В прошлом номере нашего журнала был опубликован материал о работе с лошадьми на основе естественности отношений, Пате Парелли и его системе. Сегодня мы продолжаем тему: предлагаем вам поиграть в «игры» Пата Парелли – «Семь игр, в которые играют лошади»...
Методика Пата Парелли
В прошлом номере нашего журнала был опубликован материал о работе с лошадьми на основе естественности отношений, Пате Парелли и его системе. Сегодня мы продолжаем тему: предлагаем вам поиграть в «игры» Пата Парелли – «Семь игр, в которые играют лошади», это основа его методики.
Прежде чем сесть на лошадь верхом, вам необходимо добиться с ее стороны уважения и понимания, а достигнуть этого возможно путем изучения особого «лошадиного» языка. И даже не думайте сесть на лошадь, пока не установите доверительные отношения с ней! На вас ложится большая ответственность: вы становитесь вожаком маленького табуна, состоящего из вас и вашего коня. Он должен предоставить вам право принимать решения и полностью доверять им. Воспринимая вас в качестве лидера, лошадь охотно и без малейшего принуждения позволит вам абсолютно все: она станет ходить в сборе, преодолевать препятствия, поворачивать и осаживать – и при этом работать не по приказу, а из уважения к вам.
«Семь игр» – это систематический подход к изучению «лошадиного» языка, ведь это те же самые игры, в которые играют лошади, устанавливая контакты и определяя лидерство. Лошадь, которая выигрывает все «Семь игр», становится вожаком табуна, наша задача – стать таким же вожаком для собственного коня. Любое ваше действие в отношении лошади будет либо одной из этих игр, либо состоять из комбинации нескольких из них.
Каждой игре присвоен порядковый номер, так как важно, чтобы вы обучали лошадь в определенном порядке. Кстати, возможно, ваш непарнокопытный приятель уже начал играть с вами! Лошадь по своей природе готова стать ведомой, но лишь в том случае, когда она сталкивается с настоящим лидером. Именно таким лидером вам и помогут стать «Семь игр» и разученный с их помощью «лошадиный» язык.
Итак, первые три игры – «дошкольные», они словно кубики с буквами, с помощью которых малыши учатся складывать слова.
Игра 1. Дружелюбная
В ходе этой игры лошадь должна усвоить, что вы не являетесь хищником и достойны ее доверия. Что даже когда вы, к примеру, машете руками рядом с ней, шуршите чем-то или стучите, пугаться нечего.
Начните с мягких и осторожных касаний тела лошади. Сначала определите, до каких мест она позволяет дотрагиваться без сопротивления. Продолжайте прикасаться к лошади там, где она это позволяет, снова и снова подбираясь к «проблемным» местам. Важно, чтобы вы не применяли никакого насилия, а действовали по схеме «шаг вперед – два назад». Результатом должно стать ваше свободное касание любой части тела лошади, которое не вызовет у нее ни малейшего неприятия.
Когда успех достигнут, можно немного усложнить задачу, накидывая на коня веревку или шурша рядом пакетом, словом, вы можете потихоньку применять любые раздражители, для того чтобы ваш конь стал смелее, больше доверял вам и не проявлял излишней подозрительности. Единственное, на что следует обращать пристальное внимание при работе с веревкой, чтобы она случайно не затянулась на шее у лошади. В ходе первой игры у коня обязательно должна быть свобода выбора (возможность сбежать от «опасности»), а у вас отсутствовать желание принудить его к каким-либо действиям.
Игра 2. Дикобразная
Такое название она получила для того, чтобы напомнить человеку о том, что лошадь не должна сопротивляться, если ощущает физическое давление, она должна учиться уходить от него. (Сродни прикосновению к иглам дикобраза: этого зверя вполне можно потрогать «по шерстке» и не уколоться, но вот против «шерсти» лучше не гладить!). Это важный момент, обучающий лошадь правильно откликаться на движение повода, давление трензеля или шенкеля. Эта игра учит лошадь уступать.
Результат достигается постоянным и равномерным давлением (не резким болезненным тычком!). Начинать нужно с очень мягкого и медленного нажатия и усиливать его до тех пор, пока лошадь не отодвинется – будьте готовы настаивать на своем до тех пор, пока лошадь сама не подойдет к тому, что для достижения комфорта нужно уйти в сторону. Давление нельзя прекращать до тех пор, пока лошадь не откликнется на него хоть в минимальном объеме, хоть чуть-чуть не отодвинется – и тут же «отпустите» лошадь, улыбнитесь ей и почешите то место, на которое давили (это возвращает нас к «Дружелюбной игре»)!
Обязательно наградите даже самое легкое ответное движение лошади немедленным прекращением давления, поглаживанием и улыбкой.
Игра 3. Направляющая
В эту игру лошади играют постоянно: достаточно лидеру прижать уши – и подчиняющийся «приятель» тут же отходит от него. Игра №3 учит лошадь двигаться после намекающего движения человека, не дожидаясь самого касания. Для начала расстояние между вами и конем будет минимальным, со временем дистанция увеличится.
Смысл обучения: если лошадь не откликнулась на ваш жест, вы употребляете физическое воздействие. Сначала просим лошадь подвинуться без непосредственного прикосновения (взмах рукой, кордой). Если лошадь не двинулась с места – идет фаза вторая: легкое касание лошади кончиками пальцев. Потом фаза третья – среднее и интенсивное пошлепывание пальцами, и четвертая фаза – похлопывание ладонями. Главное – ритмичность движений, размеренность (допустим, между фазами должно проходить по две секунды). Как только лошадь хоть чуть-чуть двинулась в нужном направлении, немедленно расслабьте руки, улыбнитесь и огладьте ее. Эта игра не отнимет много времени, скоро конь будет начинать движение с самой первой фазы. Потом старайтесь двигать его в различных направлениях, осаживать, поворачивать на переду (шею лошади нужно в этот момент чуть придерживать) и заду. Главное: если дали команду двигаться, ВСЕГДА добивайтесь ее выполнения, иначе лошадь вас перестанет уважать (какой из вас лидер, если ваши приказы можно не выполнять).
Следующие четыре игры можно считать уже «средней школой». Когда алфавит изучен, вы можете пользоваться «лошадиным» языком для более сложных действий.
Игра 4. Йо-Йо*
Она заключается в том, чтобы осаживать лошадь и возвращать обратно к себе, пользуясь чумбуром или кордой. Лошадь должна послушно уходить от вас и столь же послушно возвращаться.
И снова здесь будут использоваться некие четыре фазы. Первая фаза начинается с покачивания указательным пальцем в направлении лошади (когда эта игра будет пройденным этапом, лошадь тут же начнет отходить назад). Вторая фаза: пошевелите запястьем, но настолько слабо, чтобы чумбур только слегка пошевелился в вашей руке. Фаза третья: согните руку в локте и потрясите чумбур, поводя рукой сверху вниз. Четвертая фаза: делайте движение всей рукой от самого плеча, послав сильную «волну» по корде. Перебирайте фазы последовательно, и как только лошадь начала осаживание, немедленно остановите движение рукой – лошадь поймет, что ее действия правильны. Для начала одного-двух шагов назад будет вполне достаточно, но упражнение надо будет выполнять до тех пор, пока лошадь не будет отходить на всю длину корды.
Лошадь должна и возвращаться обратно: мягкими движениями как бы подтягивайте ее к себе за корду (но не тащите!) – и она быстро поймет, что вы от нее хотите. Итог работы: лошадь уходит при легком взмахе руки и столь же легко возвращается к вам.
В этой игре необходим четкий зрительный контакт с лошадью, она должна смотреть прямо на вас. Если лошадь отвернулась в сторону, можно начинать все сначала.
Играть в «Йо-Йо» следует медленно, и начинать лучше на ровном грунте. Когда успех достигнут, следует слегка провоцировать коня, выводя его на неровную почву, требуя более быстрой реакции, оставляя между собой и ним бревно или шест или, наконец, играть на более длинном поводе. «Йо-йо» учит лошадь уважать личное пространство человека при работе в руках, правильной и аккуратной остановке, а кроме того, возвращению обратно к человеку.
Игра 5. Кружащая
Только не думайте, что вы с лошадью будете тупо ходить по кругу! Да, со стороны это похоже на обыкновенную работу на корде, но на самом деле игра развивает лошадь морально, эмоционально и физически: она учится сохранять заданный вами аллюр и темп, пока вы не дадите следующую команду.
В этой игре три части: «посыл», «вседозволенность» и «возвращение». Все они должны выполняться при минимуме ваших движений. Для того чтобы «послать» лошадь, поверните с помощью «Направляющей» игры ее нос в направлении, выбранном вами. Когда лошадь двинется по кругу, центром которого являетесь вы, обязательно улыбайтесь ей, сами при этом не двигайтесь, повод пропускайте за спиной, давая лошади возможность самой выбрать аллюр и направление. Как вы догадываетесь, это уже «вседозволенность». Минимальное количество кругов – два, максимальное – четыре (дальше лошади становится скучно, а игра должна быть интересной и для нее). Если вам после этого приходится упрашивать коня продолжать движение – вы проиграли. Здесь нужно довериться лошади и предоставить выбор ей. Если конь останавливается, разверните его морду к своему лицу, сконцентрируйте взгляд на его глазах, затем снова поверните его нос в направлении движения и начните все сначала. Когда лошадь пошла – улыбайтесь!
Первой фазой при возвращении лошади к вам станет поворот ее морды к вам. Вторая фаза: начинайте сматывать корду. Третья фаза: покачайте петлей корды в направлении задних ног лошади. Четвертая фаза: прикоснитесь к ее задним ногам и не убирайте руку до тех пор, пока она не переступит с ноги на ногу, оказавшись с вами «лицом к лицу». Каждое верное движение лошади должно быть подчеркнуто прекращением ваших действий в отношении ее и обязательной улыбкой. Когда лошадь оказалась подле вас, приласкайте ее осторожными касаниями (вспоминаем первую «Дружелюбную» игру).
Перемещение задних ног в сторону от человека – один из очень важных моментов. В результате «Круговой» игры вы приобретаете полный психологический и эмоциональный контроль над лошадью.
Игра 6. Принимание
Она учит лошадь с равной легкостью двигаться как направо, так и налево. Здесь будут работать две важных части лошадиного тела: зона «шея – нос» и задние ноги. Нос мы назовем зоной 1, а ноги – зоной 4. Теперь мы поиграем в уже знакомую «Направляющую» игру сперва с зоной 1, а потом с зоной 4. Сначала идет посыл в зоне 1, затем в зоне 4, действия последовательно повторяются, пока лошадь не начинает свободно двигаться в сторону. Используйте короткую корду, небольшое расстояние между вами и конем можно постепенно увеличить, но не торопитесь с этим, чтобы животное вас не лягнуло.
Игра «Принимание» развивает гибкость лошади и ее баланс. Начинайте играть медленно и последовательно, для начала помогите ученику, используя, к примеру, забор (он не позволит лошади двигаться вперед, пока она пытается понять, что вы от нее хотите).
Игра 7. Долой клаустрофобию!
Лошади – клаустрофобы по своей природе, они боятся маленьких и тесных помещений. Эта игра поможет вашему коню стать храбрее и выдержаннее, заходить в тесные помещения и передвигаться по узким проходам без принуждения с вашей стороны. Для начала вам понадобится коридор (достаточно большой) между заборами. Попросите вашего коня пройти там, а сами оставайтесь на месте. Для начала, конечно, неплохо бы двигаться вдоль забора параллельно движению лошади. Это не так странно, как выглядит на первый взгляд, вы с конем хорошо видите друг друга. Фаза 1: направьте нос лошади в проход. Фаза 2: потяните за конец повода. Фаза 3: сделайте несколько сильных движений поводом. Фаза 4: дотроньтесь один раз до спины лошади прямо позади холки. Остановитесь и вновь начните все с фазы 1 до тех пор, пока лошадь не сделает попытки зайти в проход. При получении первого результата остановитесь, погладьте коня и улыбнитесь. Вы увидите, что вскоре лошадь уже пройдет через коридор без больших сомнений.
Теперь отдавайте команду и стойте на месте, освобождая корду пропуская ее между пальцами во время движения коня. Он не должен чувствовать напряженного натяжения корды. Когда дело пойдет на лад, начинайте сужать проход до тех пор пока он не станет размером со стандартное стойло в коневозке. Эта же игра поможет вашей лошади самостоятельно входить в коневозку, душевую или стартовую кабину.
Все «Семь игр» должны быть доведены вами до абсолютного совершенства.
Перевод Дарьи КУЗОВЛЕВОЙ
Фото предоставлены сайтом www.parelliuk.com
*Йо-йо – детская игрушка: шарик на веревочке, прыгающий вверх-вниз
|