Зверские игры

Дата 5.6.2006 23:00:00 | Тема: Вокруг света


Мексиканский художник Давид Сикейрос назвал корриду «танцем мясников», и тех, кто согласен с ним, не так уж мало. В то же время почитатели корриды считают ее особым видом искусства. Во всяком случае это явление, неотделимое от культуры народов Пиренейского полуострова.

Мексиканский художник Давид Сикейрос назвал корриду «танцем мясников», и тех, кто согласен с ним, не так уж мало. В то же время почитатели корриды считают ее особым видом искусства. Во всяком случае это явление, неотделимое от культуры народов Пиренейского полуострова. Корриде обязаны своим существованием не только образ страстной Кармен и напряженный ритм танца пасадобль, не только особая порода боевых быков, дающая, наверное, наилучшее представление о диких предках современных коров, но и, как ни странно, одна из самых замечательных конских пород. Когда в семидесятых годах XX века испанские всадники решили возродить у себя в стране традиции конной корриды, им пришлось взять лузитанских коней из соседней Португалии – так деградировала их «родная» андалузская порода, и все потому, что лошади уже не нужны были для боя быков…

Португальская конная коррида обязана своим появлением охоте на диких быков. Уже в XII веке поединок с агрессивным диким зверем, проводившийся по всем правилам рыцарского кодекса чести, использовался для того, чтобы проверить «боеспособность» всадника в мирное время. К началу XVIII века арены для корриды имелись по всей Португалии. А еще столетие спустя появился запрет убивать быка на арене – главное отличие португальской корриды от испанской.
В Португалии бык покидает арену живым в любом случае, в Испании – только если он будет «индультадо», то есть «прощен» за особую отвагу и упорную борьбу. Такого быка и в Испании, и в Португалии ждет карьера производителя. Впрочем, в Португалии, как и в Испании, бык выходит на арену только один раз – если он не годен на племя, его отправляют на скотобойню. До трех-четырех лет, то есть до своего выхода на арену, бык живет, как в раю, на бескрайних пастбищах среди рощ пробкового дуба и маслин, пользуясь неограниченной свободой. О такой жизни среднестатистический мясной бычок, всю жизнь проводящий взаперти, может только мечтать. В португальской провинции Алентежу скотоводство держится исключительно на корриде.
Изначально коррида была только конной, и участвовать в ней могли лишь люди благородного сословия. Потом в Испании появился пеший, «народный», вариант боя быков. А в XVIII веке испанский король, озабоченный тем, что слишком много его дворян гибнет на корриде, запретил ее. В Португалии же традиция конной корриды не прерывалась и сохранилась во всей полноте. А вместе с корридой сохранилось и искусство верховой езды, которое регулярно проверялось на арене – в обстановке, максимально приближенной к боевой. После запрета на убийство быка именно мастерство всадника стало «доминирующей темой» зрелища.
Открывает корриду пасео – особая церемония, напоминающая рыцарские турниры Средневековья. На арену выходит вся команда: помогающие всадникам пешие матадоры, опять же пешие форкадос, которые в конце каждого боя укрощают быка голыми руками, и, конечно, главные герои – кавалейрос, или всадники. Расшитые золотом яркие шелковые костюмы кавалейрос восходят к придворному церемониалу XVII века. На украшенных золотом и серебром уздечках часто можно увидеть герб всадника-аристократа. В хвостах и особым образом заплетенных гривах лошадей – яркие ленты, иногда на затылке к ним добавляются страусиные перья. Богато украшены и традиционные португальские седла. Сзади к ним прикреплены особые небольшие попонки из козьих шкур или ткани, закрывающие область почек. Португальские стремена имеют форму ящичка, и это тоже может служить дополнительной, хоть и слабой, защитой от безжалостных рогов ловкого и изворотливого противника.
Сценарий корриды традиционен. Каждый всадник-тореро в течение боя меняет несколько лошадей. Вначале, чтобы утомить свежего быка, ему нужна лошадь, отличающаяся резвостью, – часто она имеет изрядную долю арабской или английской крови. Потом приходит черед лошади более опытной и ловкой, на которой можно будет достаточно приблизиться к быку, чтобы воткнуть ему в загривок фарпас – небольшие копья. Кавалейро должен хорошо чувствовать манеру поведения быка и действовать в соответствии с ней, выбирая подходящую лошадь и правильную тактику. Иногда нерешительному быку нужно придать храбрости, иногда ленивого нужно раздразнить.
Кавалейро держит повод в одной руке, его конь исполняет элементы высшей школы – это для привлечения внимания быка. В корриде четко соблюдается правило: всадник не нападает никогда – атакует только бык. Вот он срывается с места – удивительно, как проворна может быть эта «туша» в полтонны весом, вот он несется прямо на всадника, но в последний момент стремительным маневром кавалейро избегает удара. Чем дольше выдерживают человек и лошадь лицом к лицу с опасностью, чем ближе они подпускают быка, чем быстрее уклоняются они от него в последний момент, в который кавалейро успевает вонзить свои фарпас, тем выше оценивается их мастерство.
После всадников на арену выходят форкадос. Эти восемь презирающих смерть мужчин делают просто невероятное. Встав в колонну один за другим, они криками привлекают внимание быка и заставляют его напасть. Стоящий первым «нейтрализует» рога: позволяет быку поднять себя и повисает у него на голове и шее. Остальные тормозят быка своим весом. Потом один из них усмиряет быка, держа его за хвост, пока тот не остановится. И в самом конце бык покидает арену под громкие аплодисменты.
Всадник и лошадь на арене действуют как единое целое. Основа этого «кентавра» – отточенность действий, выдержка и идеальная выезженность лошади. Да и как иначе, ведь малейший просчет или неповиновение лошади будут иметь гораздо более серьезные последствия, чем, например, повал препятствия в конкуре. Прежде чем лошадь впервые выйдет на арену, проходит от трех до пяти лет. После обучения ей сначала устраивают «очную ставку» с ториньей, тачкой с закрепленными на ней рогами, имитирующей движения быка. Потом роль «торо браво» исполняет специально дрессированный ручной бык – рамальете, и только после этого мужество лошади в первый раз испытывает представитель племени боевых быков, ловкая и агрессивная дикая корова.
Лошадь для корриды должна уметь легко менять аллюры и направление движения, осаживать, выполнять пассаж и пиаффе, двигаться галопом с разной скоростью, делать вольты и пируэты, а также «терра а терри» – срываться с места в галоп. Но чтобы вступать в единоборство с быком весом 300-500 килограммов, нужно еще кое-что. Не всякая лошадь способна выдержать психологические и физические нагрузки корриды. Из ста кандидатов лишь несколько обладают необходимыми для этого качествами…





Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=836