Царские причуды... Кладбище лошадей... Ай да крепостной... На вкус и цвет... Нет ничего невозможного... Легенда подтвердилась... Индийская экзотика... Лошадь - транспорт неопасный...
Царские причуды
Российский император Николай II был очень суеверным человеком. Придворные, зная эту слабость, в тайне подкидывали на его пути подковы. Царь радовался находкам, как ребенок. Ведь подковы приносят счастье! В результате у государя скопилось столько подков, что они заняли в Зимнем дворце целую комнату.
Издревле подковы прибивали к дверям или порогу, чтобы лихая беда не посетила дом. Торговцы верили, что подкова убережет их товары от воров, рыбаки - что спасет в бурю. Считалось, что подкова обладает многими волшебными свойствами. Она сделана из железа, которого, как огня боятся злые духи.
Кладбище лошадей
Под Санкт-Петербургом, в Царском Селе, восстанавливается единственное в мире кладбище лошадей. Оно станет частью комплекса «Пенсионерские конюшни», включающего также коллекцию императорских экипажей и карет, конюшню на 30 лошадей, прокатную базу и конноспортивную школу.
На полное восстановление комплекса потребуется 250 тысяч долларов. 40 тысяч уже собраны в Европе комитетом «Царское Село», созданным по инициативе Жана Луи Гуро, видного французского общественного деятеля, писателя, издателя и знатока лошадей. В эту сумму вошли гонорары от его книги «Апология лошади» (антология лучших поэтических текстов всех времен и народов, посвященных лошади), сборника «Первая встреча. Лошадь и человек. Грезы 20 писателей», средства от организации музыкально-поэтического спектакля в Доме мировой культуры в Париже в 1988 году и от международного гала-спектакля в театре Елисейских полей в 1994 году.
На уникальном кладбище в Царском Селе за всю его историю было предано земле более сотни императорских коней. Погребения здесь удостаивались далеко не все императорские лошади, а лишь лично выбранные государем и в редких случаях великим князем. Такое решение оформлялось именным указом и поручением. Во время Великой Отечественной войны уникальный памятник культуры был значительно поврежден, его восстановление началось только в наши дни. Трудами археологов собраны обломки мраморных плит. Всего восстановлено 97 из 122 захоронений.
Ай да крепостной!
Первая публичная скачка русских жокеев на чистокровных лошадях состоялась 9 мая (по старому стилю) 1799 года на Донском поле в Москве.
Испытание проводилось с перескачкой. Оба раза опередила всех своих соперников лошадь Д.С.Муравьева по кличке Травлер. На нем скакал Андрей, крепостной мальчик Муравьева. Когда Травлер финишировал в перескачке, публика увидела, что у его седла нет одного стремени. Это обстоятельство лишало жеребца первого приза, так как потерянное стремя уменьшало вес, который он должен был нести. Но оказалось, что во время скачки Андрей сумел на лету подхватить оторвавшееся стремя, зажать его в кулаке и выиграть! За такую ловкость учредитель скачек граф А.Г.Орлов-Чесменский лично подарил Андрею 100 золотых.
На вкус и цвет...
Известный литературный герой, путешественник Гулливер, признавал за лошадьми многие прекрасные качества, которых так иногда не хватает людям: благородство, разум, преданность. А вот Даниил Хармс, наоборот, искренне ненавидел лошадей, как, впрочем, и детей. Писатель яростно бранил лошадей за глупость, утверждая, что если бы они были маленькими, как собаки, то недалекость их ума просто бросалась бы в глаза.
Нет ничего невозможного
Не секрет, что элитные скакуны стоят недешево. У многих поклонников скачек просто не хватает денег, чтобы купить перспективного коня. В расчете на таких людей французский журнал «Паризьен» поместил объявление с фотографией молодого жеребца по кличке Парижский Факир, отпрыска знаменитого призового скакуна. Объявление гласило, что Факира могут купить пятнадцать человек, уплатив за него 3200 долларов каждый. Кроме того, каждый из пятнадцати владельцев обязан ежемесячно выплачивать по 70 долларов на содержание и тренинг Парижского Факира. Естественно, каждый владелец будет иметь право на 1/15 часть выигрыша этого жеребца на скачках. Может быть, в будущем такая практика станет во Франции популярной, и можно будет покупать по частям не только скаковых лошадей, но и гоночные автомобили и даже играющих футболистов.
Легенда подтвердилась
Древняя шотландская легенда о лошади, замурованной в опоре моста, оказалась реальностью.
В буквальном смысле потерять коня с упряжкой умудрились рабочие, строившие сто лет назад железнодорожный виадук через одно из горных ущелий Шотландии. Целый век вызывала споры местных жителей правдивость истории о том, что в местном Викторианском виадуке, возведенном в 1899 году при строительстве железной дороги, одна из лошадей провалилась вместе с повозкой, да так и была замурована внутри моста, поскольку вытащить ее не смогли.
Лишь недавно точку в продолжавшейся все столетие дискуссии поставил ученый Эдинбургского университета Роланд Пэкстон. Узнав у одного из местных жителей, 75-летнего Ивена Мак-Миллана, в какой именно из девяти опор старого бетонного моста по легенде приняла смерть злополучная лошадь, он просветил опору с помощью радара, что подтвердило наличие там лошади. Анализ показал, что на дне опоры находится повозка, а наверху в сидячем положении - скелет лошади. «Повозка должна была первой провалиться внутрь моста, утянув за собой бедное животное», - считает профессор.
Индийская экзотика
Одна из лучших конских пород Индии - марварская - находится на грани вымирания. Эта порода известна с XII века. Она происходит из граничащей с пустыней Тар области Марвар на северо-востоке Индии. В облике марварских лошадей сильно заметна кровь среднеазиатских (в первую очередь туркменских) предков, и они хоть и некрупны, но отличаются неприхотливостью и выносливостью. Однако наиболее запоминающаяся особенность марварского коня - необычная форма ушей, кончики которых так сильно загнуты вовнутрь, что почти соприкасаются. Правители Марвара считались среди индусов идеалом воинов, и они вывели боевого коня себе под стать. О марварских лошадях чистой крови рассказывали, что, даже тяжело раненные, они не остановятся, пока не вынесут хозяина в безопасное место, а если всадник окажется на земле, лошадь будет защищать его с помощью зубов и копыт. Эти кони верой и правдой служили индийским воинам вплоть до Первой мировой войны. Однако в XX веке марварской породе не повезло: обедневшие потомки раджей уже не в состоянии содержать лошадей. Добавили проблем и бессистемные скрещивания. По словам доктора Ядава, директора Национального центра изучения эквидов в Хизаре, чистопородных марвари осталось не больше 500 голов. Но энтузиасты не теряют надежды восстановить породу поколений через пять. Начаты исследования ДНК, которые позволяют составить модель генотипа и отобрать производителей, по праву носящих имя марвари.
Лошадь - транспорт неопасный
Власти города Набуль, что неподалеку от столицы Туниса, приняли решение об обязательной регистрации передвигающегося по местным дорогам гужевого транспорта. Теперь "водитель кобылы" обязан получить у городских властей люминесцентный номерной знак и прикрепить его сзади повозки так, как это принято делать на автомобилях. Подобная акция направлена отнюдь не на то, чтобы брать с владельца каждой повозки так называемый "дорожный налог", а для обеспечения безопасности движения в вечернее и ночное время. Номерной знак, стоимость которого составляет примерно 4,5 доллара, выдается бесплатно. На сегодняшний день регистрацию прошли более ста владельцев повозок.
Впрочем, как показывает статистика дорожно-транспортных происшествий, лошадь не является особо опасным средством передвижения, чего не скажешь об автомобилях и мотоциклах. Гужевой транспорт в сводках ДТП пока отсутствует.
|