За­пе­чат­ле­ние кра­со­ты

Дата 8.5.2006 23:00:00 | Тема: Кони в искусстве


«...Когда я леплю лошадь, то ощущаю ее присутствие рядом со мной, запах ее тела, волнение гривы, движения ушей… Лошадь – это совершенные формы, просто постараться передать их – уже задача для творца...».

«...Когда я леплю лошадь, то ощущаю ее присутствие рядом со мной, запах ее тела, волнение гривы, движения ушей… Лошадь – это совершенные формы, просто постараться передать их – уже задача для творца...».

Александр Чернощеков, скульптор


Говорят, что лошадь – это самое прекрасное завоевание человека. Но если природа подарила нам подобное совершенство, то люди, которым дано «видеть», открыли для нас лошадь с точки зрения произведения искусства. Они – поэты, художники, скульпторы, музыканты – создавали и создают великолепные произведения во славу лошади, чем умножают ее значимость. Они сохраняют для нас мгновения красоты...
Не надо только думать, что мы обязаны этим лишь мастерам прошлого – искусство не перестает существовать: в это мгновение уже, может быть, создается очередной шедевр, который порадует людей и через века. Все творцы в разные периоды своей жизни оказываются тронутыми красотой коня, его формами. А некоторые отводят лошади почетное место в своей творческой карьере.
Один из последних – Александр Чернощеков, скульптор, наш современник. Наверное, он унаследовал это свое умение видеть и чувствовать от отца, занимавшегося живописью, а также из окружавшего его в детстве мира – просторных степей, чудесных садов Алма-Аты, где он родился, местной природы, которая неотделима от обитателей этих мест. Здесь острей чувства и горячей кровь, здесь включаются неведомые нам, жителям больших городов, древние законы. Не случайно цитатой к статье я взяла отрывок из произведения Павла Васильева, поэта, воспевавшего хмельные степи и свободу, людей и животных.
Александр выбрал для себя профессию скульптора, поскольку, по его признанию, он родился с желанием лепить. И теперь, работая в столице всех изящных искусств – Санкт-Петербурге, он вновь, подобно своим предшественникам, как Петр Клодт или Евгений Лансере, пытается решить сложный вопрос передачи формы в скульптуре, возможность передать экспрессию в материале. Любимая тема для Александра – лошади, собаки, дикие звери.
У скульптора имеется в запасе огромное количество техник и разнообразие материалов. Александр выбрал для себя самый классический материал и один из сложнейших – бронзу. Веками произведения из бронзы ценились очень высоко. Ее отличные литейные качества позволяют скульптору воспроизвести мельчайшие детали натуры, а благородство материала неизбежно притягивает взор – в бронзовой скульптуре особая стать. Со временем она только приобретает ценность, и внешний вид ее улучшается с годами – старость бронзе к лицу. Чтобы мы могли любоваться тончайшей работой, художник работает с точностью ювелира – бронза требует особого отношения, но ведь и ценится она на вес золота.
Как и у пары всадник-лошадь, у скульптуры есть свой язык, на котором автор «говорит» со своим произведением. Результат подобного диалога – появление произведения искусства. Вот только не каждому доступен этот язык. Как объясняет сам Александр, скульптурный объем должен особым образом воздействовать на зрителя, и художнику важно понять, как передать в нем то, что он видит перед собой. Это не просто анатомически точная лепка лошади. Создавая произведение искусства, автор пытается передать впечатление, эмоции. Для скульптора это достаточно сложная задача, ведь он работает в трехмерном пространстве. Слепить лошадь исходя из анатомической правильности уже сложно, но еще сложней сделать форму притягательной для зрителя, так, чтобы нам хотелось прикоснуться к работе, смотреть на нее, чувствовать за этой работой личность художника.
Творческую жизнь художника во многом создают заказы. Собственно для этого и работает мастер – создать красоту для человека, который ее ценит. Благодаря таким людям мы можем сегодня созерцать многие предметы искусства, картины, фрески. Связь художник – заказчик очень интересна с точки зрения художественного процесса. Человек, не являющийся художником, участвует в создании произведения искусства, он предоставляет свои мечты, пожелания в руки творца, и тот, переработав их через свои особенные, свойственные только этому данному художнику, чувства и ощущения, заставляет появиться на свет результат сотрудничества.





Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=802