Долгий путь к совершенству

Дата 12.7.2021 5:20:00 | Тема: Национальное достояние

В этом году у отечественного коннозаводства юбилей: 13 сентября 2021 года отметит свое 75-летие одна из ценнейших отечественных заводских пород лошадей – владимирская. Это одно из замечательных достижений советской селекции, порода, выделяющаяся среди всех отечественных тяжеловозов. История ее создания начинается со второй половины XIX века. Затем уже после революции наследие коннозаводчиков царских времен было сохранено и приумножено, группа помесей превратилась в самостоятельную, сильно отличающуюся от предков породу.

Фото Риты Ложкиной


В этом году у отечественного коннозаводства юбилей: 13 сентября 2021 года отметит свое 75-летие одна из ценнейших отечественных заводских пород лошадей – владимирская. Это одно из замечательных достижений советской селекции, порода, выделяющаяся среди всех отечественных тяжеловозов. История ее создания начинается со второй половины XIX века. Затем уже после революции наследие коннозаводчиков царских времен было сохранено и приумножено, группа помесей превратилась в самостоятельную, сильно отличающуюся от предков породу.

 

Разведение клейдесдалей в конных заводах России началось в середине XIX века, и первым «английским возовым» жеребцом, поступившим в 1856 году в Деркульский государственный конный завод, был Englands Glory, 1849 г.р. 173,3 см в холке. Первоначально клейдесдальские жеребцы использовались в суффольском отделении завода, и кровь этих пород смешивалась, и лишь в дальнейшем их стали разводить отдельно. В 1891 году отделение рабочих пород было переведено в Хреновской конный завод, в 1914 году клейдесдальская группа была переведена в Починковский конный завод, оттуда в 1934 году передана в Ивановскую область и распределена между колхозами.

 

Фото Риты Ложкиной

 

При разведении клейдесдалей в нашей стране в дореволюционное время применялось постоянное скрещивание клейдесдалей и шайров, особенно в крестьянском коневодстве. В ряде случаев эти две породы даже официально объединились в одну, и в Памятных книжках Государственного коннозаводства значительная часть шайров числились клейдесдалями. Поэтому в дальнейшем эти две породы слились в одну, с преобладанием крови клейдедалей.

С чистопородностью в те времена никто не заморачивался: лошадей с заметно выраженным типом клейдесдалей или шайров относили к клейдесдальской и шайрской породам. Под таким названием их записывали в Государственную племенную книгу рабочих лошадей СССР, издания 1934 г. и Государственную племенную книгу першеронов, клейдесдалей и шайров, издания 1937 г.

Помимо государственных конных заводов, кледесдалей и шайров разводили частные коннозаводчики. Клейдесдали и шайры пользовались наибольшей популярностью у крестьян Ивановской, Тамбовской и Воронежской областей и Татарстана. При этом в целом ряде случаев состоятельные крестьяне конца XIX века не останавливались перед выпиской жеребцов из Англии и Шотландии, как для использования в своих хозяйствах, так и для случки с кобылами, принадлежащими другим местным крестьянам. В клейдесдалях крестьяне ценили не только их крупные размеры, но и хорошие движения.

 

Главные заводы

Создание владимирской породы неразрывно связано с Гаврилово-Посадским конным заводом и Госплемрассадником. Возникновение Гавриловского и Шекшовского конных заводов в Ивановской губернии в известной мере обусловлено было наличием довольно обширных пастбищ. Население этих районов с давних пор занималось коневодством. Центром воздействия на улучшение лошадей этих районов является Гаврилово-Посад. О «Гавриловой Новой Слободе», где существовал «Двор государев конюшенный», упоминается в писцовых книгах 1632–1633 гг. Дворцовый конный завод в Гавриловской слободе назывался Гавриловской конюшней; в 4-5 км был второй дворцовый конный завод – Шекшовская конюшня.

 

Заводской тренинг

 

Ройаль Мейджер, выводной из Австрии

 

Выставка в Гавриловом Посаде

 

По данным архивных материалов в 1778 году была закончена кирпичная кладка первой четверти обширного, ныне существующего конюшенного здания, а также помещения для манежа при манеже Гавриловкого завода. В 1783 году лошадей разных сортов в Гавриловском заводе насчитывалось 334 головы, в Шекшовском заводе – 165 голов. Около этого же времени оба завода были объединены, и лошади были сосредоточены в Гавриловском конном заводе.

В 1819 году в Гавриловском заводе имелось всего 348 лошадей, из них жеребцов 10, кобыл 100. Лошади считались «Отборнейшей породы».

С 1901 г. состав жеребцов государственной конюшни значительно изменился. В 1901 г. в конюшне был 91 жеребец, в 1908 г. – 113 жеребцов.

По породному составу жеребцы были, как и в прошлые годы, весьма разнообразные. В 1901 г. вступили в производящий состав конюшни 32 жеребца клейдесдальской породы, вывезенные в 1899 г. профессором П.Н.Кулешовым из Шотландии в полуторалетнем возрасте. До трех лет их содержали в Гаврилово-Посадской конюшне.

Из состава жеребцов конюшни наибольший процент составляли клейдесдали (35,1%), второе место занимали суффольки (15,4%) и рысаки (12,1%). Производители остальных пород были представлены небольшим количеством жеребцов.

В 1901 г. больше всего использовались суффольки и рысаки. Группа клейдесдальских жеребцов была очень значительная, однако ими покрыто относительно немного маток, и нагрузка на одного жеребца была мала – около 8 кобыл. Основной причиной недостаточной нагрузки послужило, по-видимому, то, что клейдесдали работали в случке первый год, их оберегали и ограниченно использовали. Нагрузка, в среднем, на одного производителя (по всем жеребцам) составляла около 27 кобыл, а если не принимать во внимание клейдесдалей, то около 36 маток. Отдельные жеребцы покрывали за случной сезон 50–54 кобылы.

 

Алексей Иванович Дыбин

А.И.Дыбин с заводской маткой

 

На центральном случном пункте и на других случных пунктах в зоне Владимирского ополья в 1901 г. использовали всех вновь вступивших в производящий состав жеребцов клейдесдальской породы, 14 жеребцов суффольков и клейдесдалей-суффольков, 2 арденов, 3 жеребцов датской породы и одного рысака. Наблюдалось некоторое разнообразие жеребцов на случных пунктах в районах Гаврилово-Посада, однако имелось определенное стремление к использованию преимущественно клейдесдалей и суффольков.

В 1902 г. в Суздальском и Юрьевском уездах использовали 14 жеребцов клейдесдальской породы. Покрыто ими за случной сезон 473 кобылы. Кроме того, использовали 9 производителей суффольской породы с нагрузкой 328 маток, суффольк-клейдесдалей 3 жеребцов, покрывших 108 кобыл, 2 арденов с нагрузкой 82 матки и двух датских жеребцов, покрывших 60 кобыл. Преобладало использование жеребцов клейдесдалей и суффольков. С 1901 по 1910 г. улучшение коневодства проходило под влиянием преимущественно клейдесдалей.

Работа по дальнейшему улучшению коневодства крестьянских хозяйств Владимирской губернии и в особенности в коневодческих уездах – Суздальском и Юрьевском – в годы с 1910-го по 1917-й характеризуется влиянием еще одной породы тяжеловозных лошадей – шайрской. В 1910 г. в Гаврилово-Посадскую государственную заводскую конюшню впервые поступают три жеребца шайрской породы: Драфтер Кинг, Гранд- Марк, Тонг Чиф. В 1911 г. поступает еще шесть производителей шайрской породы. К 1917 г. количество жеребцов шайрской породы в конюшне доходит до 13 голов.

По данным конюшни жеребцами шайрской породы за период их племенного использования покрыто 6472 кобылы. Почти всех жеребцов использовали на случных пунктах вокруг Гаврилова-Посада. В родословных многих лошадей встречаются клички шайрских жеребцов: Гров Скиппер, Пуртон Принц, Баргейт Чемпион и другие. Так, жеребец Гров Скиппер за 10 лет использования покрыл 888 кобыл, жеребец Баргейт Чемпион за 8 лет – 442 кобылы, жеребец Пуртон Принц за 10 лет покрыл 582 кобылы.

Жеребцами клейдесдальской породы за годы их использования, с 1901 по 1918 г., покрыто 14 236 кобыл. Такие жеребцы клейдесдальской породы, как Сенвик, Барнкрош, Друмбредан, Дунбар, Ойтред, Мерандер, Клерк, Брессэ, Сын Прайды, – использовались больше всего в зоне Владимирского ополья вокруг Гаврилова-Посада. Этими жеребцами покрыто наибольшее количество кобыл. Так, например, жеребец Ойтред за 16 лет покрыл 675 кобыл, жеребец Сенвик за 19 лет покрыл- 811 кобыл, жеребец Дунбар за 13 лет покрыл 370 кобыл.

Преобладающее влияние оказывалось со стороны жеребцов клейдесдальской породы. Из общего количества жеребцов конюшни этого периода клейдесдали составляли около 57%, шайры около 10 %, жеребцы рысистых пород 14% и остальные 19% – производители других различных пород. Наряду с утяжелением типа лошадей, крестьяне прибегали к покрытию кобыл помесей от шайров, клейдесдалей жеребцами рысистой породы, желая иметь более сухую и подвижную лошадь.

Материнской основой владимирских тяжеловозов явились местные лошади, хорошо приспособленные к местным условиям. Их клички встречаются в отдаленных рядах родословных.

Таким образом, не любительство толкало крестьянские хозяйства конца XIX века на улучшение лошади в направлении получения тяжеловозного типа, а экономические выгоды. Крупная лошадь в условиях Владимирского ополья была необходима для работы в сельском хозяйстве на суглинистых почвах при использовании более совершенных сельскохозяйственных орудий, а также для удовлетворения возникающего спроса на транспортную лошадь.

Безусловно, большую роль в становлении породы сыграло проведение региональных выставок лошадей. Материалы о выставках лошадей в Гаврилово-Посаде в 1898 и 1899 гг. показывают на наличие к этому периоду в крестьянских хозяйствах Суздальского и Юрьевского уездов владимирской губернии породных лошадей. Лошади становились более специализированного упряжного утяжеленного типа. Такие лошади представляли ценность для крестьянских хозяйств, как хороший рабочий состав и как племенной материал для других районов и промышленных городов. О практическом результате улучшения коневодства во Владимирской и других губерниях профессор Н.П.Кулешов писал, что полукровные матки являются в крестьянском хозяйстве превосходным рабочим материалом, а потомство от них сбывается по высокой цене в самом раннем возрасте (до двух лет), как племенной материал, в другие уезды и губернии и, как рабочая лошадь, для Москвы, Петербурга, Риги, Варшавы и даже за границу.

 

Начало деятельности рассадника

В 1936 г. был организован Гаврилово-Посадский государственный племенной рассадник тяжеловозных лошадей. С этого времени вся племенная работа в коневодстве колхозов стала осуществляться под руководством рассадника.

В своей деятельности Государственный племенной рассадник охватил коневодство колхозов трех районов: Гаврилово-Посадского – Ивановской области, Юрьев-Польского и Суздальского – Владимирской области. В этих районах в 1936 г. имелось 98 колхозных коневодческих товарных ферм с поголовьем лошадей 2754, в том числе племенных ферм – 18 с поголовьем 769 лошадей. В дальнейшем, после Октябрьской Революции, в творческую работу по совершенствованию тяжеловозной лошади Владимирского ополья включились десятки колхозов.

Работа государственной конюшни, с одной стороны, деятельность крестьян-коневодов, с другой, при соответствующих условиях кормления и содержания лошадей, воспитания молодняка, оказывали дальнейшее влияние на улучшение коневодства. Напряженная племенная работа не прекращалась ни на день, даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Большую роль в создании владимирской породы сыграл селекционер Гаврилово-Посадского госплемрассадника Алексей Иванович Дыбин. За участие в создании породы он был награжден орденом Ленина.

На первоначальных этапах развития племенную работу с породой вели специалисты Гаврилово-Посадского племрассадника под руководством профессора Ивановского сельскохозяйственного института М.П.Корзенева. В этот период порода активно развивалась, улучшались ее качества и увеличивалось поголовье лошадей.

В 1946 году была организована Владимирская госконюшня, которая предоставляла производителей в совхозы и колхозы Владимирской области.

 

Фото Риты Ложкиной

 

По Красной Площади... с телегой!

Постановление Совета Министров СССР № 2028 от 13 сентября 1946 года, в соответствии с которым новой породе было присвоено название – владимирская тяжеловозная. В день презентации владимирсклй породы в Москве на Красной Площади были продемонстрированы лучшие представители новой породы, в их числе продолжатель линии Холода – жеребец Алмаз, который для демонстрации рабочих качеств прошел рысью с грузом 4 тонны.

Согласно постановлению Совета Министерства РСФСР от 18.04.1959 г. приказом Министерства сельского хозяйства от 25.04.1959 г. на базе учебно-опытного хозяйства «14 лет Октября» Московского зооветеринарного института Министерства высшего образования СССР создается «Конный завод №48». Он начал функционировать с 27 мая 1959 года как предприятие по разведению и выращиванию лошадей владимирской породы, сохраняя при этом молочно-мясное животноводство. В течение двух лет хозяйство укреплялось и расширялось. К нему были присоединены земли колхозов «Красная Звезда» (с. Большое-Лучинское), «Победа» (с. Фроловское), земельный массив вместе с селением Косинское.

При организации конного завода № 48, его производящий состав комплектовали за счет лучших маток и производителей племенных ферм и колхозов Юрьев-Польского и других районов Владимирской области – им. М. Горького, «Смена», «Победа», «Красный Октябрь» «Борьба», «Мир» и др. а также Гаврилово-Посадского конного завода. В 1987 году «Конезавод №48» был переименован в племенной конный завод «Юрьев-Польский».

 

Когда инбридинг не во вред

Наибольшее влияние на создание породы оказали потомки клейдесдальского жеребца Дарнли, гн., 1873 г., от которого получили свое развитие все основные линии владимирской породы. Его правнук – Барон’с Прайд, т-гн., 1890 г., бывший родоначальником новой линии и наиболее выдающимся производителем в Англии, оставил многочисленное потомство, от которого произошли самые ценные и значимые линии владимирской породы. Это линии 84 Литого, 142 Холода, а также 123 Стандарта. Второй по своему значению была линия Охенфлауэра, гн., 1902 г., также правнука Дарнли. К ней восходят линии владимирской породы *10 Глен Албина и *18 Крэйджи Хайгейта.

Выдающимся родоначальником клейдесдалей, к которому восходят основные линии этой породы и наши лучшие выводные жеребцы, является гнедой жеребец Дарнли, 1872 г.р.

Дарнли – один из жеребцов раннего периода развития клейдесдальской породы, когда еще не закончился процесс ее становления.

Дарнли родился 11 апреля 1872 года в заводе сэра В. Максвелла от Конкверро (199) и дочери Леда (400). Дарнли начиная с годовалого возраста, на выставках был в призах или чемпионом.

Вот как описывал П.Н.Кулешов Дарнли: «Масть его была темно-караковая, отметина белая на правой задней ноге, голова красивая, кости чистые, фризы большие и шелковистые, движения превосходные. Пороки его: бедность локтя, коротковатый и свислый зад».

В его родословной, начиная со второго ряда предков и дальше, имеются лошади неизвестного происхождения. Прослеживая генеалогичекое развитие всех трех основных ветвей породы от Дарнли и до наших выводных клейдесдалей, мы обнаруживаем, что на более ранних этапах развития породы большинство выдающихся продолжателей были получены с использованием инбридинга на прямого мужского предка. При этом инбридинг такого характера идет в двух-трех поколениях подряд и не только ведет к вырождению, но обеспечивает получение выдающихся животных и прогресс породы. Таким путем шло развитие двух основных ветвей породы: через жеребцов Охенфлауэра, гн., 1902 г. и Баронс Прайда, т.-гн., 1891 г. Так сам Баронс Прайд инбридирован на Дарнли в степени III–III. Сын Баронс Прайда и выдающийся производитель жеребец Барон оф Бухливи, т.-гн., 1900 г. инбридирован также в III–III рядах предков на своего деда по прямой отцовской и материнской сторонам – Топ Галланта, т.-гн., 1877 г. Кроме того, он имеет умеренный комплексный инбридинг по женским сторонам на Дарнли (IV–IV) и на жеребца Принс оф Уэлса, т.-гн., 1866 г. (IV–V). Сын Барон оф Бухливи, гнедой жеребец Бонии Бухливи 1906 г. выдающийся производитель и чемпион королевских выставок в Англии, инбридирован на Дарнли в степени III–V. Второй выдающийся сын Барон оф Бухливи – Дьюнур Джемс, инбридирован в степени III–IV на Топ Галланта также по мужской линии.

Аналогичное развитие прошла и ветвь породы через жеребцов Мак Грегора – Охенфлауэра.

Успех использования инбридинга на прямого мужского предка может быть объяснен, во-первых, высокой гетерозигодностью лошадей клейдесдальской породы в более ранний период ее развития и, во-вторых, периодическим, через одно поколение, освежением крови лошадей Шотландии за счет неродственной им группы лошадей Уэльса, где особенно выделился жеребец Принс оф Уэлс, т.-гн., 1866 г. Принс оф Уэлс сыграл большую роль в развитие клейдесдальской породы главным образом через своих женских потомков, с которыми спаривались жеребцы – потомки Дарнли. Таким образом, поддерживая ценный тип выдающихся родоначальников путем систематического инбридинга на прямого предка.

 

 

«Англичане» в России: теперь без инбридинга

При использовании выводных из Англии жеребцов клейдесдалей и шайров в колхозах Ивановской и Владимирской области стремились прежде всего размножить и закрепить тип лучших выводных лошадей. Однако в соответствии с общим направлением животноводства того времени избегали применение родственного спаривания.

Вместе с тем, применение инбридинга именно в первоначальный период развития владимирской породы было бы очень эффективным, поскольку на фоне скрещивания даже более близкий инбридинг не вызывает депрессии и дает возможность удержать в потомстве качества ценных родоначальников.

Анализ племенного использования выводных жеребцов и их потомков подтверждает сказанное. Одним из лучших выводных производителей явился клейдесдаль Лорд Джеймс. Из 3 полученных от него племенных жеребят, 12 не имели инбридинга и только один 84 Литой, был инбридирован в степени IV–IV на знаменитого Баронс Прайда. Литой стал выдающимся производителем и родоначальником линии владимирской породы.

От выводного жеребца Бордер Бренда, отца Холода (родоначальник второй по значению линии в породе) было получено 20 жеребят, из них только три (жеребец и 2 кобылы) были инбридированы на прямого мужского предка. Обе эти кобылы пошли в производящий состав, а жеребец 44 Ларго (инбридинг в степени IV–III на Барона оф Бухливи) явился родоначальником самостоятельного ценного ответвления в породе.

Гнедой Холод родился в 1925 году в Починковском конном заводе, в возрасте трех лет, в марте 1928 года Холод поступил в Гаврилово-Посадскую заводскую конюшню. Он был некрупным (154–205–26), на коротких и крепких ногах с довольно мощным костяком.

От выводного жеребца Глен Албина, родоначальника третьей по значению линии в породе, была получена 41 голова приплода. Из них четыре инбридированы на прямого мужского предка (одна кобыла и три жеребца). Все три жеребца были использованы производителями и дали отличный приплод. Два из них – 44 Гарус и 52 Грозный инбредны в степени III –II на Охенфлауэра и стали продолжателями линии Глен Албина

Сам Глен Албин был крупным (166–170–197–23,5), гармоничным жеребцом. При бонитировке имел высший бал – 10. Хотя использовался как производитель значительно меньше Литого и Холода, но дал ценное потомство.

Крэйджи Хайгет до 1934 года использовался в Починковском к/з, затем был переведен в Гаврилово-Посадский к/з где и пал в 1935 году; он основал свою генеалогическую группу в породе, правда, малочисленную.

Единственный родоначальник линии во владимирской породе, ведущий свое происхождение от чистопородного шайра, – жеребец *39 Шериф, св.-гн., рожденный в 1921 г. в Починковском к/з. Сын выводного из Англии шайрского жеребца Бон Фидраса, т.-гн., 1907 г., и кобылы Ракеты, гн., 1907 г., дочери выводного из Шотландии клейдесдальского жеребца Ройал Каптина, гн., 1899 г., линии Принс оф Уэлса. В 1924 году поступил в Гаврилово-Посадскую ГЗК, в которой состоял до 1936 года.

 

Производитель Владимирской ГЗК Кохейлан

 

Не похожая на других

Владимирская порода лошадей является одной из уникальных отечественных пород. Она по своему типу телосложения отличается от пород бельгийского корня (советской и русской тяжеловозной). И уже само название породы – владимирская, а не владимирская тяжеловозная, как ее иногда называют по аналогии с другими тяжеловозными породами, говорит об этом.

Владимирцы отличаются высокой работоспособностью, благодаря универсальным рабочим качествам они представляют из себя наиболее желательный тип рабочей сельскохозяйственной лошади. Лошади этой породы наряду с грузоподъемностью выделяются среди других крупных тяжеловозов (советских, литовских) выдающейся подвижностью и энергичностью.

 

 

 

В отличие от других тяжеловозных пород владимирская более универсальна, выделяется своеобразным типом телосложения, а также особой нарядностью и красотой. Благодаря этому лошадей владимирской породы приобретают не только для использования «по прямому назначению» на различных сельхозработах, но и как лошадей для досуга – для прогулок в экипаже, под седлом и для других целей. Поэтому интерес к владимирской породе высок.





Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=2868