Зачем России Бартабас?Когда есть Мастер Ермолаев

Дата 23.3.2004 0:00:00 | Тема: Крупным планом

Пока Россия сходит с ума по Бартабасу, из Бразилии, где несколько лет работал народный артист СССР Юрий Ермолаев, летят факсы в московскую квартиру последнего. Главный режиссер по конным номерам в Центре циркового искусства, чемпион Грузии по выездке...

Пока Россия сходит с ума по Бартабасу, из Бразилии, где несколько лет работал народный артист СССР Юрий Ермолаев, летят факсы в московскую квартиру последнего. Главный режиссер по конным номерам в Центре циркового искусства, чемпион Грузии по выездке 1952 года, знаменитый дрессировщик, обаятельный человек и просто радушный хозяин уезжать за границу снова отказывается.

С 1992 года, после того как «наверху» было принято решение распродать российскую конюшню Ермолаева, артист по контракту готовил лошадей и выступал чуть ли не во всех странах мира. Недавно вернувшийся на родину лауреат многочисленных конкурсов, включая Всесоюзный и престижнейший в мире – в Вероне, был удостоен Ордена Почета Президента РФ.

1 сентября 2004 года Мастер, в душе которого по признанию, позаимствованному у Е.Евтушенко, «нет ни одного седого волоска», отмечает шестидесятилетие (!) творческой деятельности!


Благородные «дворняжки»

Точное число лошадей, подготовленных Юрием Михайловичем, назвать трудно. Больше двухсот. Несмотря на то, что из сорока шести голов, стоявших в лучшие времена в конюшне Росцирка, большинство было благородных кровей: арабы, ахалтекинцы, липпицаны, терцы, тракены, венгры и украинские верховые – у Ермолаева сложилось мнение: «дворняжки» умнее и здоровее.

Ходили слухи, что и два сына известного Абсента, великолепно работавшие у Ермолаева «свободу» в группе шестнадцати, были не чистыми текинцами по сравнению с сородичами из Ашхабада и Дагестана (как и сам Абсент – якобы начкон «нагрешил»).

«Дворняжкой» называли артисты и легендарного Дружка (его буквально боготворил чемпион Советского Союза Николай Ситько, а Ермолаев до сих пор вспоминает коня с особой теплотой). На удивление выносливый, Дружок мог выступать перед публикой по три-четыре раза в день, безупречно исполняя все, что входит в классическую цирковую программу. Приносил предметы («Апортировка»), зубами развязывал узлы на веревке, выкапывал из опилок платок (номер «Сыщик»). Когда директор цирка Н.С.Байкалов заменил номер «Математик» под руководством Анисимова на аналогичный ермолаевский, Юрий был незаслуженно обвинен коллегами в «карьеризме». Но конь Михаила Дмитриевича Анисимова арифметические действия производил «грязновато», сигнал дрессировщика был заметен со стороны, Дружок же «считал» и вытирал тряпкой доску лучше.

Ю.Ермолаев и легендарный Дружок

На показательных выступлениях, проходивших в 1952 году на Ростовском ипподроме в присутствии С.М.Буденного, Ермолаев с Дружком оказались невольными соперниками Николая Ситько на Ледке. Ледок отработал не хуже обыкновенного, но приглашенный к маршалу Ситько был раскритикован не только за банты, украшавшие оголовье коня: «Мальчишка объехал тебя, чемпиона Союза!» Буденный лично подарил Ермолаеву привезенного из Австрии липпицана, которого впоследствии артисту пришлось обменять на другую лошадь из-за брока на передних ногах.

Тогда участие артистов цирка в соревнованиях было обычным явлением. Благодаря дружбе директора цирка с тогдашним министром внутренних дел Грузии генералом Начхебия, Ермолаев и Дружок были приглашены в Кутаиси: чемпионат Грузии на приз Берии 1952 года стал триумфом Дружка в спорте. Прав оказался старый русский судья, пророчивший поражение спортсменам. Находясь в худших, чем остальные, условиях (когда по жеребьевке настала их очередь выезжать, поднялся страшный ураган), Ермолаев и Дружок стали абсолютными лидерами. Взамен улетевшего во время бури головного убора, Юрия, всегда ненавидевшего съемку, наградили фотоаппаратом. Его воспитанник получил попону невиданной по тем временам красоты.

Победы ждали их и в цирке, несмотря на «козни» главного режиссера Бориса Афанасьевича Эгара, предложившего посадить на работавшего «свободу» Дружка деревянного Буратино. Дружок исполнял на арене все элементы Высшей школы, причем как под верхом, так и самостоятельно, подчиняясь едва заметным командам сидевшего в зале Ермолаева! Галоп на трех ногах вперед (он даже до носа себе доставал передней ногой!), балансе на переду и заду, не говоря уже о таких «простых» элементах, как испанская рысь и шаг – список его талантов можно перечислять очень долго! От дурацкой куклы, слабо напоминавшей всадника, вскоре избавились.

Все признали заслуги блистательного дуэта, еще на заре своей карьеры потрясшего полудиких монголов. Жители братской республики, никогда не видевшие дрессированную лошадь, выломали доски в конюшне, где стоял «командированный» конь. Не подоспей милиция, съели бы как священное животное…

Длинная по лошадиным меркам жизнь Дружка (когда он, как истинный артист, умер на сцене, ему было 33 (!) года) нередко подвергалась опасностям. Но хромавший всего один раз за всю жизнь, он был фантастически крепок. Как-то во время погрузки в машину сломался трап. Конь упал и ударился затылком – и ничего, «вскочил как огурчик»!

В той же Монголии, когда Дружка везли в открытом грузовике, он увидел табун у проселочной дороги. Конь недолго думая выпрыгнул на полном ходу из импровизированной коневозки в щель между бортом и кабиной водителя! Покалечился?! Как ни в чем не бывало ринулся в табун! И то ли уговоры подействовали, то ли сдрейфил (копытные встретили его нелюбезно), но сам подошел к Ермолаеву.

Где Чапаев?

Паспорт текинца Чебурашки, подтверждающий его уникальность, увы, не сохранился. Конечно, на Софи Лорен, как в шутку говорит Юрий Михайлович, Чебурашка женат не был. Но разве не доказывает удивительная склонность к хождению на задних ногах человеческой сущности его питомца? Выйдет Ермолаев во двор, крикнет: «Где Чапаев?» – и тот радостно бежит к нему на своих двоих. Игра у них такая была.

Если серьезно, то делал Чапаев-Чебурашка невероятную в мировой практике вещь – на задних ногах он прыгал через полуметровые барьеры: сначала один, потом два сразу. Такого не удалось добиться от своих «артистов» ни Шуману в Германии, ни Кни в Швейцарии, ни Грюсу во Франции.

Невзрачный конек, к тому же с бракдархизмом (нижняя челюсть короче верхней), попавший к дрессировщику в семимесячном возрасте, стал всеобщим любимцем. Спустя несколько лет произошла трагедия: Чапаев пал из-за ошибки ветеринара на гастролях в Краснодаре…

Страшный Суслик и его друзья

По соображениям безопасности репетировать с агрессивными полосатыми самцами приходилось по ночам. Зебры в паре (вторая, Васька, подобрее, а потому славы ей досталось меньше) проходили целый круг на задних ногах. Одна прыгала через лошадь («Чехарда»). «Свободу» работали вчетвером, с двумя лошадьми.

Задуманный номер с полудикими ягуарами, привезенными из Китая, тиграми, пумами, зебрами, ламами и лошадьми, так и не был поставлен из-за того же Эгара, ранее навязавшего Дружку Буратино. Опасаясь новых неприятностей, связанных с аттракционом, он потребовал отдать животных в зоопарк. Возможно, к счастью: однажды случайно запущенные в клетку ягуары чуть не съели ученицу Ермолаева Валентину Чипякову, убиравшую там.

В 1987 году серьезно пострадал сам Ермолаев: однажды уже травмированный Дружком, увидевшим кобылу, он получил очередную «дырку в голове». Был такой трюк: Ермолаев шел по кругу арены, а конь на достаточно близком расстоянии на двух ногах шел за ним следом. Нефрит, так звали коня, слишком близко подошедший к артисту, не удержал равновесие и ударил его передней. Боль, минутная потеря сознания, потом: «Где парик?!» Нашаривая рукой недостающий предмет гардероба, пострадавший насмешил зал лучше любого клоуна. А самого увезли на «скорой помощи»…

Нефрит и Дружок увечили дрессировщика не со зла. Но были и лошади, явно желавшие навредить: например, араб, кидавшийся на Ермолаева с оскаленными зубами, стоило тому переступить порог денника. Прежде чем они нашли общий язык, прошло немало времени. Стоит ли удивляться, что многие считают лошадь существом опасным и непредсказуемым?

За кулисами

«Все, что пишет Пат Парелли, – рассказывает Юрий Михайлович, – я делаю уже лет сорок. Знаю, что многие бьют, причем беспощадно. Рефлекс от взбучки, конечно, вырабатывается, но потом сладить с отказывающейся работать лошадью возможно, только повторив процедуру. Воспитывались по подобной «методике» многие. Однако она была не популярна в цирке уже тогда, и там рождались чемпионы».

На первенстве СССР в Ростове, уже по новой, упрощенной программе, сам Жагоров назвал победителем Ермолаева, перепутавшего что-то в схеме езды, да еще и облаченного в погрузочный комбинезон (в тот день цирк уезжал из города)! Поклонники жестоких методов проигрывали. Западные спортсмены очень скоро «обскакали» наших.

Не ученик ли Ермолаева Леша Соколов стал автором обидной для зебры клички Суслик? Преследуя своего злейшего врага, зебра «взлетела» на третий этаж сочинского цирка, прокусила Леше руку и разодрала живот… Неизвестно, чем кончилось бы дело, не подоспей на помощь Ермолаев и команда.

Награждение на конкурсе в Вероне

Ситуация с цирком обстоит несколько по-иному. «У меня штук двадцать дрессировщиков, а лошади работают у этого русского!» – орал владелец бразильского Диснейленда, где находилось и шапито. Или: «У них там жрать нечего (Шел 1993 год. – Прим. авт.), а их лошади умеют считать!» Бразилец никак не мог взять в толк, почему на крик публики «Дважды два!» конь встает у цифры четыре. А секрет в том, что человеческий глаз не различит, что шаг, сделанный в этот момент дрессировщиком, на два сантиметра шире предыдущего. Для лошади это – сигнал к остановке.

Причиной спора «Умеет ли лошадь считать?», разгоревшегося между учеными мужами, была отнюдь не «слепота» homo sapience. Есть еще один способ обучения «математике». Лошадь лежит. Дрессировщик вслух считает до тридцати. По счету «тридцать» дают команду «Встать!» Неважно какую, главное, чтобы рефлекс закрепился. Потом считают до тридцати про себя, при счете «тридцать» лошадь поднимается. У нее же великолепное чувство времени! На двадцати девяти не встанет.

Когда предназначавшаяся на продажу, а потому далеко не самая лучшая лошадь делала галоп на трех ногах на фестивале «Кавалло цирк» 1992 года, толпа во главе с организатором (он же главный редактор журнала «Кавалло») кричала «Браво!» так громко, что лежавшие по кругу кони чуть не разбежались.

«Научить лошадь делать галоп на трех ногах несложно!» – послушаешь Юрия Михайловича, так трудны только пиаффе и испанская рысь; галоп на трех ногах – нечего делать; менка ног сложна тем, что ее надо долго и нудно готовить. Апортировка – тоже «дело нехитрое». «Хотя, однажды в Бразилии прихожу на занятия, смотрю – лошадь тащит дамскую сумочку. Я до ручки дотронулся – мама миа! Приклеился! Оказывается, сумочку в жидком сахаре обваляли, так они учили лошадь брать предметы зубами!»

Апортировка не давалась отчиму Ермолаева Борису Манжелли. Представитель знаменитой цирковой династии, блиставшей на арене российских цирков еще в прошлом веке, он от отчаяния протягивал коню, бросившему предмет, морковку. Переучивать избалованное животное приходилось Юрию.

Недавно побывавшая в Германии на спектакле Альт Хофа замдиректора Росгосцирка Татьяна Ассовская вернулась разочарованная: «Фигурная езда – ничего больше. С «Гусарской» не сравнить: небо и земля. А народ валит». В Германии – на Альт Хофа, у нас – почему-то на Бартабаса. Наверное, все дело в ореоле, который тот вокруг себя создал…

На днях Юрию Михайловичу звонил знакомый режиссер. Он собирается ставить, не в цирке, правда, какое-то сногсшибательное конное шоу. На вопрос, рассматривает ли Ермолаев возможность своего участия в проекте, Мастер отвечает: «И хочется, и маменька не дает. Мой старый друг Денисов, он играл Дениса Давыдова в фильме «Гусарская баллада», уже загорелся. Я пока в раздумьях. Это же адский труд! А я ведь по натуре своей, если за что-то взялся, не брошу». Как знать, может мы еще удивим мир? И Бартабасу будет чему поучиться…


::author::

Фото из архива Юрия Ермолаева


Знаменитые номера

Дебютировав в номере Манжелли «Жокеи», уже в семнадцать лет Ермолаев самостоятельно показывал Высшую школу. В 1960 году в конно-балетной сюите «Штрауссиана» (режиссер Н.Зиновьев, балетмейстер П.Гродницкий) на «свободе» у Ермолаева работала шестерка белоснежных лошадей, выбегавших следом за всадником и старинным кабриолетом с дамой (первая жена Юрия Михайловича – балерина Л.Котова). Парами шли целый круг на задних ногах: причем одна шагала вперед, а вторая, бок о бок с первой, пятилась назад – коронный трюк «Тяни-Толкай»! Ложились, выполняли различные перестроения, останавливались и в финале под музыку Штрауса кружились в вальсе вместе с артистами.

В спектакле «Русская березка» (1965, режиссер М.Местечкин, балетмейстер П.Гродницкий), «солисты» на задних ногах прыгали через барьеры и скакалку, в то время как остальные змейкой проходили через расставленные по манежу деревца. В другой программе Ермолаева уже шестнадцать (!) лошадей без всадников выполняли сложнейшие элементы высшей школы, а в «Карусели» число работавших «свободу» лошадей достигло тридцати двух!

Одним из лучших номеров Ермолаева стал цирковой вариант пьесы А.Гладкова «Давным-давно». Воплощенный на манеже в конце 80-х, он включал знаменитые конные номера – «Карусель», «Кадриль», «Апортировка», «Высшая школа», «Жокеи». Если учесть еще и то, что роль поручика Ржевского исполнил сам Ермолаев, а Шурочку Азарову сыграла его вторая жена, балерина Марина Ермолаева, успех был обеспечен!

Очень интересный номер поставил Ермолаев в Бразилии – он назывался «Пьяный араб». Артист изображал перебравшего ковбоя, а конь подыгрывал – шатался и падал, держа во рту бутылку. «Какой же он умный!» – сказал один американец, не подозревая, что в манеже репетиции с арабом длятся порой по шесть часов. А иногда пройденное закрепляется и в деннике. Странно ли, что «алкоголик» обнаружил выдающиеся способности?

«Карусель»






Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=395