По пути к солнцевороту

Дата 23.12.2020 4:00:00 | Тема: Национальное достояние

Зимнее время, особенно Святки – две недели от кануна Рождества до Крещения – традиционно были на Руси временем развлечений, игрищ и забав. Это и гадания, и девичьи вечорки, и традиционные игры, и колядования, и ряжение. Ряженые изображали главные звериные «личины», среди которых особенно популярны были корова (символ плодородия) и, конечно же, конь (символ солнца). Наступавшее с приходом полновластья зимы затишье в работах само собой создавало условия для отдыха, но на естественный ход крестьянской жизни накладывались древние ритуалы языческих верований, которые позднее присоединились к христианскому церковному календарю. В центре языческого года стоял, конечно, солнцеворот – день зимнего солнцестояния, явно не случайно совпавший с Рождеством. Если учесть возраст языческих обрядов, то расхождение дат вследствие расхождения стилей летосчисления как раз приведет к солнцевороту и сути праздников не изменит. Все святочные игры и развлечения изначально являются языческими обрядами, призванными умилостивить духов, подвести итог году уходящему и, очистившись, вступить в новый год. Кстати, в том числе нырнув для очищения в прорубь. Не обходились Святки и без катаний в санях.

 

Зимнее время, особенно Святки – две недели от кануна Рождества до Крещения – традиционно были на Руси временем развлечений, игрищ и забав. Это и гадания, и девичьи вечорки, и традиционные игры, и колядования, и ряжение. Ряженые изображали главные звериные «личины», среди которых особенно популярны были корова (символ плодородия) и, конечно же, конь (символ солнца). Наступавшее с приходом полновластья зимы затишье в работах само собой создавало условия для отдыха, но на естественный ход крестьянской жизни накладывались древние ритуалы языческих верований, которые позднее присоединились к христианскому церковному календарю. В центре языческого года стоял, конечно, солнцеворот – день зимнего солнцестояния, явно не случайно совпавший с Рождеством. Если учесть возраст языческих обрядов, то расхождение дат вследствие расхождения стилей летосчисления как раз приведет к солнцевороту и сути праздников не изменит. Все святочные игры и развлечения изначально являются языческими обрядами, призванными умилостивить духов, подвести итог году уходящему и, очистившись, вступить в новый год. Кстати, в том числе нырнув для очищения в прорубь. Не обходились Святки и без катаний в санях. 
Ну а пока главные зимние праздники впереди, к ним надо как следует подготовиться. Так не велеть ли в санки, следуя совету поэта, кобылку бурую запрячь? Или пегую, если бурой не найдется.

Зимнее время, особенно Святки – две недели от кануна Рождества до Крещения – традиционно были на Руси временем развлечений, игрищ и забав. Это и гадания, и девичьи вечорки, и традиционные игры, и колядования, и ряжение. Ряженые изображали главные звериные «личины», среди которых особенно популярны были корова (символ плодородия) и, конечно же, конь (символ солнца).

 

Спонсор рубрики  АО «Россельхозбанк»

 

 

Наступавшее с приходом полновластья зимы затишье в работах само собой создавало условия для отдыха, но на естественный ход крестьянской жизни накладывались древние ритуалы языческих верований, которые позднее присоединились к христианскому церковному календарю. В центре языческого года стоял, конечно, солнцеворот – день зимнего солнцестояния, явно не случайно совпавший с Рождеством. Если учесть возраст языческих обрядов, то расхождение дат вследствие расхождения стилей летосчисления как раз приведет к солнцевороту и сути праздников не изменит. Все святочные игры и развлечения изначально являются языческими обрядами, призванными умилостивить духов, подвести итог году уходящему и, очистившись, вступить в новый год. Кстати, в том числе нырнув для очищения в прорубь. Не обходились Святки и без катаний в санях. 

Ну а пока главные зимние праздники впереди, к ним надо как следует подготовиться. Так не велеть ли в санки, следуя совету поэта, кобылку бурую запрячь? Или пегую, если бурой не найдется.

 

 

В крестьянском хозяйстве использовались несколько разных типов саней. Для тяжелых грузов предназначались дровни – у них была, так сказать, низкая посадка (высота от кузова до полозьев была ниже, чем у более универсальных розвальней), сзади устанавливалась дуга, от которой к переду саней – головке – тянулись брусья-снарвины (или снаровины). Спереди этот кузов низкий и узкий, а сзади – высокий и широкий (что логично, чтобы не растерять груз).

Розвальни – сани для более легких и разнообразных грузов. Они состоят из той же основы, что и дровни, но сверху добавляется открытый кузов. Кстати, сено в розвальнях возили даже летом – по заболоченным лугам, где колеса телеги вязли бы и натыкались бы на кочки.

 

 

Крестьянские лошади на Руси использовались в основном в упряжи – даже для по­ездок проще было заложить лошадь в телегу или сани. Во-первых, поездки редко бывали налегке и просто прогулки ради. Да и крестьянские лошаденки, мелкие, недокорм­ленные, мало годились на роль верховых.

Мелкие крестьянские лошадки составляли абсолютное большинство в огромном 35-миллионном конском населении дореволюционной России. Тот случай, когда количество отнюдь не равно качеству. Недаром в советские годы одной из важнейших задач племенного коневодства было улучшение массового поголовья.

 

 

 

Русские крестьяне стремились держать свою собственную лошадь – это обеспечивало хозяйственную независимость. При этом содержание лошади часто было разорительным для беднейших крестьян. Ведь лошадь надо кормить, а производительность мелкого крестьянского хозяйства в средней полосе была низкой – лошади просто не хватало нагрузки, чтобы стать рентабельной. В некоторых случаях крестьяне содержали лошадь в складчину – одну на пару дворов. Корма не хватало, и крестьянские лошади были вечно полуголодными. Если в Америке рабочая лошадь имела вес в среднем 40 пудов, то в России – 18.

 





Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=2800