивались по рабочим качествам. В этом было серьезное отличие от системы разведения в казачьих плодовых табунах, когда для воспроизводства использовались жеребцы, хорошо проявившие себя на воинской службе.
Жеребец Златогор, |
Армии же теперь требовалась лошадь более резвая, с хорошими движениями. Быстро получить такую лошадь можно было, используя скрещивания с английскими чистокровными лошадьми. Приток их на Дон резко возрос. По данным «Справочника частных конных заводов» за 1904 год, все конные заводы западной части Задонья имели если не чистокровное, то обязательно полукровное отделение. Чистокровные верховые жеребцы стояли и в Провальском войсковом конном заводе, созданном для обслуживания казачьего коневодства жеребцами-производителями. Влияние английской крови на донскую породу ограничивалось только примитивными условиями выращивания молодняка.
В начале XX века в Ростове, Новочеркасске, Великокняжеской (ныне город Пролетарск) появились скаковые общества, однако для донских лошадей испытания не носили систематического характера. Когда в 1924 году скачки на ипподроме в Ростове-на-Дону были возобновлены, цель их проведения была сформулирована четко: в племенной состав должны поступать производители и матки, не только отобранные по экстерьеру, но и проверенные по внутренним качествам.
Со временем донские лошади стали испытываться не только на Ростовском, но и на Алма-Атинском, Фрунзенском, Сальском и Чолпон-Атинском ипподромах. Этот способ выявления работоспособности донских лошадей постоянно вызывал споры, у него были и свои убежденные сторонники, и непримиримые противники. Однако многолетний опыт показал, что скачки - это практически единственный реальный способ выявления работоспособности у лошадей отечественных верховых пород. В качестве альтернативы были разработаны и дали неплохие результаты на практике другие системы тренинга и испытаний, но они не прошли проверку временем. И не потому, что они были плохи и не отвечали поставленным целям: просто ипподромная система испытаний зрелищна, имеет экономические преимущества и давние традиции в районах верхового коневодства. Благодаря селекции на основании сведений о скаковой работоспособности удалось значительно улучшить не только качество движений донских лошадей, но и строение конечностей.
Дончак сегодня
Жеребец Гиббон |
Но все же состояние породы позволило к началу 60-х годов планировать ее использование в будущем, в первую очередь в массовом конном спорте, прокате, туризме. Целенаправленная племенная работа дала свои плоды. Были преодолены последствия массового скрещивания с чистокровной верховой породой. Донские лошади, выращенные в конных заводах, отличались типичностью, нарядностью, одновременно неприхотливостью и хорошим здоровьем. Они могли удовлетворить спрос и на очень крупную лошадь до 170 см в холке, и на лошадь среднего роста до 159 см в холке. Теперь сложились все предпосылки для решения следующей очень важной задачи - улучшения качества движений на всех аллюрах. С 1962 года все четыре конных завода начали работать в этом направлении и к началу 70-х уже добились положительного эффекта.
Однако сама идея использования донских лошадей в массовом конном спорте далеко не всеми была воспринята с энтузиазмом. В то время имело место скептическое отношение к использованию в спорте не только дончаков, но и буденновцев. Многие, главным образом чиновники от коневодства, видели в дончаках лишь улучшателей рабочих и табунных мясных лошадей в восточных районах СССР. Сначала, вопреки мнению специалистов конных заводов, ипподромов и ВНИИ коневодства, в 1977 году был наложен запрет на вводное скрещивание, потом начались атаки на испытания донских лошадей в гладких скачках. В конце 1983 года из Главконупра МСХ СССР поступило распоряжение о прекращении испытаний донских лошадей на ипподромах страны. Донские лошади ушли с ипподромов, а одновременно и из поля зрения всей коневодческой общественности.
После распада СССР племенное ядро породы сократилось почти в два раза. За пределами России оказались Луговской и Иссык-Кульский конезаводы. Отпал и весь восточный рынок. Впервые за многие годы конные заводы стали испытывать трудности с реализацией лошадей, что повлекло за собой сокращение донского поголовья на племенных конефермах. Так недальновидность чиновников в прошлом обернулась большими проблемами сегодня.
Современная донская лошадь обладает качествами, которые позволяют ей найти широкое применение и сегодня. Недорогая, многоцелевого назначения лошадь пока не вошла в широкий обиход нашей жизни, но первые ростки этого явления вполне ощутимы. Красивая, сильная, отзывчивая на доброе отношение, неприхотливая в содержании и кормлении, обладающая крепкой конституцией и отменным здоровьем - такой лошади легко найдется место и в детской конноспортивной школе, и в крестьянском хозяйстве, она прекрасно подойдет и для верховых прогулок, и для иппотерапии.
Донская порода - это наша гордость, наша история. Обидно, что сегодня она, как и многие другие отечественные породы, оказалась в тяжелом положении: донского коня и не найдешь нигде, кроме как непосредственно в конных заводах. Порода держится и прогрессирует лишь благодаря энтузиазму людей, причастных к ее судьбе, их острому чувству ответственности, ясному пониманию того, что время все расставит по своим местам.
Марина КИБОРТ, канд. с.-х. наук,
старший научный сотрудник ВНИИ коневодства
|