С места в карьеру

Дата 15.11.2005 0:00:00 | Тема: Крупным планом

Однажды на сочинском пляже родители Дмитрия Певцова дали послушать кассету с его записями под гитару знакомым. «Разве это не Высоцкий?» — изумились те. О сцене артистичный молодой человек, пользовавшийся неизменной любовью одноклассниц, тогда...

Однажды на сочинском пляже родители Дмитрия Певцова дали послушать кассету с его записями под гитару знакомым. «Разве это не Высоцкий?» — изумились те. О сцене артистичный молодой человек, пользовавшийся неизменной любовью одноклассниц, тогда и не помышлял.


Собирался, как и старший брат, изучать биологию на французском языке, но на вступительных экзаменах в пединститут был пойман с шпаргалками, воспользоваться которыми решил впервые в жизни, и не поступил. После просмотра какого-то неудачного телеспектакля мама будущей знаменитости сказала: «Знаешь, Дима, наверное, мы с тобой могли бы сыграть не хуже». Сказанная «просто так» фраза оказалась судьбоносной: школьная учительница помогла с выбором отрывков, и Дима, проработав год на заводе фрезеровщиком, поступил в ГИТИС. Немаловажным слагаемым успеха стала великолепная спортивная подготовка абитуриента, который с детства увлекался дзюдо, карате, фехтованием, хорошо танцевал и ездил верхом…

– Дмитрий Анатольевич, судя по Вашей биографии, трудно поверить, что Вы никогда не помышляли о спортивной карьере…

– Если честно, разными видами спорта занимался просто так, для себя. В детстве хотел стать биологом. Параллельно с Джеком Лондоном до дыр зачитывал книги по биологии. Мои родители работали со сборными СССР по разным видам спорта – помню, спортбазы были и под Подольском, и на Планерной, и в других городах. Мама, прежде чем стать спортивным врачом, еще в студенческие годы занималась конкуром, горными лыжами, баскетболом. Отец – заслуженный тренер СССР, мастер спорта, в течение десяти лет был членом сборной СССР. Несмотря на то, что с пятиборьем он уже лет двадцать не связан, в этой среде остается человеком-легендой. Последние два года он на пенсии.

– А сейчас Ваша мама – Ноэми Робертс – возглавляет Национальную федерацию лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта…

– Да, это так. Иппотерапия пришла к нам из-за границы, и уже стало очевидно, что она может помочь очень многим людям. Приятно, что теперь уже к нам из разных стран приезжают поучиться этой методике. Мама сейчас проводит в Москве международные семинары, пишет диссертацию. Сама иногда садится в седло. Лошадей она просто обожает. Дома у нас целая коллекция – больше сотни, из разных материалов, от фарфоровых до соломенных. Из всех стран, где я бываю, обязательно привожу лошадок, со всего мира.

– Когда Вы впервые сели верхом?

– В седло меня сажали лет с четырех. Я, конечно, тогда мало что понимал в управлении лошадью. Но мне нравилось – высоко сижу, далеко гляжу! И в коневозке я кататься любил. Одно время, особенно часто до школы, постоянно ездил с родителями на соревнования, помогал отшагивать лошадей. Как-то даже рублей шесть заработал тем, что на турнире ходил по конкурному полю и поправлял сбитые жерди.

В ГИТИСе ни о каких лошадях речь не шла. Я был занят по двенадцать часов. Специальные занятия по верховой езде для студентов тогда не проводились (не знаю, как сейчас). В дальнейшем мне очень помогло то, что я с детства неплохо держался в седле. Когда начал сниматься, все «конные» навыки пришлось вспоминать, доучиваться специально. Отец еще работал тренером, я приезжал к нему на конюшню, пару раз даже с Ольгой (Ольга Дроздова – жена Дмитрия, заслуженная артистка России, актриса театра «Современник». – Прим. ред.), но ей не нравилось, когда командуют: «Шенкель прижать, руки над холкой, носки внутрь…». Однажды мы были у друзей под Краснодаром и верхом отправились в лес, на обратном пути ее лошадь понесла – конюшню почуяла. И ничего: Ольга не испугалась, не растерялась, все сделала правильно. Она немного занималась верховой ездой, пока училась в институте, но потом «по работе» с ними не встречалась.

– А Вы?

– Впервые на съемках я «столкнулся» с лошадьми в 1989 году. Сюжет фильма «Подземелье ведьм» – о племени, живущем на другой планете, – требовал, чтобы актеры ездили верхом без седла, на спину лошадям клали шкуры. Единственное, уздечка была нормальная. Лошади – не пойми откуда и не пойми какие. Ведь одно дело своя – ты ее знаешь, привык к ней, она – к тебе. Совсем другое – зашуганное существо, которое ты в первый раз увидел на съемочной площадке. Но актерам выбирать не дано – кого дали, на том и поедешь. Может быть, оно и лучше. Лошадь, привыкшая к профессионалу, «чайнику» спуску не даст.

Мне на тех съемках достался очень серьезный и крупный конь из кавполка. Как-то, помню, в одном из эпизодов мне нужно было направо, а группа лошадей двигалась налево. И моя, естественно, следом – что делать, стадный инстинкт. С трудом разошлись, пришлось делать три или четыре дубля.

– Какие эпизоды с лошадьми в кино даются особенно тяжело?

– Для меня самым трудным оказалась джигитовка. Недели две я ходил заниматься к Игорю Лаптеву (Руководитель группы конных каскадеров «Каро». – Прим. ред.). Я готовился к съемкам фильма «Линия жизни» Павла Лунгина, где мне очень много времени приходилось проводить верхом. Самое обидное, что все эпизоды с джигитовкой потом вырезали! Но я горжусь тем, что все делал сам, хотя кровавые мозоли и разбитые руки еще долго давали о себе знать. У Лаптева я впервые сел в вольтижировочное седло – это же совсем другая посадка, к которой очень сложно привыкнуть.

Лошади для каскадеров – некие самодвижущиеся установки, вокруг которых они производят свои действия. Не более того. Они их даже в шутку называют «насекомыми». Главное, чтобы не мешали. Здесь важно не как ты ездишь верхом, а как ты владеешь своим телом на лошади. А это очень непросто! Я понял, насколько неприспособлен для этого дела – надо быть поменьше и полегче. На интеллектуальном уровне какие-то хитрости и тонкости мне теперь ясны.

Например, что лошадь обязательно должна двигаться равномерно. Научился лежать и стоять в седле на галопе. Правда, сейчас даже не знаю – получится или нет. Вообще трюки на галопе проще всего, на рыси – гораздо сложнее. Прыгать через препятствия я в свое время не учился, потом как-то не приходилось. Если бы для съемок понадобилось, взял бы несколько уроков. Но просто так – не стал бы. Я уже не в том возрасте и не ищу острых ощущений.

– Вы же недавно автомобильным спортом увлеклись!

– Такое расхожее мнение, будто автомобильный спорт – это адреналин! А там, как в любом техническом виде спорта, нужны прежде всего холодная голова, знание технических параметров и регулировки и мастерство на уровне рефлексов. Мне просто это нравится и два-три последних года доступно. Не окажись такой возможности, живи я в прошлом веке, мог бы только на лошади и ездить. Был бы у меня вместо «Мерседеса» какой-нибудь крутой конь.

– Какой, например?

– В породах у меня особых предпочтений нет, хотя я уже давно живу с мыслью, что прекрасная форма подразумевает такое же содержание, и поэтому экстерьер, внешний вид лошади говорит о ее качествах. Во всем. То же самое, кстати, с автомобилями.

– Экстремальные ситуации на съемках часто возникают?

– Однажды на съемках делался проскок где-то около километра: впереди каскадеры и я, перед нами камера, сзади – лава. Лошади диковатые, ребята с нагайками в зубах. Скакали по каменистому спуску. Стало страшно. Я понял, если что, не дай бог, – проскачут по мне и не заметят! Конь мне достался своеобразный. Нужно было очень крепко держать повод, чтобы он голову не опускал. К тому же я не сразу понял, как в тридцатикилограммовом обмундировании (столько весил костюм эпохи, в которой происходит действие фильма) вообще вскакивать в седло…

Однажды было очень забавно. Мы сцены к «Линии жизни» отрабатывали в Москве. По сценарию Армену Борисовичу Джигарханяну дарят очень красивую белую лошадь. Приезжаем на съемки в Самарканд – нашли нужной масти лошадь, но она оказалась абсолютно неподготовленной. Когда я в первый раз на рыси встал на седло, она ТАК покосилась на меня! Не поняла, что, собственно, происходит. Слава богу, мы ее вскоре научили двигаться прямо и не меняя аллюра.

– Всенародную славу Вам принесли сериалы – «Бандитский Петербург», «Остановка по требованию», главная роль в одном из первых коммерческих боевиков по-русски «По прозвищу Зверь...». Говорят, что эпоха «бандитских фильмов» постепенно уходит в прошлое и российский кинематограф оживает. Дорогостоящее историческое кино появится?

– Мне кажется, людям надоело смотреть на бандитов на «Мерседесах», хочется чего-то серьезного. Сейчас идет «Баязет», сняли «Идиота»…

Недавно я снимался в «Турецком гамбите» по роману Бориса Акунина. Это четырехсерийный телевизионный проект с крупными вложениями. Там, кстати, много конных сцен. Мы в течение недели каждый день ходили на тренировки. Я получал огромное удовольствие: один и тот же конь, мы познакомились, подружились. Сначала вольты, менка ног на галопе получались неважно. Постепенно все навыки – изрядно подзабытые – ко мне вернулись. Здорово чувствовать, что ты сам можешь делать что-то на лошади.

По-моему, высший пилотаж – это все-таки выездка, самое тонкое искусство управлять лошадью. Пустить коня в карьер может любой, тонко работать с ним – гораздо сложнее. Непрофессионализм сразу бросается глаза. Кcтати, какой бы ни был замечательный актер, но если верховой ездой он не занимался, всадника даже в небольшом эпизоде сыграть убедительно не сможет… Тот же Саша Домогаров великолепно держится в седле. У Егора Бероева (Исполнитель главной роли в «Турецком гамбите». – Прим. ред.) есть своя лошадь. У Маши Голубкиной…

Мы с Егором Бероевым, конечно, проигрывали Даниэлю Ольбрыхскому, которому шестьдесят лет, и сорок из них прошло в седле. На съемках «Гамбита» он показал нам, молодежи, что такое настоящий всадник. Но у меня, надеюсь, все впереди. Если исторических фильмов прибавится, еще во многих конных сценах предстоит сниматься.


Юлия Новоселова

Фото Натальи Костиковой


Ноэми Робертс:

Когда Диме было года четыре, я стала брать его с собой на конюшню. Однажды он куда-то исчез, мы ищем, зовем, волнуемся. А оказалось, ребенок забрался к лошади в денник и сидит там, как ни в чем не бывало. В седле он освоился очень быстро, но ему (от меня, наверное) досталось такое качество: спортом заниматься нравится, но к покорению каких-то заоблачных спортивных высот не стремится. Достаточно просто все делать хорошо. К нам в иппотерапевтический центр, где сейчас восемь лошадей, Дмитрий с удовольствием приезжает, дети его очень любят. Они с женой постоянно помогают — Ольга нашему центру целый год отдавала свою зарплату. Димины друзья нас постоянно спонсируют, один уже в течение десяти лет.



Сразу по окончании ГИТИСа Анатолий Эфрос пригласил сегодняшнюю звезду Ленкома Дмитрия Певцова на роль Васьки Пепла в спектакле «На дне».

В «Федре» Романа Виктюка Певцов сыграл Кормилицу – рокового спутника прекрасной и порочной царицы, настойчиво толкающего ее в объятия пасынка. У Глеба Панфилова – Гамлета 90-х: спортивный молодой человек в кожаной куртке выходит на сцену с монологом «Быть или не быть?» Мускулистый, гарцеватый предприниматель Чичиков, стремясь к легкой наживе, приезжает из солнечной Италии в Россию, где рыжеволосая панночка вовлекает его в страшный кошмар («Мистификации», реж. М.Захаров и Ю.Махаев).

Коварный обольститель Вальмон («Квартет», реж. Т.Терзополос); обаятельный лукавый Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро», реж. М.Захаров и Ю.Махаев); утонченный неврастеник Треплев («Чайка», реж. М.Захаров); гений закулисной интриги — доктор Шпигельский, толкающий воспитанницу Верочку в объятия богатого соседа («Две женщины», реж. В.Мирзоев); Томми Барбан — голливудский стиляга 20-х годов, единственный нормальный человек среди богемной публики, отдыхающей на Французской Ривьере («Ночь нежна», реж. С.Проханов); преуспевающий режиссер Филипп в самом модном «Тотальном музыкальном проекте» 1999 года «Метро»…

На счету Дмитрия такие серьезные кинематографические работы, как «По прозвищу Зверь...», «Алиса и букинист», «Прогулки по эшафоту», «Бесы», «Королева Марго». За лучшую мужскую роль второго плана — Якова Сомова, эволюционирующего от простого рабочего паренька до «черного человека» в фильме Глеба Панфилова «Мать», еще в 1989 году он получил «Феликса» (европейский аналог американского «Оскара»).

Несмотря на грандиозный актерский успех (критики сравнивают Дмитрия с Шоном Коннери — самым знаменитым из Джеймсов Бондов), народный артист России, лауреат Госпремии Дмитрий Певцов на редкость самокритичен: «Я еще почти ничего не сделал», но уверен в себе: «Если потренируюсь, могу сыграть практически все».



Фильмография

«Конец света с последующим симпозиумом» (1986)

«По прозвищу Зверь...» (1990)

«Мать» («Запрещенные люди») (1990)

«Подземелье ведьм» (1990)

«Алиса и букинист» (1992)

«Бесы» (инженер) (1992)

«На тебя уповаю» (1992)

«Прогулка по эшафоту» (1992)

«Мафия бессмертна» (1993)

«Линия жизни» (1996)

«Королева Марго» (телесериал, 1997)

«Графиня де Монсоро» (телесериал, 1997)

«Контракт со смертью» (1998)

«Дзенбоксинг» (1998)

«Тонкая штучка» (1999)

«Бандитский Петербург. Адвокат» (2000)

«Остановка по требованию» (телесериал, 2000)

«Династия полковника N» (2001)

«Львиная доля» («Операция обреченных») (2001)






Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=569