Стоп-кадр. Ольга Кабо

Дата 12.5.2005 23:00:00 | Тема: Крупным планом

Точеная хрупкая фигурка, разумеется, не в скромную школьную форму облаченная, большие карие глаза, роскошные каштановые волосы, разбросанные по плечам. Таков экранный образ девочки-отличницы...

Точеная хрупкая фигурка, разумеется, не в скромную школьную форму облаченная, большие карие глаза, роскошные каштановые волосы, разбросанные по плечам. Таков экранный образ девочки-отличницы.


- Я очень люблю учиться, - мило улыбаясь, говорила Ольга Кабо в день своего рождения, 28 января, в телепередаче "Без протокола".

- И никогда-никогда не возникает желание прогулять "школу"? (Ольга Кабо получает второе высшее образование, заканчивает истфак МГУ. - Прим. авт.) - интересуются ведущие Борис Берман и Ильдар Жендарев. - Вот мы, например, прогуливали!

- А зачем казаться хуже, чем я есть? - искренне недоумевает актриса.

- Эх, если бы с нами такие девочки учились, мы бы тоже на все уроки ходили, - сдается наконец Ильдар.

От "подарков судьбы" Ольга Кабо не отказывалась никогда. В пятнадцать лет получила приглашение сниматься в фильме украинского режиссера Ярослава Лупия "И повторится все". Во ВГИК была принята практически без вступительных экзаменов. Причем на курс именитых мастеров - Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой. Проснулась знаменитой, завоевав титул "Мисс "Московский кинофестиваль" - 1989". Тогда фотографии Кабо печатались на обложках практически всех популярных изданий.

Киноактрис, привыкших работать на "крупный план", всегда неохотно брали в театр, отказывая им в способности "покорить пространство", но требовательный режиссер Леонид Хейфец, известный своими эмоциональными репетициями, предложил Ольге роль Нины в спектакле "Маскарад". И не прогадал.

Книга "Звезды ЦАТРа" включает в себя не только очерки о жизни и творчестве советских "прим" - Нины Сазоновой. Людмилы Касаткиной, Ларисы Голубкиной, но и историю Ольги Кабо - "самой красивой женщины России", "русской мадонны", единственной актрисы - члена Ассоциации каскадеров России.

Кабо исполняла партию главной героини в рок-опере "Литургия оглашенных", выступала на сцене "Метрополитен Опера" в Сеуле. Известной стала даже в Южной Корее, снялась в корейском фильме "Леди S из Москвы".

Мэтр советского кинематографа Лев Кулинджанов доверил ей главную роль в фильме "Умирать не страшно" Известный американский режиссер и продюсер Роджер Корман снял в триллере "Похороны крыс". После работы в фильме Барри Сэмсона "Бегущий по льду", в котором на экране появлялся Михаил Сергеевич Горбачев, Ольгу называли "звездой перестройки".

Сегодня на счету актрисы, недавно отметившей двадцатилетие творческой деятельности, около сорока пяти кино- и немало театральных работ.

В конце декабря 2002 года Ольге присвоили почетное звание Заслуженной артистки России. Новый 2003 год принес в ее жизнь немало перемен. Кабо, впрочем, не без раздумий, покинула родной ЦАТР, где проработала десять пет, приняв приглашение от театра имени Моссовета, на сцене которого играет Роксану в "Сирано де Бержераке" и и готовится к постановке музыкального спектакля "Джеккил и Хайд".


- Ваши родители, папа - физик, мама - экономист, активно развивали заложенные в вас таланты, чтобы потом на вопрос дочери: "Почему у меня нет братика или сестренки?" иметь право на ответ: "Шедевр невозможно повторить"...

- Да, они, действительно, очень много времени уделяли моей "персоне". Им хотелось, чтобы я реализовала себя. Наверное, это хорошо, когда тобой так целеустремленно занимаются твои родители. Конечно, реализовано не все, что они старались в меня вложить, но я их, безусловно, радовала своими успехами. Я была очень любознательным ребенком.

Родители не имеют отношения к творчеству, но относятся к нему на "Вы" и очень чувствительны к фальши. Они мои первые зрители и мои первые критики. Если мама с папой, как Станиславский, говорят, что они не верят, я не просто прислушиваюсь, а понимаю, что еще не исчерпала всех возможностей в своей роли. Как ни странно, их критика всегда прибавляет мне силы, даже уверенности в себе.

- Вы с детства занимались в театральной студии, музыкой, гимнастикой, в кружке биологии, космонавтики. И конным спортом тоже с детства?

- (Смеется.) Ну, как вам сказать, это было относительное детство - восемнадцать лет. А вообще у меня детство закончилось в пятнадцать.

- ?!

- Я занималась в театральной студии во Дворце пионеров. После одного из спектаклей, в котором я играла, ко мне подошла ассистент с Одесской киностудии и предложила приехать в Одессу на пробы на главную роль в фильме "И повторится все". Меня утвердили, и началась совершенно другая жизнь. Я впервые покинула родительский дом на целых полгода и стала самостоятельным человеком. Условия работы были жесткими, практически в полевых условиях, плюс мой абсолютный непрофессионализм, плюс учеба (тогда я училась в девятом классе) и никаких скидок на мой возраст... Хотя такие форс-мажорные обстоятельства только закалили меня.

Я тогда училась в московской школе с театрально-литературным уклоном при Щепкинском театральном училище. Требования преподавателей в этой школе были очень высокими, и мое отсутствие на занятиях в течение полугода "по уважительной причине" осталось как бы незамеченным. По возвращении мне пришлось срочно догонять ребят почти по всем предметам - и опять никаких скидок. Конечно, было тяжело. Ноя привыкла к деятельному образу жизни. Уроки делала в транспорте.

- Вот вам и девочка-отличница... Неужели при таком ритме жизни вдруг появилось время для занятий верховой ездой?

На съемках фильма "Рыцарский замок"

- Был 1988 год. Сергей Тарасов предложил мне принять участие в съемках "Приключений Квентина Дорварда". Это приключенческий костюмный фильм с погонями, страстями, приключениями, драками - и все на лошадях. Я читаю сценарий и вижу, что везде на полях напротив моих сюжетов написано: "Дублер Изабеллы". Мою героиню звали Изабелла де Круа (Де Круа - произносит протяжно, с гордостью). "Дублер Изабеллы", "Дублер Изабеллы"... И я решила, что буду работать без дублера. Не хватало малого: научиться ездить верхом.

- Получилось?

- Да... Но это было нелегко. Каждый день после занятий во ВГИКе, часов в девять-десять вечера я приезжала на ипподром и тренировалась там до полуночи. Где-то через месяц каскадеры устроили мне экзамен. Я его сдала, и мне доверили лошадь.

- В чем заключался экзамен?

- Я должна была поднять лошадь в галоп, остановить ее и даже преодолеть какие-то препятствия, небольшие, конечно же, но все-таки препятствия. Съемки должны были проходить на натуре: в открытом поле или в лесу. И я не должна была растеряться, если бы ситуация вдруг вышла из-под контроля.

- А такое случалось?

- Каскадеры никогда не рисковали артистами. Я снималась в разных каскадерских фильмах. После "Приключений Квентина Дорварда" - в "Рыцарском замке", "Мушкетерах двадцать лет спустя", "Крестоносце". Прежде чем доверить актеру лошадь, профессионалы обязательно работают с ней. Ведь каскадеры не возят с собой лошадей - дорого. Понятно, что "конница", которая часто набирается по соседним колхозам, не приспособлена к трюкам, падениям, скачкам. К тому же, лошадь - очень чувствительное и пугливое животное и, когда она впервые видит рыцарские доспехи, нет, даже когда на нее только надевают попону, - сразу чувствует подвох и начинает нервничать.

И вот сначала эти деревенские лошади привыкают к попонам, потом к доспехам, к оружию. А потом уже к нам, артистам. Это длительный процесс, "гонки" не бывает. Мы не приступаем к съемкам, пока не уверены в том, что риск минимален.

- Это был Ваш третий по счету фильм. После "Миллиона в брачной корзине". Вы могли бы себе позволить согласиться и на дублера...

- Я поняла: не научусь ездить верхом - полроли в кадре буду присутствовать не я, а мой дублер. Я не могла этого допустить. И потом мне очень хотелось ездить верхом. Слава богу, что появились повод и время. Я все равно занималась бы верховой ездой, а тут необходимость и желание создали гармонию.

- Гармония-то, наверное, пришла не сразу...

- Первый этап был трудный, но мы начинали постепенно... Я приходила на ипподром, чистила лошадь, угощала, общалась, сама седлала ее, потом выводила из конюшни, подтягивала подпруги. Я и убирала в деннике, и кормила, и поила лошадь.

- ?!

- Да, если хочешь, чтоб лошадь тебе доверяла, надо уметь делать все самой.

- Вам всегда везло с преподавателями. Сначала Виктор Шендерович, тогда еще никому не известный студент, во Дворце пионеров, потом Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева... А кто стал Вашим первым тренером?

- Меня представили замечательному человеку, каскадеру, профессиональному спортсмену Александру Жизневскому, который в то время занимался со многими актерами. Лауреат многих конкурсов, он на лошади сидел, как бог.

Мы стали заниматься. Александр на каждую тренировку давал мне разных лошадей, чтобы не было привыкания. И это создавало дополнительные трудности. Он был очень требователен, не допускал никаких поблажек. Зато теперь, когда ко мне на съемках подводят лошадь, которую я не знаю, я очень уверенно себя чувствую. Спасибо Саше.

- Вы с пятнадцатиметровой высоты прыгали, дрались на боевых мечах, а когда Юрий Кара планировал снимать фильм "Тавро Кассандры" на станции "Мир", чуть было актрисой-космонавтом не стали. Зачем Вам все это?

- Не знаю, наверное, хочу проверить себя, на что я способна, а может быть и доказать себе, что мне все по плечу. Не знаю...

- Еще не доказали? Пишут, будто Ольга Кабо решила больше не рисковать собой...

- Я сейчас просто отношусь к этому по-другому. Действительно меньше стала рисковать. И головокружительных трюков, наверное, исполнять не стану. Да этого от меня и не требуется.

- А что требуется?

- Быть в своей роли достоверной. Зритель должен любоваться красивым зрелищным кино и думать: "Ах, как легко она скачет на лошади! Я тоже так могу". А для этого надо многое уметь. И не последнее место в этом многом занимают каскадерские наработки.

- Рассказывают, что на съемках "Мушкетеров" Вениамин Смехов, морщась от боли в одеревеневших ногах, злился: "И чего заставляют трястись весь день в седле? Дублеров нет, что ли?" На что Валентин Смирницкий и Игорь Старыгин возражали: "Какие дублеры?! Где еще так вволю покатаешься на лошадях?"

- Я согласна со Старыгиным и Смирницким. Когда я приехала пробоваться на роль в "Мушкетерах двадцать лет спустя", мне сказали, что вся съемочная группа уже на площадке, я туда и отправилась. А там как раз готовили лошадей к съемкам. Я не удержалась (давно не сидела в седле) и упросила каскадеров дать мне покататься на лошади. Сев на нее, я обо всем забыла, галопом помчалась, куда глаза глядят. Эту сцену, оказывается, наблюдал режиссер Юнгвальд-Хилькевич, который сразу же утвердил меня на роль герцогини де Шеврез и изменил мизансцену: герцогиня де Шеврез появляется в кадре на коне!

- А студентов ВГИКа учат ездить верхом?

- Конечно, у нас и там были занятия конным спортом. И я помню, в шесть утра, до институтских занятий, мы ездили в "Битцу", в конноспортивный комплекс. Лошади сонные, мы сонные...

- Где больше нравилось - в "Битце" или у каскадеров?

- Настоящая школа, это, конечно, школа каскадеров. Главное, они мне привили любовь к конному спорту и, кажется, на всю жизнь.

- Вспоминается случай, о котором в одном из интервью рассказала актриса Маргарита Терехова. Она училась ездить верхом, что-то уже начинало получаться… С лошади она упала именно в тот момент, когда в манеж заглянул олимпийский чемпион Виктор Угрюмов!

- Наверное, это произошло от неожиданности. Думаешь, что ты уже все можешь, а подходит к тебе профессионал - и тебя охватывает смущение. Я перед своими учителями по конному спорту очень робела, из-за этого у меня было много непредвиденных падений, даже слез. Это надо пережить. Но, когда у меня появились свои лошади, я почувствовала себя хозяйкой положения.

- А как они появились?

- Мне их подарили...

- Татьяне Пушкиной не удалось снять передачу с Вами, потому что вы неохотно говорите о личной жизни...

- Нет, отчего же, удалось, и получилась хорошая передача. Мы говорили с ней о моей работе, о моем детстве, о моей семье. Я делилась своими взглядами на жизнь. Рассуждали о творчестве. Было много очень хороших отзывов об этой передаче.

- Поговорим о лошадях, у Вас ведь их две в "Новом Веке".

- Да, очень породистые. Бурбон уже несколько лет у меня. Я на нем занимаюсь выездкой. Второй конь, Балхаш, голубых кровей, если можно так сказать о животном. Иметь от него потомство - большая привилегия. Он жеребец, сложный, своенравный, но очень красивый. Когда приходишь, садишься в седло и понимаешь, что ты коня побеждаешь - ощущения незабываемые.

На тренировке с дочкой Таней

- У Вас съемки, театр, семья, университет. Своя лошадь, тем более две, это же огромная ответственность! Как вы с ней справляетесь?

- Конечно, когда у меня появились свои лошади, было тяжело. Они ведь обе были невыезженные. Естественно, был инструктор, который с ними работал. Ну и, прежде всего, я. Для меня стало откровением, что чем породистей лошадь, чем она, так сказать, уникальнее, тем она больше с характером. Породистое животное уже имеет в себе гонор, какой-то статус личности. Да-да, именно "личностный статус". Все чувствует, все понимает. Если почувствует слабость всадника, обязательно этим воспользуется. Рядом с лошадью обязательно должен быть сильный человек. У нас с Валхашем шла постоянная война, я бы сказала, борьба двух личностей. Естественно, лошадь сильнее физически, но и я была готова к конфликту…

- Бы конфликтный человек?

- Отнюдь. Я умею слушать, умею прощать, я очень коммуникабельный человек. По работе иногда возникают конфликты, но очень редко, и притом их больше можно считать спорами на творческие темы. Однажды был случай в Южной Корее. Я стала спорить с актером, который играл главную роль - Николая Петровича Резанова в спектакле "Юнона и Авось". Он рассердился, хлопнул дверью и ушел. Подбежала бледная переводчица со словами "вы не имеете права спорить с мужчиной". На следующий день мы ей долго объясняли, что на сцене мужчина, даже если он и кореец, прежде всего герой, и он не должен покидать сцену, если он с чем-то или с кем-то не согласен. Мой партнер это понял, и дальше мы работали сообща.

- В "Новом веке" сказали, что в последнее время Вы - нечастый гость…

- Раньше я несколько раз в неделю ездила верхом. Для меня это была просто необходимость. Я выделяла время или рано утром, или поздно вечером. Но даже этого времени остается все меньше и меньше. И сейчас, я действительно редкий гость в "Новом веке". Но я надеюсь, что это только пока.

- В одном Вашем интервью прочитала невероятную вещь: Ольга Кабо любит поесть!

- (Смеется.) Да, я очень люблю покушать. Это мое любимое занятие: после спектакля открыть холодильник и съесть все, что там лежит…

- А как удается этого не сделать?

- Почему не сделать? Я так и поступаю - ем. Если я голодная, я ужасно злая. К счастью, это не приводит к последствиям с точки зрения формы.

- А тренировки Вам нужны, чтобы поддерживать форму?

- Смотря какие тренировки. Если это касается лошадей, то для меня они - просто отдых, глоток свежего воздуха. Когда я устаю или, допустим, какой-то проблемой озадачена, приезжаю на конюшню и забываю обо всех неприятностях. Тренировка - как вихрь: прочищает тебе голову, проветривает.

И потом это же мои питомцы. Это ответственность за них. Они как дети. У них насморк - мы их ЛЕЧИМ детскими каплями для носа. Если какая-то простуда, "Звездочкой" натираем горлышко, даем дышать растопленным бальзамом. Большие дети. Только ребенок, когда вырастает, начинает разговаривать. Может сказать, что у него болит и какие у него проблемы, а лошадь никогда не скажет. Ты должен ее чувствовать.

- Ваша дочка Танечка в седло пока не садится?

- Она у меня с характером, и я думаю, что она освоит верховую езду. Я, правда, думаю, что надо начинать с пони, например. Все-таки это опасный вид спорта. Пока ты не можешь внутренне себя страховать, лучше не рисковать.

Иногда я привожу Таню в "Новый век". Ей нравится кормить лошадей, угощать их разными лакомствами. Ее уже сажали на лошадь, и она даже каталась на ней. Ей было страшно, она судорожно держалась за седло... Но теперь ее самая любимая дома игрушка - это плюшевая лошадка, почти с метр ростом. И она может часами играть с ней, расчесывая ей гриву, надевая попону и понарошку кормя ее, при этом постоянно с ней разговаривая. Я уверена, она обязательно сядет на лошадь, но это будет несколько позже.

- Верховая езда для вас - хобби?

- Для меня это - серьезное занятие. Мне очень нравится выездка. Выездка - это как вальс, танец. Очень изящный вид спорта!

Но, к сожалению, вся моя профессиональная жизнь проходит в Москве - репетиции, съемки, занятия… А лошади у нас стоят за городом. Там лес и прекрасные поля. Я всей душой там с ними, осталось только найти время.

Говорят, что одну лошадь покупают на всю жизнь - она ведь очень долго живет. Поэтому очень надеюсь, что у меня все впереди. Со своими лошадьми я никогда не расстанусь.


Юлия Новоселова


Наиболее известные киноработы Ольги Кабо:

"И повторится все" (1983)

"Миллион в брачной корзине" (1985)

"Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии" (1988)

"Две стрелы. Детектив каменного века" (1989)

"Комедия о Лисистрате" (1989)

"Сирано де Бержерак" (1989)

"Рыцарский замок" (1990)

"Чокнутые" (1991)

"Умирать не страшно" (1991)

"Бесы" (1992)

"Мушкетеры двадцать лет спустя" (1992)

"Убийство в Саншайн-Менор" (1992)

"Балерина" (1993)

"Итальянский контракт" (1993)

"Крестоносец" (1995)






Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=469