Лучше, чем на фото?

Дата 23.12.2020 3:50:00 | Тема: Национальное достояние

Изображения лошади появляются уже в самой глубокой древности, но лишь на определенном этапе развития и живописи, и коннозаводства появляется жанр портрета лошади. Лошадь перестает быть элементом антуража, подтверждением статуса главных героев картины или некой абстракцией для поддержания сюжета, она получает узнаваемые индивидуальные черты, превращается кистью художника в личность, к которой к тому же явно с большим пристрастием относятся и заказчик портрета, и зачастую его автор.

 

Изображения лошади появляются уже в самой глубокой древности, но лишь на определенном этапе развития и живописи, и коннозаводства появляется жанр портрета лошади. Лошадь перестает быть элементом антуража, подтверждением статуса главных героев картины или некой абстракцией для поддержания сюжета, она получает узнаваемые индивидуальные черты, превращается кистью художника в личность, к которой к тому же явно с большим пристрастием относятся и заказчик портрета, и зачастую его автор. 
По материалам Музея коневодства РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева
В статье использована рукопись Я.И.Бутовича, собирателя музея
Спонсор рубрики  АО «Россельхозбанк»

 

Изображения лошади появляются уже в самой глубокой древности, но лишь на определенном этапе развития и живописи, и коннозаводства появляется жанр портрета лошади. Лошадь перестает быть элементом антуража, подтверждением статуса главных героев картины или некой абстракцией для поддержания сюжета, она получает узнаваемые индивидуальные черты, превращается кистью художника в личность, к которой к тому же явно с большим пристрастием относятся и заказчик портрета, и зачастую его автор. 

 

По материалам Музея коневодства РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева

В статье использована рукопись Я.И.Бутовича, собирателя музея

Спонсор рубрики  АО «Россельхозбанк»

 

Н.Е.Сверчков

(1817–1898)

 

На первом месте среди российских художников конного жанра однозначно стоит имя Николая Егоровича Сверчкова: он создал целую галерею портретов лошадей разных пород и типов, в первую очередь знаменитых орловских рысаков, начиная с родоначальника Барса, а также множество замечательных жанровых картин с участием лошадей – в том числе простых крестьянских. Имя Сверчкова известно не только в России, но и во всем мире. У Николая Егоровича Сверчкова соединились большое дарование художника  не меньшая любовь к лошадям, а также возможность постоянно видеть лучших лошадей живьем – ведь родился художник в семье служащего Императорского Конюшенного Двора Егора Николаевича Сверчкова, в Аничковом дворце, резиденции будущего императора Александра II.

Искусство Сверчкова при всем его реализме можно назвать романтическим. Он не просто писал лошадь, он создавал ее мир: ее эмоциональное состояние, отношения с другими лошадьми, психологическую связь с человеком. И люди у Сверчкова – не статисты рядом с лошадью. Каких только типажей различных сословий, каких связей и сцеплений чувств мы не увидим в его полотнах-сценах, таких как «Праздник Флора и Лавра», «Ярмарка в Воронеже» или в незатейливом на первый взгляд «Катании крестьянских детей».

 

 

В.А.Серов

(1865–1911)

Если картинами Сверчкова буквально увешаны все стены Музея коневодства, то произведение Валентина Серова там хранится лишь одно – но зато какое! Этот портрет орловского рысистого жеребца Летучего очень емко передает весь характер творчества художника. Серов не был представителем конного жанра, но лошадей, которых ему доводилось рисовать, он чувствовал так же хорошо, как и людей – героев своих картин. Серов был мастером психологического портрета, и именно психологизм, внутренний мир выходит на первый план в его полотнах. Например, в конном портрете князя Феликса Юсупова-старшего, по его просьбе «сделанном более портретом лошади» (о которой сам Серов пишет «отличный араб бывшего султана») можно прочувствовать глубокую эмоциональную характеристику героев этой сцены. Суровое лицо князя, его абсолютно спокойная посадка – и нервная маленькая лошадь под ним, извертевшаяся от нетерпения, но надежно удерживаемая властною рукою всадника. Таков и портрет Летучего: центром картины становится не столько его роскошное тело, не красота линий и баланс всех частей экстерьера, а огромный недоверчивый черный глаз, выражение которого акцентируется отвернутыми назад ушами.

 

А.Б.Виллевальде

(1857—?)

 

Александр Богданович (Готлибович) – сын профессора Богдана (Готлиба) Павловича Виллевальде, известного живописца-баталиста, родился в Петербурге в 1857 году. Почти все свои медали Виллевальде получил за этюды лошадей. На академических выставках начал выставляться с 1887 года. Две работы художника, находящиеся в Музее коневодства, очень интересны для поклонников верховой лошади и, в частности, текинцев. Эти два портрета изображают текинских лошадей, чрезвычайно типичных для этой породы и выдающихся по своим статям и качествам. Лошади нарисованы превосходно, написаны хорошо, в портретах много экспрессии и даже силы. Судя по этим работам, следует признать, что из А.Виллевальде мог получиться незаурядный лошадиный портретист. Один из портретов изображает светло-рыжего жеребца текинской породы Сардара, выведенного из Ахал-Теке И.П.Балашевым в 1881 году. Второй – портрет кобылы Текмы, также выведенной Балашевым из Ахал-Теке.

 

А.О.Орловский

(1777–1832)

 

Александр Орловский (1777 – 1832), выдающийся художник, был современником А.С.Пушкина, который лично его знал и даже посвятил ему двустишие во второй песне «Руслана и Людмилы»:

«Но что-то добрый витязь наш?

Вы помните ль нежданну встречу?

Бери свой быстрый карандаш,

Рисуй, Орловский, ночь и сечу!»

 

 

Это была, несомненно, одна из колоритнейших фигур Александровского времени: мот, картежник, пьяница, коллекционер, страстный поклонник женщин, оригинал по своему костюму, человек веселый и на редкость остроумный, лишенный твердых принципов и, одновременно, по-своему благородный и великодушный – таков был Орловский. Позднее все эти черты его характера забылись, но не забылся исключительный талант Орловского, его меткий, бойкий и быстрый карандаш. Переоценки, которым время от времени подвергаются художники, неизменно оканчивались в его пользу: так велико, так сильно было его дарование, так свеж и отчасти разносторонен был его талант. В лице Орловского Россия имела одного из своих самых талантливых художников, который, несмотря на свое польское происхождение, принадлежит России, а не своей родине, ибо здесь он прожил свои лучшие годы, всецело посвятил свой талант отображению русской жизни и здесь создал все свои лучшие произведения. Орловский – русский художник не по национальности, а по духу и сущности своих произведений.

 

 

Лошадь Орловский знал превосходно и рисовал ее так, как не рисовал лошади до него ни один русский художник. Несомненно, что приблизительно до сороковых годов все художники, писавшие лошадь, находились под явным влиянием этого крупного художника и видели предмет своего изображения как бы через призму его понимания и его взглядов.

 

П.Н.Грузинский

(1837–1892)

Петр Николаевич Грузинский родился в Курске 19 декабря 1837 года, где и получил первоначальное образование. В Академии художеств учился с 1851 по 1863 год под руководством профессора Виллевальде; все свои награды получил по батальному классу. Произведения академика Грузинского, который всю свою жизнь прожил в Петербурге, были очень ценимы широкими кругами петербургского общества и всегда находили хороший сбыт.

 

После своих капитальных произведений поры зрелости, главным образом баталических картин, давших Грузинскому известность, он перешел на более интимный жанр и стал писать непритязательные жанровые картинки из военного, городского и деревенского быта. То это были тройки, то скачущие курьеры, то извозчики, чухонцы и вейки, то деревенские сценки: катание детей, сенокос и прочее, где лошадям художник всегда отводил одно из первых мест. Другой круг сюжетов касался быта наших кавалерийских полков: здесь тоже на небольших, интимного характера полотнах изображались то бивуак кавалеристов, то застава, то водопой или чистка лошадей и прочее.

 

К.Р.Зурланд

(1828–1919)

В 1868 году Карл Рудольфович Зурланд, уроженец Мекленбурга-Шверина, просил принять его в русское подданство и удостоить званием профессора, но получил отказ. В Россию Зурланд попал слишком поздно, в царствование Александра II, т.е. уже тогда, когда сошел в могилу главный покровитель всех немцев Николай I. При Николае Россия для немцев была обетованной землей, и Зурланд, которому нельзя отказать в большом таланте, был бы осыпан почестями, деньгами и орденами. В профессорском звании ему было отказано потому, что его картины не были признаны для этого удовлетворительными. Это была, конечно, неправда, ибо в те годы кроме одного Сверчкова, которого мы поставим выше Зурланда, никто другой из тогдашних русских баталистов не написал лошадей так, как их писал Зурланд.

Ф.А.Алексеев

(1838–1867)

Портрет каракового рысистого жеребца - единственное художественное произведение кисти Филарета Абрамовича Алексеева, которое уцелело и дошло до наших дней и ныне находится в коннозаводском музее. Алексеев подавал величайшие надежды и обещал в будущем стать первоклассным мастером, но прежде­временная смерть (он умер совсем еще молодым, не достигнув и тридцати лет от роду) помешала осуществлению этих надежд. Судя по живописным данным, выбору модели, т. е. превосходного по типу и формам орловского рысака, трактовке масти и рисунку лошади, в лице Филарета Алексеева мы потеряли блестящего лошадиного портретиста.

А.Акининов

(1849–1877)

Художественное наследство, оставленное Алексеем Акининовым, весьма немногочисленно, и это вполне понятно, принимая во внимание его раннюю смерть. Лучшие произведения кисти этого художника, несомненно, находятся в Коннозаводском музее в Москве. В Академии художеств Акининов учился всего лишь два года (1872–1873), посещая классы профессора Виллевальде, который в те годы был в зените своей славы. Акининов был, несомненно, талантлив, и если бы не страсть к вину и, как следствие этого, преждевременная смерть, из него выработался бы большой художник; не следует забывать, что он умер настолько рано, что его талант не успел ни окрепнуть, ни развернуться. О том, что он был в те годы обещающим мастером, говорит тот факт, что одна из его картин была приобретена Третьяковым и находилась в его галерее – честь, которой удостоились немногие молодые художники. Наконец, по своему направлению Акининов был ближе всего к группе передвижников.





Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=2799