Все спортсмены мечтают о золотой медали Олимпийских игр, я не исключение. Но и без этой медали жизнь продолжается”. Молодая Анки Ван Грунсвен пришла к такой философии после того, как завоевала множество серебряных медалей на Олимпийских играх, мировых ...
Все спортсмены мечтают о золотой медали Олимпийских игр, я не исключение. Но и без этой медали жизнь продолжается”. Молодая Анки Ван Грунсвен пришла к такой философии после того, как завоевала множество серебряных медалей на Олимпийских играх, мировых и европейских соревнованиях. Она была на вершок от победы в 1994 году в Гааге и в 1999 году в Арнеме, уступив первое место Изабель Верт. Анки не унывает, что подтверждает ее ослепительная улыбка, на которую она никогда не скупится.
Анки ван Грунсвен: мастер высшей школы верховой езды
|
А. Ван Грунсвен и Бонфайер |
В Риме Анки проиграла своей постоянной сопернице Изабель всего 0,36 балла. “Мое разочарование длилось не больше секунды: важна не медаль, а мнение тысяч зрителей, которые, возможно, оценили меня иначе, чем судьи”. Действительно, голландские болельщики горячо поддерживали всадницу. Для Изабель это был трудный момент. “Важна не медаль, а то, что делается для ее завоевания, - говорит Анки. - Перед вылетом в Рим я беседовала за чашкой кофе со своим спонсором и на его вопрос о том, что я собираюсь делать в Риме, сказала, что хочу хорошо выступить, получить большое удовольствие и побегать по магазинам. И мне все это удалось осуществить. Во всяком случае, я показала все лучшее, на что способна, а со стороны было виднее, какое мне дать место”. Похоже, Анки и не сожалеет, что ей не удалось победить Изабель с Жиголо на одном из последних чемпионатов Европы: “Там был Бонфайер, и это уже победа. Кроме того, если Жиголо и Бонфайер встретятся в Сиднее, это будет настоящее сражение”. (Пока готовился номер, в Сиднее шла острая борьба за олимпийское золото, и мы рады сообщить нашим читателям, что героиня этого материала выбрана не случайно, что именно она на Бонфайере стала олимпийской чемпионкой в личном первенстве, объехав свою давнюю соперницу Изабель Верт на Жиголо.)
Смотрела ли Анки запись своего выступления в Риме, чтобы узнать, на чем она потеряла баллы? Она ответила, что нет, потому что сама прекрасно знает, что хорошо, а что плохо. “Пусть видео смотрят судьи”, - добавила Анки с улыбкой. (На самом деле Анки несколько раз смотрела записи своих выступлений в КЮРе). Можно поверить, что Анки легко воспринимает неудачи на выступлениях, и они не омрачают ее постоянно веселого настроения: “Очень важно заниматься тем, что ты любишь. Я вообще люблю конный спорт и особенно лошадей. Выездку обожаю за то, что в ней постоянно можно открывать для себя что-то новое”.
Приподнятое настроение в качестве козыря
Голос у Анки звонкий, с приятным тембром, она говорит быстро и уверенно, при этом часто смеется и широко улыбается, всем своим видом подтверждая, что она наслаждается жизнью. Непослушные пряди волос, постоянно выбивающиеся из пышной прически ее голубоглазой обладательницы, лишний раз подчеркивают ее живую натуру. Анки любит развлекаться, в то же время она ценит литературу, музыку, танцы и... хорошую трапезу, так как она настоящий гурман. Анки не похожа на обиженного ребенка, которому не досталась заслуженная им игрушка. Но она любит победы, и самые лучшие ее воспоминания - две золотые медали и ее победа в Голливуде, хотя относится она к ним с большой долей непосредственности.
Два потерянных титула из-за одного балла
В Вердене на европейском чемпионате 1997 года Анки пришлось испытать горькое разочарование. На этот раз “золото” ускользнуло от нее из-за нехватки всего 0,22 балла! Ситуация повторилась на Кубке мира в Женеве в 1998 году, где Бонфайер был оценен ниже, чем Жиголо. Некоторые видели, как Анки показала язык Изабель перед пресс-конференцией, на которую она не пошла. Детские черты характера проявлялись у этой спортсменки с самого начала ее карьеры в выездке, например в вызывающем морковном цвете волос и внешнем виде панка, в то же время, что касалось конного спорта, она вела себя сдержанно и одевалась элегантно.
Впервые она появилась на соревнованиях в 1980-х годах после того, как занялась выездкой на маленьком Приско, который обладал энергией, а также потрясающей гибкостью и легкостью, которая заставляла забывать о его невысоком росте. Эта лошадь позволила юной голландке попасть в сборную команды своей страны и в этом же году поехать в Сеул, где она заняла личное 36-е место и 5-е в командном зачете. Анки родилась 2 января 1968 года, она была самой юной всадницей по выездке на олимпиаде. Изабель Верт моложе Анки на восемнадцать месяцев, она начала свое восхождение годом позже, на чемпионате Европы в Мондорфе, выступая на лошади Вайнгарт.
Совместное восхождение двух юных звезд началось в 1991 году. Бонфайер и Жиголо оба родились в 1983 году, они одновременно вышли и на международный уровень. Поначалу “звездная круговерть” началась вокруг Анки, но затронула она обеих спортсменок. На чемпионате Европы в 1999 году, проходившем в Арнеме, можно было увидеть забавные игрушки с изображением Анки в виде девочки со светящейся короной на голове. У себя на родине Анки настоящая звезда, у нее есть свой фан-клуб, который объединяет несколько тысяч поклонников.
|
Манеж, конюшня и офис |
Анки выглядит хрупкой и стройной, этой молодой женщине 32 года, ее рост примерно 170 см. Никто и не предполагал, что она будет заниматься выездкой. Ее отец, сам мастер спорта по выездке, до сих пор ездит верхом в Сент-Жорже. Два брата Анки, которые старше ее на четыре и пять лет, стали заниматься конкуром, а она начала ездить с шести лет на шетлендском пони. Затем Анки пересела на уэльсского, или даббл-пони, но это еще не было спортом, это было развлечением. Выступая на пони, Анки не завоевала ни одного титула - ни в конкуре, ни в выездке. В то время конный спорт был для нее лишь удовольствием, а не только бизнесом.
Небольшой приско выглядит величественно
Когда появился Приско, Анки исполнилось 12 лет. Это ее первая лошадь. Высота в холке Приско всего 1м 62 см, но какая это лошадь! В тот же год раз в неделю в дом приходил инструктор, который занимался в небольшом семейном манеже с детьми из “пони-клуба”. Туда приходили всадники со всей округи брать уроки верховой езды. В 15 лет Анки получила вторую лошадь, а когда всадница занялась выездкой и ей исполнилось 18, у нее появился Бонфайер (1983 г.р.). Теперь девушка стала владелицей породистой лошади, которая была записана в племенную книгу. Она научилась всем премудростям верховой езды, так и не пойдя в находившуюся рядом Национальную школу конного спорта. Именно в тот год, когда появился Бонфайер, Анки решила серьезно подумать о том, посвятить ли свою жизнь лошадям. Учеба тогда не слишком увлекла девушку, и она покинула школу с коммерческим дипломом. Отец поддержал ее выбор и сыграл большую роль в ее спортивной карьере. Он был для Анки инструктором, финансистом, а главное самым страстным болельщиком. А мама Анки, хотя сама и не ездит верхом, приходит на все соревнования и смотрит выступления всех всадников, кроме собственной дочери! Такие увлеченные родители, оказывали они давление на дочь или нет? “Нет, никогда. Но каждый раз, когда они мне вручали лошадь, то говорили, что с ней надо работать, иначе ее отправят обратно. Они не требовали от меня успехов, главное, чтобы я ездила на лошади”, - рассказывает Анки. Такое отношение господина Ван Грунсвена к конному спорту нисколько не удивляет его дочь. Она вспоминала об этом в Риме, на пресс-конференции после КЮРа, когда она упустила страстно желанную золотую медаль: “Чувства, которые выразила публика после моего выступления, немного позолотили мою медаль. Но мой результат позволяет мне твердо стоять на земле. Я занимаюсь этим потому, что люблю спорт, лошадей, выездку. Выездка позволяет мне испытать всю гамму чувств”. Разочарование было невыразимым. Для этого КЮРа, например, хореографию разработал Съеф Янссен, а аранжировкой музыки занимались два друга. Эта музыка ее любимая и хорошо известная зрителям из “Вестсайдской истории”. Анки выступает под нее уже четыре года и собирается использовать ее и в Сиднее. КЮР пленяет, - Бонфайер движется словно сам по себе, без управления, - а это одна из главных задач выездки.
Много работы и столько же удовольствия
|
Первая победа Бонфайера и Анки на Кубке мира. Голливуд, 1995 г. |
Совершенно очевидно, что только погоня за медалью не заставит с полной отдачей вкладывать столько сил в такую огромную работу. Дни чемпионки строго расписаны по часам. Работа начинается с 8 утра. В среднем она отрабатывает по восемь лошадей (в случае отсутствия спортсменки лошадей гоняют на корде). С каждой лошадью Анки работает от получаса до полутора часов, в зависимости от возраста, темперамента лошади и цели ее подготовки. В 14.30 она дает двухчасовой урок. Анки любит учить: “Теперь я наконец-то могу поговорить! (Она словоохотлива.) Одновременно я многое познаю для себя, уроки помогают мне в моей собственной практике. У меня исключительно хорошие всадники и хорошие лошади. Мне повезло, что я занимаюсь именно этим”. При необходимости Анки снова ездит верхом до 18.00 или 19.00 часов. В противном случае она посвящает это время своей новой линии одежды “Anky Tecnical”. Тот, кто любит элегантные вещи, вряд ли доволен своим видом зимой, когда для тепла приходится нагромождать одно на другое. Анки разрабатывает одежду из сверхлегких и теплых материалов. Начав изготавливать попоны для лошадей, она перешла на спортивную одежду стиля “унисекс”, подходящую для любого климата, часто она сама делала эскизы к моделям. В минуты отдыха Анки просматривает периодику по конному спорту, немного занимается гольфом или беседует о технике. Технику, а точнее “искусство верховой езды” Анки чаще всего обсуждает со Сьифом Йанссеном, своим компаньоном и тренером, который старше ее на 18 лет. Анки и Сьиф вместе поднялись до международного уровня в выездке, у них никогда не было разногласий по поводу работы. Он вмешивается только тогда, когда она его об этом просит. Порою Анки не настроена выслушивать советы и поступает так, как считает нужным, объясняя это тем, что она просто хотела проверить, сможет ли она сделать то, что хотела, или нет. Они очень много работают в поводу для развития мускулатуры у лошадей. Первостепенное значение они придают повиновению лошади, ее быстрой реакции, затем уже добиваются от нее гибкости, чувствительности к рукам. При этом подход к каждой лошади индивидуален. Они считают, что всадник должен уметь приспособиться к любой лошади. Что касается “мягкой выездки”, “нашептывания в уши лошади”, то Анки считает, что это не более чем милый роман. Она говорит: “Выездка - это повиновение за счет чувствительности, здесь важны малейшие детали. Постоянно можно что-то улучшить. Необходимо упорно и настойчиво работать, быть взыскательным и точным в своих действиях. Каждый день необходимо ставить перед собой совершенно определенные задачи; я не останавливаюсь до тех пор, пока не достигну удовлетворительного результата. В то же время необходимо сохранить лошадь “свежей”, чтобы у нее не пропадало удовольствие от работы. Нужно даже дать ей немножко поиграть”.
Награды чемпионки |
При слове “награды” Анки воскликнула: “О, это я расскажу быстро, не такая уж я заметная величина”. Избыток гордости или скромность?
На национальном уровне Анки стала юной чемпионкой, затем чемпионкой среди юниоров на Приско и восемь раз в этом же классе на Бонфайере.
На международных соревнованиях - все время на Бонфайере: четыре победы в финале на Кубке мира;
Серебряная медаль в командном зачете на Играх в Барселоне 1992 года;
Серебряная медаль в командном зачете и Серебряная медаль в личном первенстве на Играх в Атланте 1996 года;
Золотая медаль в свободной программе и Серебряная медаль в командном зачете на Всемирных играх в Гааге 1994 года;
Серебряная медаль в командном зачете и в личном первенстве на Всемирных играх в Риме 1998 года;
На чемпионате Европы 3-е место в командном зачете в Донаушингене в 1991 году.
К этим основным результатам необходимо добавить сотню побед на международных соревнованиях, около сорока из которых были достигнуты на Бонфайере, на котором Анки в последние пять лет стала появляться реже.
|
|
|
Удовольствие - ключевое слово у Анки. Верховая езда остается для нее по большей части удовольствием. Анки ценит в выездке, прежде всего, легкость и непринужденность и сама она обладает этими качествами, но считает, что на соревнованиях этому уделяется недостаточно внимания. Анки выразила свою мысль кратко: “Для выездки нужно обладать эмоциями”.
С таким впечатляющим титулом, как чемпионка Европы, Анки должна чувствовать себя жертвой пристрастия по отношению к своей сопернице Изабель. Верт - немецкая спортсменка, но в течение ряда лет все сильнее раздаются протесты против немецкого доминирования в конном спорте. Анки очень сожалеет о проблемах, которые возникают в судействе (в Риме председателем жюри была бельгийка Марьетта Витаж, она не присудила титул чемпионки мира голландской спортсменке), Сьиф Йанссен, заявил: “Все тренеры мне сказали, что между судьями царит разногласие”. Были ли попытки изменить состав жюри? Анки состоит в Международном клубе по выездке, там на эту тему много размышляли. Голландская спортсменка говорит: “В конце концов, пришли к мнению, что перед олимпийскими играми необходимо назначить восемь судей, а чтобы они не смотрели только пять лучших спортсменов, объективность их работы должен будет оценивать арбитр. Клуб делает все, что может, он выдает плодотворные идеи, но все упирается в правила Международной федерации конного спорта, которые слишком сложны для того, чтобы в них можно было быстро что-то поменять. Много говорят и мало делают! Международная федерация занята сама собой, она инертна и трудно добиться от нее каких-либо решений”. Анки считает также, что национальные федерации должны уделять больше внимания выездке и чаще показывать по телевидению, потому что для большинства зрителей езда под музыку гораздо интереснее, чем, например конкур. В Голландии выездка - на высоте, спонсоры вкладывают в нее гораздо больше средств, чем в соревнования по преодолению препятствий. Анки считает, что подобное сейчас происходит в Германии и странах Скандинавии, в определенной степени благодаря ее титулу чемпионки мира 1994 года в КЮРе (классическую школу она уступила Изабель Верт). Такой успех обязан популярности дисциплины и привлекает спонсоров. Анки говорит: “Спонсоры не желают теперь, чтобы всадники продавали своих лошадей, потому что только в таких условиях можно подняться на еще более высокий уровень”.
В Голландии у выездки много поклонников, хорошие лошади для этого вида спорта ценятся на рынке вот уже более двадцати лет.
Голландская пословица гласит: “У хорошей лошади нет масти”, но все же Анки предпочитает лошадей более темного окраса. Она не придает значения ни происхождению лошади, ни ее росту. Как и большинство всадников, выбирает себе лошадей, полагаясь на чувство и первое впечатление; обращает внимание на то, чтобы у лошади была красивая голова, породность, хороший корпус и импульсивные движения с широким шагом. Возраст - от трех до семи лет. Но она не любит кобыл: “Они слишком обидчивы, слишком трудны в работе, особенно в выездке”. Не в правилах Анки продавать лошадей, которых она выбрала, она старается ограничить себя приобретением не больше одной лошади в год. Своих подопечных она размещает в Сент-Жорже. Основные доходы Анки получает от использования племенных жеребцов и своего рода технических семинаров, очень модных сейчас в США. Эти семинары позволили ей объехать весь земной шар, от Канады до Австралии, включая Бразилию и Ирландию. Четверть года Анки вынуждена проводить за границей, хотя больше всего она любит находиться дома. Выигрыши, достаточно весомые на ее уровне, составляют незначительную часть доходов Анки. Она вполне может обходиться без спонсоров, но благодаря им у нее есть возможность вкладывать средства в лучших лошадей. И мечтать. О чем? “Быть счастливой - это уже много”.
У себя дома
Анки Ван Грунсвен всю жизнь прожила в Эрпе, на хуторе, который расположен совсем рядом с бельгийской границей. Это постоянное место жительство Анки и ее родителей, но сама она проживает сейчас в небольшом городке Гемерте, расположенном по соседству. Эрп представляет собой центр этого сельского района Голландии, он испещрен каналами и автомобильными дорогами, вдоль которых тянутся дорожки для велосипедистов, растут деревья и зеленеют луга. Справа от места парковки стоит кирпичная конюшня с кровлей из соломы и черепицы, там стоят лошади Анки. Денники облицованы деревом, а металлические части покрашены в насыщенный зеленый цвет. Под деревянными стропилами стены кирпичные, как и пол: ничего напыщенного, все сделано красиво и удобно.
Напротив этой конюшни расположен большой манеж. Денники отделяет от манежа проход с каменным полом. Тут же расположена мойка с нескользким покрытием и установлена инфракрасная лампа. Грунт в манеже - из светлого песка, который непосредственно соприкасается с землей, что практически исключает его замерзание. В манеже также стоит огромный “Мерседес”, на котором можно перевозить одновременно шесть лошадей.
Когда проходишь мимо денников, взгляд останавливается на небольшой лошади, которая выглядит забавно среди остальных, довольно крупных обитателей этой конюшни (средний рост спортивных лошадей не ниже 168 - 170 см в холке). Это Приско, такими бывают обычно пони. Невероятно, что эта лошадка сыграла такую важную роль в карьере Анки. Приско 27 лет, целыми днями он находится на пастбище, как и другие ветераны-пенсионеры, вместе с Багс Банни, шетлендским пони, миссия которого заключается в том, чтобы поддержать компанию Приско.
Мари-Элен Мерлин
Перевод с французского Ольги Мищихи
Бонфайер и Анки: четырнадцать лет эмоций |
Очень редко, когда история пары, поднявшейся на такой высокий международный уровень в конном спорте, длится так долго, как история Бонфайера и Анки Ван Грунсвен. Вот уже четырнадцать лет Анки повторяет, что Бонфайер не перестает удивлять ее, что он превзошел все ее ожидания. После выступления в Арнеме, Анки сказала: “Он показал мне большее, чем я думала он может сделать”. Затем добавила, что просто не знает, где граница возможностей этой лошади. На Бонфайере Анки четыре раза выходила в финал на Кубке мира, что свидетельствует о высоком мастерстве этой пары. Эта лошадь способна вызвать восхищение у любой публики. Лошадь, всадница, музыка - все это завораживающий КЮР, который, кажется, слишком быстро заканчивается.
Анки только что исполнилось девятнадцать лет, когда ее вторая лошадь погибла в результате травмы. Семья всерьез обеспокоилась ее заменой. Бонфайер прибыл в Эрп в возрасте трех лет. Для принятия решения Грунсвенам хватило двух коротких визитов. Анки сразу понравилась голова Бонфайера, его взгляд, работа ног, так как она любит лошадей с импульсивным ходом на высокой рыси, каким обладает Бонфайер. Затем, как часто бывает, последовали взлеты и падения, но, тем не менее, Бонфайер впервые выступил на соревнованиях в возрасте пяти лет. В то время Анки тренировал ее отец и Джо Вильхельмс. Далее события развивались быстро: в шестилетнем возрасте Бонфайер выступил в Сент-Жорже, а в Большом призе на национальном первенстве впервые участвовал в возрасте семи лет. Анки не помнит ни первого выступления на международном чемпионате, ни своей первой победы, возможно, потому, что они с Бонфайером очень много выступали по программе Большого приза. Вероятно, другая причина заключается в том, что первая победа была одержана почти дома - в Арнеме. На следующих международных соревнованиях в Скотене близ Анвера Анки выиграла три главных выступления у звезды того времени Бернарда Мауреля. Тот 1991 год стал годом нового открытия в выездке, тогда же пара выступила на 5-м чемпионате Европы в Германии, на котором победу одержала Изабель Верт на совсем молодом Жиголо.
Начало карьеры Бонфайера сопровождалось слишком напряженными и трудными тренировками для такой молодой лошади. Очень многие отмечали, что Анки перегружает лошадь. Надо сказать, что они были правы, потому что в Атланте Бонфайер показал себя не лучшим образом. Некоторые утверждали даже, что лошадь вообще больше не сможет выступать. Анки рассказывает: “Начало у Бонфайера было трудным. Один раз мне пришлось даже снять его с соревнования по Малому призу из-за дождя: он наотрез отказался выходить из денника, был очень напуган и возбужден. С лошадью необходимо было долго работать. Но с того момента, когда Бонфайер вернулся в Большой приз, он не перестает меняться в лучшую сторону. В Атланте он действительно не вышел с первой попытки, а когда со второго раза мне удалось его вывести, то у нас оставалось всего двадцать минут на разминку. Пришлось понервничать! Но сейчас ему семнадцать лет, и мы не расстаемся. Это доказывает, что я не требовала от него слишком многого. Конечно, он стал спокойнее и работает лучше, чем в шесть лет. Важно, чтобы у лошади всегда было желание работать и Бонфайер любит работу. Не каждому всаднику достается такая лошадь. Пожалуй, больше всего я ценю в Бонфайере то, что он постоянно восхищает и меня, и публику. Он до сих пор не перестает меня удивлять”.
Анки выбирает нагрузку для лошади в зависимости от того, к каким соревнованиям они готовятся. Например, с начала июля по конец сентября у Бонфайера был отпуск, потому что в ноябре 1999 года нужно было выступить на CDI в Амстердаме. Отпуск означает ежедневные получасовые легкие тренировки и полчаса на лугу в летнее время. Дольше оставлять его на пастбище нельзя, потому что Бонфайер - обжора, как заявила сама хозяйка звезды. Затем, после Амстердама, в феврале начались усиленные тренировки, на которых Анки готовила лошадь к выступлению на Кубке мира в Хертогенбоше в конце марта. Она сказала, что чем ближе к дате соревнований, тем напряженнее становятся тренировки. Все относительно, потому что в день Бонфайер тренируется три четверти часа. Когда Анки отсутствует, лошадь разминают на корде или работают в руках. У Бонфайера есть привычка: если Анки заходит в конюшню и не подходит в первую очередь к нему, то он стучит в дверь. А в остальном это обычная лошадь без особых привилегий, разве что в рацион Бонфайера иногда дополнительно включают витамины; у него обычные подковы (однако кузнец у него постоянный). Ветеринарный врач осматривает лошадь каждые шесть недель.
После Олимпийских игр в Сиднее Бонфайер больше не будет участвовать в соревнованиях, но его поклонники смогут увидеть звезду в показательных выступлениях.
|
|
|