...Посреди шума, смога и суеты огромного города вдруг будто попадаешь в какое-то заколдованное место. Здесь другие запахи и звуки, а вместо гудков автомобилей и шелеста шин слышно ржание и топот копыт. Здесь открывается особый мир со своими радостями...
...Посреди шума, смога и суеты огромного города вдруг будто попадаешь в какое-то заколдованное место. Здесь другие запахи и звуки, а вместо гудков автомобилей и шелеста шин слышно ржание и топот копыт. Здесь открывается особый мир со своими радостями и страстями - мир ипподрома, мир, где царят лошади.
Однако Московский ипподром - это еще и история, ведь судьба старейшего ипподрома страны неотделима от судьбы отечественного коннозаводства. Здесь разворачивалась историческая борьба орловца Крепыша с лучшими метисами и "американцами". Здесь блистали Будынок, Грог II, Анилин. Здесь разыгрываются главные призы нашей страны - как для рысаков, так и для чистокровных верховых лошадей.
Но давайте заглянем века на полтора назад. Тогда на городской окраине, между Тверской и Пресненской заставами, располагалось Ходынское поле. На нем в 1834 году Московскому обществу любителей конского бега было выделено около 120 десятин земли для проведения рысистых бегов. С этого момента начинается история Московского ипподрома. Московские скаковые традиции были не менее старыми, чем беговые. На Донском поле скачки проводились еще с конца XVIII века, а в 1831 году было учреждено Московское общество конской скаковой охоты. Скаковой ипподром располагался на Ходынском поле рядом с рысистым.
Московский ипподром - старейший не только в России, но и во всей континентальной Европе. И это не случайность. Коннозаводство было стратегической отраслью, и такая большая держава, как Россия, не могла не уделять ему самого пристального внимания, причем на государственном уровне. Отечественное чистокровное коннозаводство в то время уступало в масштабах Европы лишь явным лидерам - Англии и Франции. В дореволюционную Россию было ввезено девять эпсомских дербистов, причем один из них, Галти-Мор, был английским "трижды венчанным" - за всю трехсотлетнюю историю чистокровного коннозаводства этой страны таких лошадей было только пять. От еще одного английского "трижды венчанного", Фляерс Фокса, был приобретен самый большой пакет случек. В работе с чистокровной верховой породой Россия сразу пошла культурным путем: племенная книга чистокровных верховых лошадей у нас была выпущена в 1829 году - второй после английской.
"Яркими гирляндами и живыми цветочными клумбами рисуются пять этажей трибун, полных в день Дерби летними платьями дам, огромный партер вдоль всего этого ажурного железного здания, которое ни с какой постройкой и сравнить нельзя...", - так описывает московский скаковой ипподром В.А.Гиляровский. Скаковой и рысистый ипподромы хоть и находились по соседству, но принадлежали разным обществам и имели собственные штаты сотрудников. Такое раздельное существование продолжалось до 1930 года - тогда территория скакового ипподрома была отдана под строительство путей Белорусско-Балтийской железной дороги, а на беговом ипподроме оборудовали скаковую дорожку. Это была одна из первых, но далеко не последняя потеря из числа владений ипподрома - ведь множество зданий, находившихся в соседних кварталах, так или иначе относились к самому ипподрому или коневодству вообще. В 1899 году было закончено строительство новых грандиозных каменных трибун, которые, по словам очевидцев, не имели равных в Европе. К сожалению, эти трибуны не дожили до наших дней - летом 1949 года их, а вместе с ними и весь скаковой архив, уничтожил пожар. Современные здания ипподрома и трибуны построены в 1950-1955 годах по проекту архитектора И.В.Жолтовского.
Восстановив свою деятельность в 1922 году, после революции и гражданской войны, в советские годы Московский ипподром стал главным испытательным полигоном чистокровного и рысистого коннозаводства страны. Только сезоны 1943-1944 годов проводились в эвакуации, да в годы реконструкции скаковой дорожки скачки переносили на другие ипподромы. Здесь выступали лучшие мастера скакового дела нашей страны - Д.М.Кабегов, братья Н.М. и А.М.Лаксы, Н.Н.Насибов, А.И.Чугуевец, А.М.Шавуев. На Московском ипподроме была оборудована и стипль-чезная трасса. Здесь выступали неоднократный победитель Пардубицкого стипль-чеза В.П.Прахов, чемпион Европы 1973 года по троеборью А.М.Евдокимов и другие мастера. Кроме того, Центральный Московский ипподром нередко становился ареной для соревнований по выездке и конкуру.
В 1992 году, когда экономическая ситуация в России резко ухудшилась и конные заводы не имели возможности привозить лошадей в Москву, скачки на Центральном Московском ипподроме пришлось прекратить. Сегодня можно сказать, что это было неправильное решение, ведь именно скачки могли привлечь в отрасль новые инвестиции. После восстановления скаковых испытаний в 2000 году с каждым сезоном растет число испытываемых лошадей, появляются призы с действительно солидной стоимостью. В этом году на Московском ипподроме впервые проведен полномасштабный скаковой сезон арабских лошадей - в скачках выступали около шестидесяти лошадей, и это тем более отрадно, что отечественное арабское коннозаводство давно пользуется международным признанием. Всего же за сезон 2002 года испытано 1230 лошадей, из них около 230 - верховые.
Столичное расположение Центрального Московского ипподрома создает уникальный потенциал: все-таки в Москве крутятся самые большие деньги, сюда более охотно поедут иностранцы. Да и технически он оснащен гораздо лучше других. Сегодня Московский ипподром - единственный в нашей стране, где скачки отвечают мировым стандартам. Здесь настоящая скаковая дорожка, построенная по всем правилам, за которой организован соответствующий уход. Хочется верить, что у скачек в Москве большое будущее и что вскоре Московский ипподром вернет себе европейскую популярность.
Елена ДМИТРИЕВА
|
Своим видением места ипподрома в современной жизни и планами на будущее с редакцией поделился директор ЦМИ Владимир Иванович Жуковский:
- Говорят, что бега - игра народная, а скачки - игра сильных мира сего. Действительно, всадник - это символ престижа, символ победы. Мне трудно отдать предпочтение какому-то одному из видов испытаний. Однако сегодня основной доход Центральному Московскому ипподрому приносят бега: все-таки скаковые лошади приезжают лишь на лето, а рысаки выступают круглый год. И все же я считаю, что скачки на Московском ипподроме важны не только для коннозаводства, но и для престижа нашей нации. Сегодня самая дорогая и самая престижная скачка в мире проводится в марте в Дубае. А кто кроме специалистов-профессионалов помнит, что полтора века назад самые дорогие скачки проводились в Москве? Тогда Москва была Меккой бегового и скакового спорта, а Россия - одной из самых крупных коннозаводческих держав. Но потом у нас были гражданская и Великая Отечественная войны, хрущевская "реформа" сельского хозяйства - все это не прошло даром.
В последние десятилетия ипподром почему-то незаслуженно ошельмован. Авторы бестселлеров-детективов рисуют его средоточием криминала, хотя я еще со своего детства знаю, что не меньше половины посетителей ипподрома - а тогда зрителей на трибунах было очень много - приходили не для того, чтобы играть, а чтобы просто полюбоваться на это прекрасное зрелище. Ведь ипподром - великолепное место для отдыха, и при правильном подходе перспективы здесь очень большие. В центре пятнадцатимиллионного мегаполиса - такой удивительный зеленый остров с прекрасными лошадьми. Конечно, для этого требуется все переоборудовать, привести в надлежащий вид, сделать так, чтобы людям было комфортно и удобно. Смею вас уверить, зимой на открытых трибунах некомфортно и неудобно. Да, у нас не Венсенн, где в январе в паддоке зеленая трава. И климатические условия совершенно необходимо учитывать: например, трибуны должны быть застеклены, отопление и кондиционирование должны работать так, чтобы люди на трибунах не в тулупах и валенках стояли, а могли сидеть за столиками ресторана и смотреть на мониторы или на дорожку. Например, во всем мире давно работает система пари вне ипподрома: ставку можно сделать чуть не в каждом кафе, а то и просто на улице. Во Франции играет чуть не каждый третий, и это приносит огромные доходы. Конечно, требуются огромные вложения, но все затраты многократно окупятся. Ведь во всем мире ипподромы - это огромный бизнес: американская ипподромная индустрия - это 26 миллиардов годового оборота, английская - 8, французская - 6. Кто сейчас помнит, что когда в советские времена нужно было реконструировать Большой театр, деньги шли с ипподрома? А сегодня Московский ипподром - это предприятие, у которого одни долги. За последние десять лет нарушена инфраструктура, технологически мы отстали где-то лет на тридцать пять. И вот эти тридцать пять лет нам надо наверстывать. Работа предстоит большая, и надеяться на помощь со стороны государства нет смысла: либо это сделаем мы сами, либо не сделает никто.
|
|