На центральной площади датского города Сённерборга стоит необычный памятник: всадница с копьем в правой руке. Лицо девушки обращено к старинному замку, расположенному на берегу фьорда. Пьедесталом служит гранитный куб с высеченным силуэтом скачущего...
На центральной площади датского города Сённерборга стоит необычный памятник: всадница с копьем в правой руке. Лицо девушки обращено к старинному замку, расположенному на берегу фьорда. Пьедесталом служит гранитный куб с высеченным силуэтом скачущего всадника с копьем. Что за странная фигура?
Нет, это не средневековая воительница. Этот памятник – дань большому увлечению жителей Сённерборга древней конной игре, за вполне «современным» обликом которой скрываются вековые традиции.
Состязание это называется «рингриднинг» (ringridning, от дат. «ring» – кольцо и «ridning» – верховая езда). На поле устанавливается некое подобие ворот, и в них подвешивается кольцо. Всадник, проезжая галопом через эти ворота, должен копьем поймать и сорвать кольцо, а возвращаясь, сбросить его с копья в определенном месте. Только если выполнены все эти условия, очко засчитывается. Заранее оговаривается количество попыток, обычно их бывает двадцать четыре, но иногда их число достигает пятидесяти. Набравший наибольшее количество очков объявляется Королем или Королевой, второму месту соответствует титул Кронпринца (Кронпринцессы), третьему – Принца (Принцессы). Часто после первого этапа одинаковое количество очков оказывается у нескольких участников, и тогда объявляется Королевская езда, победитель которой и становится королем.
Традиция «рингриднинга» существует на датской земле уже не одно столетие – каждое лето собираются всадники из близлежащих селений и соревнуются в ловкости. Каково же происхождение этого столь любимого датчанами соревнования? Здесь причудливо переплелись две традиции: рыцарские турниры и народные деревенские праздники.
Еще с языческих времен в Европе известны танцы вокруг майского шеста, а с принятием христианства это народное гулянье стало приурочиваться к Троице. В этот день девушки подбрасывали в воздух сплетенные ими венки, а всадники-юноши должны были на скаку ловить венки копьями. Это была не просто деревенская забава – действие символизировало плодородие и должно было стать залогом будущего хорошего урожая. Юноша, победивший в таком состязании, становился Майским Королем или Троицким Женихом.
Рыцарские турниры – спорт благородный, но, увы, опасный и кровавый. Датские короли Кристиан III и его сын Фредерик II изменили правила турниров на территории своей страны и превратили кровопролитный поединок в безопасную и веселую игру, сделав «рингриднинг», бывший до тех пор лишь частью военной подготовки, основным событием турнира. Считается, что первым королем – участником этих состязаний стал Кристиан IV. В 1596 году, во время его коронации, эти игры проходили в течение нескольких дней, и в них приняли участие члены европейских королевских и княжеских семей, прибывшие на торжества. И сегодня в Копенгагене в Королевском саду можно увидеть две колонны, которые были использованы для «рингриднинга» во время той коронации. Кристиан IV сам был активным участником этих состязаний как в Дании, так и в Англии и Германии. А в 1845 году «рингриднинг» стал частью грандиозных торжеств по случаю серебряной свадьбы герцога Кристиана Августа Августенборгского и его супруги: тогда состязания собрали четыреста пятьдесят участников.
Подойдет любая лошадь
Эти соревнования, изначально проводившиеся по всей Дании, особенно полюбились в Южной Ютландии, и к началу XIX века без «охоты за кольцами» не обходился ни один праздник в этой провинции. Каждая уважающая себя деревня устраивала перед игрой парадное шествие, потом к этим кавалькадам стали присоединяться оркестры.
Сегодня каждое лето около пятидесяти селений на юге Дании проводят «Рингридерфест» (Ring-riderfest) – Праздник Кольца. Во многих ютландских семьях участие в этих соревнованиях стало традицией, передаваемой из поколения в поколение. Неоднократно около домов нам приходилось видеть площадки для подготовки лошади и всадника к «рингриднингу» с характерным силуэтом стойки с подвешенным кольцом. Представители некоторых из этих династий ежегодно стараются принять участие в возможно большем числе состязаний и путешествуют из города в город, где проводятся эти праздники. В такие путешествия обычно отправляются всей семьей, кто-то – выступить, остальные – поддержать, поболеть за своих.
Участвовать в таком состязании может любой желающий, в том числе и иностранец. Его ожидает одна проблема – достать коня. Об этом надо позаботиться минимум за месяц. Обычно процентов восемьдесят участников выступают на собственных лошадях, остальные – на арендованных. Лошадь может быть любой породы, не существует никаких предпочтений или ограничений. На равных соревнуются опытные спортивные бойцы, работяги с фермы и лошади-«хоббики». Кстати, последних в стране великое множество, ведь очень многие датчане живут в собственных домах с большими участками земли, и там всегда находится место для левады, где пасутся одна, две, а то и три лошади. Часто эти баловни семьи принадлежат к норвежской фьордской породе, которую так легко узнать по характерному экстерьеру, саврасой масти и двухцветным гриве и хвосту. Лошадки эти отличаются добрым нравом, завидной физической силой, неприхотливостью в содержании и универсальностью в использовании. Они готовы возить на своей широкой спине новичков, участвовать в любительских соревнованиях по конкуру и выездке, таскать телегу на ферме. Эта лошадь достаточно добродушна для того, чтобы ходить под ребенком, и достаточно сильна и крепка, чтобы выдержать крупного взрослого всадника – словом, идеальная лошадь для всей семьи.
Гордятся датчане и лошадьми другой своей национальной породы – кнапструпами, отличительная черта которых – чубарая масть. Определенных требований к экстерьеру кнапструпа сейчас не существует. Он может быть и верховым спортивного типа, и рабочим, и упряжным, и пони. Главное – нарядная масть. Стоит при датчанине произнести слово «кнапструп», и он обязательно вспомнит или работягу, на котором пахал его отец, или нарядного каретного конька, на котором его бабушка по воскресеньям ездила в церковь, или собственную первую лошадь. Любят они напомнить о том, что и лошадь знаменитой Пеппи – Длинный Чулок также была кнапструпом.
«Рингриднинг».
XXI век
Праздник Кольца в том виде, в каком мы его видели в Сённерборге, был впервые проведен в 1888 году. Но сотый праздник состоялся только через 110 лет в 1998-м. Это связано с тем, что такого рода мероприятия были запрещены во время двух мировых войн, а также во время эпидемии ящура.
Каждый год в конце второй недели июля этот старинный город собирает около пятисот всадников и сорок тысяч зрителей. Это самый большой народный праздник, и подготовка к нему ведется весь год. Составляется культурная программа, приглашаются популярные музыканты, артисты, военные оркестры из разных стран. В дни торжеств весь город украшен флагами, повсюду звучит музыка, разбиты шатры-кафе, где можно отведать как классические блюда европейской кухни, так и традиционные ютландские колбаски и сыры, у детей глаза разбегаются от огромного количества аттракционов, молодежь предвкушает веселье на многочисленных танцплощадках.
Итак, пятница. В одиннадцать часов в парке замка собираются около пятисот всадников, чтобы в половине двенадцатого под предводительством шести герольдов в исторических костюмах и в сопровождении нескольких марш-оркестров из разных стран праздничной кавалькадой отправиться через весь город к площади, на которой все готово к началу соревнований. Участники праздничного шествия одеты в традиционную для Сённерборга форму – черные редингот и сапоги, белые рубашка, бриджи и кепка. Так одеваются все участники состязаний, начиная с 1888 года (в других городах – другие цвета). Правила соревнований также с тех пор почти не изменились.
Кавалькада въезжает на площадь, где всадников ожидают двадцать «виселиц». Да-да, именно так называют датчане эту конструкцию из двух столбов и перекладины, к которой подвешено кольцо. К каждой «виселице» ведет пятнадцатиметровая дорожка, которую лошадь должна пройти галопом, за створом дорожка продолжается еще восемь метров, ее ширина – два с половиной метра. Около каждой «виселицы» сидит так называемый стряпчий, его обязанность – заносить в протокол результаты. За все происходящее на дорожке отвечает Первый Всадник. Участники разделяются на группы в зависимости от возраста и пола.
Каждому участнику дается двадцать четыре попытки. Те, кто ни разу не промахнулся, выходят в финал. В зависимости от погодных условий в финал обычно попадают от пятнадцати до сорока человек из пятисот участников. Во время первого этапа диаметр отверстия составляет 22 мм. Во втором этапе диаметр кольца уменьшается сначала до 17 мм, а если число прошедших и это испытание слишком велико, то может быть и 13, 10, 7 мм. Должно остаться три-четыре претендента на королевский титул, и уже из них выбираются Король (Королева), Кронпринц (Кронпринцесса) и Принц (Принцесса) в зависимости от количества выигранных очков. На этом, самом последнем этапе, называемом Королевской ездой, диаметр кольца иногда доходит и до 5 мм.
Соревнования проходят с пятницы по воскресенье. Каждый день начинается и заканчивается парадом. Утром участники, герольды, музыканты через весь город отправляются от замка к месту состязаний, а вечером возвращаются тем же путем обратно.
Никто из сорока тысяч зрителей не чувствует себя лишним на этом празднике. Даже дети, не умеющие ездить верхом, могут принять участие в «ringridning» для велосипедистов. Для них тоже устраивается парад в сопровождении оркестра. Шумят праздничные базары, по всему городу проходят концерты, а по вечерам вспыхивают огни фейерверков и разносится танцевальная музыка. Веселье продолжается до двух-трех часов ночи – официального закрытия праздничной площадки.
Международный фестиваль оркестров – украшение этого народного праздника. Несколько раз в нем участвовали наши соотечественники – оркестр Красной Армии и Академии дирижеров военных оркестров.
Нельзя обойти молчанием и еще одну традицию этого праздника – «мужской обед». Парадная трапеза является составной частью всех праздников «Рингридерфест», и везде в ней принимают участие как мужчины, так и женщины. Но в этом вопросе Сённерборг отличается от других городов. В соответствии с очень старой традицией здесь этот обед является исключительно мужским. Шатер на праздничной площади вмещает 1200 человек, и каждый год идет борьба за то, чтобы раздобыть билет на это престижное и известное по всей стране мероприятие. Получить заветный билет могут только очень уважаемые люди, да и стоимость его довольно высока. Это – своеобразный спонсорский взнос. Из года в год во время этих обедов поются одни и те же песни, произносятся тосты, каждый из которых сопровождается ружейным салютом, так что жены, не допущенные на пиршество, могут подсчитать, сколько выпито их мужьями. Одна из речей обязательно произносится кем-нибудь из очень известных людей. В прошлом году это был бывший премьер-министр Дании Пауль Нюруп Расмуссен. Этот обед начинается в двенадцать и заканчивается в семнадцать часов, после чего все 1200 мужчин оказываются на праздничной площади и продолжают развлекаться на танцевальных площадках и в ресторанах.
Таким образом раз в году тихий провинциальный городок у границы с Германией собирает на своих площадях как известнейших людей страны – политиков, певцов, музыкантов, артистов, так и десятки тысяч простых граждан. Все они съезжаются сюда, чтобы отдать дань уважения старинному обычаю – «рингриднингу» – состязанию всадников. Всем датчанам, бережно хранящим эту традицию и принимающим активное участие в ежегодном празднике, и посвящен памятник на берегу фьорда – бронзовая всадница с копьем.
Мария Шмелева
Благодарим за помощь в подготовке материала Айгиля Скоу, замечательного знатока истории и культурных традиций Сённерборга, Пера Кристенсена, члена Комитета по проведению праздника «Рингридерфест» с 1963 года, председателя Фестиваля «Ringriderfest» с 1974 по 1988 год, и Йоханнеса Хиша, журналиста, активного члена PR-группы и Архивной группы Комитета по проведению праздника «Рингридерфест».
|