Загадка троянского коня

Дата 18.11.2005 0:00:00 | Тема: Быль и небыль

«Позднее Одиссей придумал построить деревянного коня и предложил изготовить его Эпею, который был строителем. Тот заготовил лес на горе Иде и сделал коня, полого изнутри и с отверстием в боку. Одиссей убедил пятьдесят...

«Позднее Одиссей придумал построить деревянного коня и предложил изготовить его Эпею, который был строителем. Тот заготовил лес на горе Иде и сделал коня, полого изнутри и с отверстием в боку. Одиссей убедил пятьдесят (а как сообщает автор «Малой Илиады», три тысячи) лучших воинов войти в коня...

(...) Те повиновались и посадили лучших из воинов внутрь коня, поставив во главе последних Одиссея, а на коне начертали следующую надпись: «Благополучно возвратившись домой, эллины посвятили это благодарственное приношение богине Афине».

Аполлодор «Мифологическая библиотека».


Образ троянского коня много столетий будоражил умы художников, писателей и исследователей. Выражение «троянский конь» давно стало нарицательным, общепринятым обозначением обмана и коварства. Попытки найти разумное объяснение этого образа тоже предпринимались с давних времен. Предположения были самые разные. Например, что это было достижение воинской техники того времени – боевая башня, обтянутая конскими шкурами, которые обливались водой, чтобы уберечь сооружение от зажигательных стрел троянцев. Или что это мог быть особый, специально обученный конный отряд, ворвавшийся в город...

Но какое бы объяснение не предлагалось, ни одно из них не отвечает на вопрос полностью, всегда возникают сомнения. Почему боевая башня была обтянута именно конскими шкурами, а не коровьими, например? Или откуда у ахейцев-мореплавателей вдруг взялся специальный кавалерийский отряд, и что этот отряд делал все предыдущее время осады – целых десять лет?

Даже в версии о военной хитрости – сооружении ахейцами гигантской статуи коня с посвятительной надписью – все равно возникают вопросы: почему статуя изображала именно коня и с чего вдруг ахейцы были уверены, что троянцы затащат ее в город?

Что же представляла из себя Троя того времени? Во втором тысячелетии до нашей эры Троя была форпостом Азии, нависшим над Европой. Ученый Корфман уверен, что жители Трои-VI по происхождению были лувийцами*.

Опираясь на догадки филологов, Корфман отождествил Илион (Трою) с городом или местностью Вилуса (Wilusa), которая не раз упоминается в хеттских клинописных источниках. Вилуса находилась на северо-западе Малой Азии, примерно там же, где была Троя. «Теперь, – отмечает Корфман, – мы вправе с еще большей вероятностью отнести Трою (Илион) и ее жителей к хетто-лувийскому миру».

В бронзовом веке Малая Азия играла выдающуюся роль в мировой истории – ведь здесь соединялись Запад и Восток. Но это положение давало Трое не только торговые выгоды, но и обрекало город пребывать между двумя зачастую враждовавшими силами – микенскими греками и хеттами. Из-за Илиона вспыхивали войны – это подтверждают следы многочисленных пожарищ, обнаруженные археологами. Известный хеттолог Тревор Брюс в вышедшей в 1998 году книге «Царство хеттов» приводит ряд доводов, из которых следует, что историческая основа «Илиады», поэмы о Троянской войне, не вызывает сомнений. Однако, продолжает Брюс, самой Троянской войны, вероятно, не было. Был лишь ряд грабительских набегов, разбойничьих походов или военных экспедиций, которые в памяти потомков слились в одну долгую войну. Возможно, один из этих набегов увенчался взятием и разрушением Вилусы-Илиона. Сам Брюс полагает, что гомеровский эпос описывает события, протекавшие на протяжении ста с лишним лет.

Но обладали ли ахейцы сильным кавалерийским отрядом? Таким, нападение которого на город могло бы породить версию о троянском коне? Вряд ли. Известно, что во втором тысячелетии до нашей эры на побережье Малой Азии совершали набеги «народы моря». Ахейцы имели достаточно сильный по тому времени флот. Но корабли и их оснащение навряд ли были приспособлены к перевозке большого количества людей, главным образом из-за необходимости постоянно пополнять запасы (в особенности питьевой воды). Еще менее корабли были приспособлены к перевозке большого количества лошадей. Разумеется, коней перевозили, но не кавалерию. К тому же боевые качества лошадей, вынужденных провести достаточно долгое время в ограниченном пространстве, вызывают сомнения.

Судя по описываемым в «Илиаде» состязаниям на колесницах, лошади у ахейцев имелись, но вряд ли в таком количестве, чтобы их шкурами можно было обтянуть осадную башню. К тому же хорошая, рослая, пригодная для колесницы лошадь в те времена стоила целое состояние, а ахейцы не были настолько богатым народом, чтобы позволить себе подобное расточительство**. В отличие от ахейцев Троя славилась своими лошадьми, как, впрочем, и их соседи – держава хеттов.

Гомер, описывая город, говорит, что это «священный», «неповторимый», «наводящий ужас», но в то же время «хорошо построенный город», в котором «удобно жить», хотя там и дуют «сильные ветры». Еще этот город славится «хорошими жеребятами». Жителей Трои поэт называет «hippodamoi» – «конеборцами». Характерно, что это слово ни разу не употребляется в поэмах Гомера («Илиаде» и «Одиссее») по отношению к какому-либо другому народу, кроме троянцев. Таким образом, становится понятно, что жители Трои были известны тем, что умели объезжать лошадей и владели хорошими скакунами. Легенды рассказывают, что у троянского царя Дардана был табун прекрасных коней, ведущих свое происхождение от самого Борея. Как известно, этот бог северного ветра превращался иногда в жеребца и в таковом обличье производил на свет необыкновенных жеребят – в браке с кобылицами Эрихтония, эринией и гарпией.

Также в Трое почитали и Афину, священное изображение которой, по преданию, упавшее с неба, находилось в городе. Существовало предсказание, что пока Палладий в черте городских стен – Троя неприступна.

Афину мы знаем как богиню мудрости, справедливой войны, покровительницу ремесел. Но она также научила людей и искусству обуздывать коней и запрягать их в колесницы. В этой ипостаси она почиталась как Афина Халинитида (от греч. Chalinitidos – «Обуздывающая»). Именно она укротила крылатого коня Пегаса и, наложив на него узду, передала герою Беллерофонту.

Так что если ахейцы хотели, чтобы их хитрость удалась и троянцы затащили статую в город, они должны были оставить посвятительный дар именно Афине и именно изображение коня. Жители Трои так и поступили, на свою погибель они ввезли статую в город и установили на площади перед храмом.

«Войдя в город с оружием в руках, они (Ахейцы. – Прим. авт.) стали заходить в дома и убивать спящих. (...) Перебив троянцев, эллины зажгли город и поделили между собой добычу...» Аполлодор. «Мифологическая библиотека».

Среди предметов, открываемых археологами среди останков Трои, наиболее часто встречаются наконечники стрел и дротиков и керамика. Показательно, что ручки сосудов часто выполнялись в виде голов лошадей. Ставшие теперь музейными экспонатами, они напоминают нам о городе, славном «хорошими жеребятами»...


Галина Иншакова


*Лувийцы - один из индоевропейских народов, которые наряду с хеттами около 2000 года до новой эры переселились в Анатолию. И, по мнению Корфмана, многие из предметов, обнаруженных в Трое, скорее принадлежат этой - восточной - анатолийской культуре, нежели греческой цивилизации.
** Для примера можно привести фрагмент из перечня цен, включенного в хеттский свод законов: "1 акр орошаемой земли стоит 3 сикля, 1 акр виноградника - 60 сиклей, овца стоит 1 сикль, корова - 7 сиклей, лошадь - 14 сиклей, лошадь для упряжки - 20 или 30 сиклей". Пару лошадей для упряжки можно было обменять на целый акр земли.





Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=601