Чем гордится любой город? Своей архитектурой, музеями, театрами, древними традициями, наконец. У Санкт-Петербурга, согласитесь, всего этого в избытке – триста лет истории, как никак. Но жизнь продолжается – открывают свои двери новые театры...
Чем гордится любой город? Своей архитектурой, музеями, театрами, древними традициями, наконец. У Санкт-Петербурга, согласитесь, всего этого в избытке – триста лет истории, как никак. Но жизнь продолжается – открывают свои двери новые театры, заполняются экспонатами залы новых музеев, появляются и новые традиции. «Автор» одной из последних – пивоваренная компания «Балтика», подарившая Питеру новую достопримечательность – четверик серых першеронов...
Идея, как часто водится, пришла из-за границы – такой вид рекламы очень популярен на европейских пивных фестивалях, особенно в Чехии и Германии, на которых часто бывает президент «Балтики» Таймураз Казбекович Баллоев. Там повозка – неотъемлемая часть праздника, являющаяся одновременно и историческим экскурсом, ведь на подобном транспорте пивовары издавна развозили свою продукцию.
Решение было принято. Повозку для «Балтики» заказали в Германии, так как там экипажное дело хорошо развито и любую идею мастера могут воплотить с исторической точностью, и при этом с применением современных технологий и материалов. Лошадей же решено было покупать в России. Таймураз Казбекович стал выбирать, из всего разнообразия пород ему понравились именно першероны – и в 1998 году в Питер из Ульяновского конного завода приехали большие серые красавцы с отличными родословными, полными французских предков. А примерно через год начались первые выезды в город.
Реакция публики на лошадей на Невском проспекте оказалась, в общем-то, предсказуемой: удивление, радость, восхищение. Лошади быстро привыкли и к движению на дороге, и к шуму большого города, и к бесконечно сигналящим автомобилям. На то они и першероны, славящиеся своим спокойным «философским» характером. Хотя всякое, конечно случается...
«Балтийская» повозка не только ездит по Невскому проспекту и участвует в питерских пивных фестивалях, но и «гастролирует» по другим городам: например, на открытии дней Санкт-Петербурга в Калуге и в Туле лошади стали «гвоздем программы».
Трудовые будни
В городе першероны работают с мая по октябрь. Каждый день повозка выезжает на Невский проспект, проходя его от начала до конца. Перед лошадьми следует машина сопровождения. Это не чей-то каприз, а необходимость – даже самый спокойный першерон может не выдержать и заехать копытом по багажнику очередного «подрезавшего» его автомобиля. Таких горе-водителей, не понимающих, что лошадь – это не оригинальный безликий «мотор для телеги», а мощный зверь со своим характером и нервами, на самом деле оказалось немало, благо, что ДТП все же удалось избежать. Часто – буквально в последний момент. Из «самых страшных» случаев – пострадавшая иномарка, чей водитель очень неудачно выразил свой восторг лошадьми – буквально «притер» их к краю дороги, подъехав слишком близко. Ну кто ж так с лошадьми обращается? Вот один из першеронов и сел буквально ему на капот. Сколько в тяжеловозе весу-то? Вот то-то и оно... А вообще если лошади начинают нервничать и перестают повиноваться, ситуацию может исправить только вовремя спрыгнувший и взявший их под уздцы возчик, поэтому ребята-возчики стараются ездить по двое.
В ноябре у лошадей наступают законные каникулы. Месяц они только едят и гуляют, за редким исключением. Исключения вызваны техникой безопасности: отдохнувший першерон с избытком энергии – страшная сила. В общем, режим у «тяжиков» классический, как у многих спортивных лошадей: шестидневная рабочая неделя, один выходной и месяц ежегодного отпуска.
Так же отдыхают и люди. Возчиков – двое. Один давно занимается драйвингом, упряжками, второй – помоложе, но опыта уже набрался за семь лет работы с «балтийскими» першеронами. Остальные работники – кто-то пришел из конного спорта, кто-то даже из проката. В основном, конечно, занимались верховыми лошадьми, но втянулись в работу все, тем более першеронов тоже иногда надо работать под седлом, и опыт, полученный ранее, очень пригодился. Как и в любой конюшне, много рутинной работы – кормление, чистка, уборка... А что касается «пивной» направленности, так продукт этот першероны не потребляют. Ребята пошутили один раз, предложили – лошади проявили сознательность и отказались. Они же «при исполнении»! Но зато пивная дробина (отход от производства пива) в небольших количествах лошадям полезна, и першероны получают ее в качестве подкормки.
Новый дом
для першерона
До недавнего времени у першеронов не было своего дома: теплый сезон они проводили в летних денниках стадиона «Петровский», а в зимний период стояли на чужих конюшнях в арендованных денниках. В 2001 году у «Балтики» появилась своя собственная конюшня – напротив главного корпуса завода под нее перестроили большой ангар. Его полукруглый профиль превратился в дизайнерскую находку – конюшня пивоваренной компании сделана в виде огромного пивного бочонка, разумеется, с фирменной символикой «Балтики».
Внутреннее убранство (все материалы закуплены за границей) на высшем уровне, очень чисто и аккуратно. В денниках – выдвижные пластиковые кормушки, удобные и для раздачи корма, и с гигиенической точки зрения. Чистота, аккуратность и продуманность интерьеров (не только на конюшне) очень сильно отличают «Балтику» от привычной картины наших производств. На заводе постоянно проводятся экскурсии для всех желающих побывать «на кухне» пивоваренной компании, и стерильность не только производственных цехов, но даже складских помещений, по меньшей мере, внушает уважение. Естественно, что и в конюшне поддерживается идеальная чистота: лошади всегда чистые, денники подбитые, так что посетители (конюшня также входит в экскурсионный маршрут) замечают только запах свежих опилок и сена.
Самая интересная особенность в том, что конюшня двухэтажная: второй этаж – это так называемая галерея, где и проходят экскурсии. Когда идешь по галерее, видно, что происходит в каждом деннике – это достигается особой системой зеркал. Реакция людей такая же, как на улице: радость, интерес, восхищение. Люди «прилипают» к стеклам, высматривая лошадей, стоящих в денниках, с галереи смотрят на открытый манеж. Есть рядом с конюшней и крытый манеж, который появился через некоторое время после ее постройки.
Сейчас на конюшне живут семь першеронов и два чистокровных верховых жеребца, подаренные президенту «Балтики» в конце прошлого года. Каждая лошадь – это свой характер, свои привычки, свой шарм, да никто из людей, с ними работающих, и не равняет их «под одну гребенку» – должно же быть уважение к личности.
Все лошади принадлежат компании «Балтика». На конюшне нет постоя, нет традиционного проката... Это свой мир – мир рекламы и лошадей.
Дмитрий Солохин
Юлия Давыдова
Фото Натальи Костиковой
Благодарим за помощь в подготовке материала директора конюшни ПК "Балтика" Анастасию Никольскую.
|