Жестокое кино

Дата 6.6.2005 23:00:00 | Тема: Кинозал

Я не люблю смотреть фильмы про лошадей… Странная фраза для журналиста, ведущего в журнале «Конный мир» рубрику «Кинозал»? Наверное, но факт остается фактом, я пересматриваю «лошадиные» фильмы, главным образом, «по долгу службы». Почему? Мне не нравится...

Я не люблю смотреть фильмы про лошадей… Странная фраза для журналиста, ведущего в журнале «Конный мир» рубрику «Кинозал»? Наверное, но факт остается фактом, я пересматриваю «лошадиные» фильмы, главным образом, «по долгу службы». Почему? Мне не нравится основная завязка большинства таких лент. Лошадь живет себе беззаботно и свободно, либо на воле, либо рядом с людьми, которые ее любят и уважают как личность. Затем приходит Злой Человек и все разрушает. И пусть некоторые из этих фильмов все же имеют счастливую концовку, но дождаться ее зрителю бывает непросто.


Именно к категории «жестоких» лент можно отнести отечественный фильм «Ищи ветра», в котором собрано целое созвездие великолепных актеров: Е.Проклова, Л.Прыгунов, А.Пороховщиков, М.Кононов. Наравне с ними в фильме участвуют и прекрасные лошади из конных заводов имени Буденного, Первой Конной Армии и Терского. Сюжет фильма динамичен настолько, что от экрана невозможно оторваться: любовь, драки, погони. И все же…

Гражданская война. В бескрайней степи затерялся небольшой конный завод, непонятно как сохранившийся в центре боев между красными и белыми. Здесь время будто остановилось: пасутся возле речки табуны, матки ласковым ржанием подзывают несмышленых жеребят – словом, мир и покой. В этом раю нашла свое счастье дочка нынешнего хозяина завода (бывшего управляющего, не бросившего беспомощных животных после бегства владельца). К маленькой семье прибился и раненый белый офицер, не желающий больше воевать. При одном лишь взгляде на безоблачное счастье молодых людей понимаешь – скоро ему придет конец, ведь рядом война.

И вот она уже грубо врывается в этот рай: сначала на лошадей заявляют права конокрады, потом бравый красноармеец и, наконец, белый офицер со своими казаками. Последний не желает оставлять табун наступающей Красной Армии и решает забрать лошадей с собой. Он не слушает ни упреков старого управляющего, ни возражений своих же солдат, что жеребятам не пройти такой путь, – все равно животные красным не достанутся! Сначала малышей безжалостно отделяют от маток, потом табун истошно ржущих кобыл гонят в степь, а жеребята все-таки вырываются на свободу из тесного загона и устремляются вслед за табуном.

Ощущая за спиной красных, командир отряда белогвардейцев нещадно гонит лошадей и, наконец, жеребята не выдерживают неистовой скачки и начинают падать. Кобылы не уходят от своих малышей, и тогда офицер отдает жуткий в своей безжалостности приказ – развернуть пулемет на табун и открыть огонь.

Я не стану рассказывать вам о финале этой ленты, по крайней мере, один раз ее стоит посмотреть. Для меня главной мыслю фильма «Ищи ветра» стали слова пленного красноармейца, наблюдавшего за разлучением маток и жеребят: «Интересно, кто же из нас больше люди – мы или лошади?» И это даже не вопрос, а некий грустный итог – многое может списать война, но есть какая-то граница, переступив которую человек перестает быть человеком. Все герои фильма в конце концов приходят к этому печальному выводу. А для меня остается невыясненным один лишь вопрос: за то, чтобы в людях проснулась наконец совесть, заплатили своей жизнью десятки лошадей – не высока ли цена?

И последнее, что обязательно нужно сказать про эту ленту: не забывайте, что это только кино. Расстрелянный табун смотрится жутко, пока глаз конника не заметит «умершую» лошадь, упрямо пытающуюся подняться на ноги, а мешает ей «труп» одного из героев, тоже чересчур живой. А что говорить об «убиенном» жеребенке, который лениво приподнимает голову и чешет бочок, на который уселась наглая муха, нелегально принявшая участие в процессе съемок? Возможно, для зрителя неискушенного и впечатлительного это будет выглядеть как агония, меня же пара таких сценок слегка примирила с излишней жестокостью фильма.

А сейчас давайте посмотрим на встречу Лошади и Человека с другой стороны. Объектом нашего внимания станет великолепный дикий соловый жеребец, герой фильма «Серебряный конь» («The Silver Brumby»), который сумел доказать, что он практически во всем способен превзойти жестокое двуногое существо.

Однажды ночью над австралийской равниной разразился свирепый ураган, мощные порывы ветра сотрясали стены небольшой фермы. Вой бури пугал девочку Инди и мешал ей уснуть, и тогда мама стала рассказывать ей удивительную историю о дикой лошади, родившейся в горах несколько лет назад во время такого же урагана. Золотистый жеребенок получил имя в честь бушевавшего вокруг ветра – Тауро.

День за днем мама рассказывала дочке о новых приключениях Тауро. Долго девочка воспринимала эти истории как сказки, но потом у нее возникли сомнения: вот блеснула на солнце золотом лошадиная спина – не Тауро ли это промчался галопом по горному склону? А упрямый и опасный враг жеребца – всадник на вороном коне – не сосед ли это, пастух, грубо и жестоко обращающийся с животными? Так сказка начинает приобретать для Инди очертания реальности, и когда она видит соседа, решительно скручивающего лассо перед охотой на диких лошадей, девочка уверяется в своих подозрениях, что его цель – свободолюбивый вожак Тауро.

Фильм «Серебряный конь» немного напоминает всем известного «Мустанга-иноходца». Смотрится он прекрасно, самыми красивыми, на мой взгляд, можно считать сцены драки жеребцов за свои табуны и еще кобылу, защищающую жеребенка от врага – человека. Кстати, роль жестокого преследователя Тауро исполняет любимец дам всего мира – «гладиатор» Рассел Кроу. Невероятные австралийские пейзажи, изумительные лошади, сюжет при таких очевидных плюсах фильма не так уж и важен. Но все же мне запомнилась одна фраза героини: «Неужели ты думаешь, что человек смирится с поражением, нанесенном ему лошадью?» Она также навела меня на грустные размышления: а почему бы нам, людям, действительно не смириться с тем, что они лучше, правильнее и добрее, чем мы? Глядишь, и отношения с лошадками стали бы более гармоничными, а фильмы о них менее жестокими…


Дарья КУЗОВЛЕВА





Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=489