Кони на войне... Трудно себе представить какую-либо киноленту о военных событиях, чтобы в ней хоть ненадолго не появлялись лошади. Идут годы, меняются технологии, но кони по-прежнему необходимы там, где человеку больше всего нужны бескорыстная дружба...
Кони на войне... Трудно себе представить какую-либо киноленту о военных событиях, чтобы в ней хоть ненадолго не появлялись лошади. Идут годы, меняются технологии, но кони по-прежнему необходимы там, где человеку больше всего нужны бескорыстная дружба и поддержка. Если даже сейчас в горячих точках нельзя обойтись без лошадей, то что говорить о Великой Отечественной и тем более гражданской войне. В последней кони вообще были незаменимы. Они не только сражались вместе с людьми, но и не давали человеку забыть о самом важном: бой, междоусобица, кровь - все проходит, а дом, любовь, тепло и доброта - вечны! Именно об этом рассказывает художественный фильм "Жеребенок" (1959), снятый по мотивам одноименного рассказа Михаила Шолохова.
"Та-а-ак... Значит, ожеребилась? Нашла время, нечего сказать!" И правда, кобыла красноармейца Трофима принесла малыша очень уж некстати. Кругом бои, эскадрон постоянно в движении, и тут же под ногами у боевых коней болтается подсосный жеребенок! Непорядок. Казалось бы, заряди винтовку и пристрели докуку, а рука не поднимается. Эскадронный тоже приказ об отстреле отдал, а потом пожалел малыша. Решили: пусть бегает, все равно в первом же бою не пристрелят, так затопчут...
Именно так начинается фильм "Жеребенок". Сколько забот выпало на долю главного героя в исполнении Евгения Матвеева - и не сосчитаешь. Сколько раз решал он пристрелить малыша, столько раз и не смог этого сделать. Taк странно переплелись две судьбы: человека и лошади, что совсем не удивительным оказывается и финал фильма. Трофим погибает от вражеской пули, спасая от смерти жеребенка.
Мне хочется порекомендовать этот фильм для семейного просмотра. Современные подростки несколько свысока смотрят на тот период истории нашей страны, предложите им взглянуть на нее под другим углом. Вопрос, который ставят перед зрителями авторы фильма, достаточно прост, но в то же время по-человечески он очень правильный. Почему погиб бывалый, закаленный в боях красноармеец? Из-за своей "глупой" жалости к беззащитному жеребенку или из-за того, что олицетворял для него нескладный малыш: любовь, Родину, наконец? Словом, фильм грустный, но в то же время очень теплый и нежный. Посмотрите его вместе с детьми, может, это старое кино научит их чему-то новому...
А теперь перенесемся от тягот войны к ипподромным страстям. Второй фильм, о котором я хочу рассказать, наверняка известен многим конникам. А уж книгу, по которой он снят, большинство из нас читали запоем. Речь пойдет о знаменитом "Фаворите" Дика Фрэнсиса. Вы гарантированно получите удовольствие от этого двухсерийного фильма, снятого практически точно по книге. "Фаворит" (1976) начинается гибелью жокея во время скачки с препятствиями. Майор Дэвидсон скакал на абсолютном фаворите по кличке Адмирал. Падение на последнем препятствии было настолько неожиданным для такого сильного дуэта, что этой роковой случайностью заинтересовался другой жокей, скакавший позади. Каким же шоком для Алана Йорка (актер Аарнис Лицитис) было обнаружить в траве проволоку, еще недавно натянутую между двумя стойками препятствия! Именно об нее ударился подгрудком непобедимый Адмирал. Кто же настолько желал проигрыша фаворита, что решился на такой отчаянный и подлый поступок?
Во время своего расследования Алан не раз балансирует на грани смертельной опасности. Фантазия Дика Фрэнсиса и талант авторов фильма запутали события в жизни главного героя в чудовищный клубок, в котором перемешалось все: ипподром, любовь, приключения, невероятная жестокость и блистательный ум "главного злодея". Фильм держит зрителя в постоянном напряжении. Особенно хорош, а также интересен именно конникам, эпизод фильма, в котором герой вынужден спасать свою жизнь с помощью Адмирала. Только благодаря силе, мужеству, а также несокрушимой воле высококлассной скаковой лошади, Алану удается спастись. Невероятно красив прыжок коня через машину одного из преследователей. Пожалуй, это один из самых необычных и красивых конных трюков в советском кино.
Читатели могут поинтересоваться, почему мы объединили два столь не похожих друг на друга фильма. Ответ прост: оба они не столько о лошадях, сколько о людях. Их герои решают для себя главную задачу - как в самых опасных и тяжелых испытаниях не потерять в себе Человека. А помогают им в этом, конечно, лошади.
Дарья КУЗОВЛЕВА
|