Исконно русская упряжка - лошадка в оглоблях с дугой или борзая тройка - аллегорический символ России. Считается, что русская душа, русская удаль, русский характер живут и продолжаются в этой русской запряжке. Но ведь на юге России, на ее западных ...
Исконно русская упряжка - лошадка в оглоблях с дугой или борзая тройка - аллегорический символ России. Считается, что русская душа, русская удаль, русский характер живут и продолжаются в этой русской запряжке. Но ведь на юге России, на ее западных окраинах принято ездить в повозках без оглобель и дуги, но с дышлом между лошадьми. Чьи душа и характер в этом случае проявляются? Неужто не русские?
А почему тогда замысловатое слово драйвинг так магнетизирует людей? Ведь эти соревнования упряжек - парных, четвериков или одиночных, запряженных без дуги, так популярны на Западе.
На конных упряжках ездили с глубокой древности, и цели при этом были различные: военные, транспортные, спортивные - разве не так обстояло дело с олимпийскими колесницами?!
В середине нашего уходящего века в России передвижению на лошадях решили дать отставку, но оставить упряжки в качестве спортивного развлечения никому в голову не пришло. Даже на масленицу соревнования на тройках почти ушли из деревень вместе со стремительным сокращением поголовья лошадей и заменой их на бездушную технику. Кто из нас видел “живьем” (не в музеях или в кино!) кареты, линейки, сулки, дрожки, возки? Экипажный промысел в России исчез, экипажных дел мастера перевелись.
А за рубежом все это не забросили. Древнейший олимпийский вид спорта - состязание запряжек, или, на современном языке, драйвинг - проводится с 1970 года по особым правилам, утвержденным Международной федерацией конного спорта. Ежегодно в каждой стране, где популярен драйвинг (в Венгрии, Польше, Германии, Франции, США, Канаде...), проходят первенства мира: по нечетным годам - для парных упряжек, по четным - для четвериков. А программа для тех и других одинаковая - многоборье.
Классическая форма этих соревнований укладывается в три дня, причем ни драйвер (наездник), ни грум (помощник драйвера в экипаже), ни лошади не имеют права стартовать в каждом соревновании больше одного раза. Соревнования каждого дня строго последовательны и обозначаются литерами А, В и С, что и составляет в целом многоборье.
За литерой А - первый вид соревнований: дрессаж. Это своеобразная манежная езда по определенной схеме от буквы к букве на ровной площадке размером 40 х 100 м. Сокращенные и прибавленные аллюры, остановки, осаживания, вольты, “диагонали”, “серпантин” - ну совсем как высшая школа верховой езды, только вместо всадника - наездник, а вместо седла - экипаж. Но оказывается и на длинных вожжах можно вести лошадей в сборе, добиваться от них смены ноги, боковых сгибаний, прямолинейного осаживания. А еще дрессаж великолепен тем, что лошади запряжены в шикарные экипажи, а драйвер, буквально, “как денди лондонский одет”: в головном уборе, перчатках, элегантном костюме. Стильность запряжки, подобранные в масть лошади и упряжь обязывают драйвера быть в цилиндре, если сбруя хомутовая, но можно выглядеть чуть попроще при лошадях в шорках. Одежда, опрятность, манера поведения драйвера и грума оцениваются по десятибалльной системе, так же, как и ход лошадей с импульсом, и движение темпом, и каждый элемент езды по схеме.
Тяжелейшая часть - соревнование В: марафон. Ему посвящен второй день. Трасса марафона состоит из 3-5 отрезков разной длины и степени сложности, которые надо проехать за определенное время свободным аллюром, пройти ветконтроль, а на отрезке Е преодолеть от 5 до 8 сложных препятствий, одно из которых обязательно должно быть водным. Количество и сложность препятствий (это могут быть откосы, ручьи, “пристани”, “коридоры”, “загоны”, “лабиринты” и т.д.) зависит от условий и класса проводимых соревнований. Вот где заложены настоящие головоломки - прохождение элементов каждого препятствия в обязательной последовательности от А через В, C, D, Е к F.
Протяженность всего марафона 24-32 км, участники должны непременно пройти все створы на заданном отрезке в установленном порядке. Перепутал - снят с соревнований. Распрягся экипаж в зоне препятствий - снят. Получил постороннюю помощь, хотя бы от сердобольных зрителей, - снят. Менее крутые меры - штрафные очки - ждут экипаж за спешивание драйвера или грума, за каждую остановку более 10 с на любом отрезке, за переворачивание экипажа даже в экстремальных точках трассы, за потерю бича. Даже вовремя исправленная ошибка штрафуется, а уж если не исправил, то - снятие.
Форма одежды на марафоне - спортивная, а не парадная, да и экипажи можно использовать попроще, но покрепче, чем в дрессаже.
Зато в третий день, на соревновании С - паркуре - все повторяется с экипажем и одеждой в точности, как в первый. Паркур - это преодоление препятствий, установленных на ровной площадке размером 70х120 м, или скоростное маневрирование между замысловато расставленными конусами с незакрепленными шариками на вершинах: чуть задел - шарик скатится, зацепил покрепче - и конус перевернется. В итоге - штраф 5 очков за любой “развал”. А ведь геометрические фигуры из конусов подчас требуют разворота упряжки на месте от 90 до 180о. Это вам не сидя верхом развернуться, а пару или четверик да еще с тяжелым экипажем поворотить вспять, не чиркнув о предательски шаткие конусы! Недаром фанаты считают драйвинг как самым элегантным, так и самым экстремальным видом конного спорта.
Шведы, венгры, немцы, поляки, французы, американцы уже давно профи в этом виртуозном занятии. Как массово, ярко, с какой помпой и обилием всевозможных упряжек проходят соревнования - шоу за рубежом! А что у нас?
После долгой подготовки документации и мучительных согласований с многочисленными инстанциями в конце 1998 года была создана российская ассоциация “Драйвинг“, президентом которой стал Виктор Иванович Рышков, бывший тогда президентом Федерации конного спорта Москвы. В течение первого года деятельности новой ассоциации ее активу удалось перевести на русский язык международные правила по драйвингу, побывать на национальных соревнованиях по этому виду конного спорта в Польше и Чехии, провести несколько семинаров по судейству и практической езде среди своих пока не многочисленных членов. Ядром ассоциации стали москвичи, петербуржцы, тверчане, ярославцы, начали подтягиваться “на огонек” конники из Брянска, Казани, Московской области...
Но окончательно лед тронулся в сентябре прошлого года. Это произошло, когда в Лужниках шли острые баталии за обладание Кубком мэра, а в КВЦ “Сокольники” бурлила Всероссийская конная выставка “Эквирос-99”. В Тверской области состоялись первые в истории России соревнования по драйвингу. Выбрались туда немногие. А там, в окрестностях поселка Игуменки, на берегу Волги, была построена стационарная трасса марафона. В двухдневных соревнованиях (по правилам Международной федерации состязания по драйвингу можно проводить и по усеченной программе, но марафон должен быть включен обязательно: т.е. разрешается комбинировать соревнования А-В или В-С) приняли участие четыре парных и несколько одноконных упряжек. Парные упряжки выглядели совсем по-европейски, а в одноконных преобладал национальный колорит: дуга, хомут, наездник на козлах. Но одежда - уже по стандарту правил: головной убор, перчатки, хлыст, наколенный фартук. И работа членов экипажа - настоящая: драйвер ведет лошадей, а грум выступает то в качестве безмолвного пассажира - балансиром, противовесом, то “силовиком” на резких поворотах, остановках или рывках. Кроме того, грум должен четко видеть трассу и, не сходя с экипажа, ухитряться “перебрасывать” хвостовую часть, придавая тем самым ему устойчивость.
Первыми победителями Кубка по драйвингу стали Кирилл Егоров (драйвер) и Игорь Лаптев (грум), выступавшие на паре гнедых - Бриге и Талисмане. Они представляли конно-трюковую группу “Каро-Простор” от Москвы и Санкт-Петербурга. Совсем немного штрафных очков отделили от них вторых призеров - главных организаторов ассоциации “Драйвинг” Сергея Минского и Татьяну Шведову на вороной паре орловских рысаков Нарциссе и Кулоне. Они даже свой конноспортивный клуб назвали “Драйвинг”. Бронзовым призером стал наездник из Ярославля Андрей Корчагин на паре темно-серых. Он уже три года известен как заядлый “троечник”, а теперь решил и в драйвинге себя попробовать.
Летом и ранней осенью 2000 года состоялось уже три “полнометражных” состязания по драйвингу. Три дня стартовали упряжки на Тверской земле и под Москвой. Участники в зависимости от запряжек были разделены на класс одиночных упряжек и класс пони. В каждом классе - свои победители и призеры согласно международным правилам.
Что хотелось бы прежде всего отметить? То, что от состязания к состязанию они становятся все более зрелищными. То, как драйверы, так и грумы усиленно и ревностно постигают тонкости езды на упряжках. И то, что вместе с участниками соревнований постоянно учатся и судьи; драйвинг отличается множеством своеобразных правил, а также огромной численностью судейской бригады. Так, на пять участников состязаний требуется бригада из 15 человек, а 8 экипажей на розыгрыше первого Открытого Кубка Москвы по драйвингу в день марафона обслуживали 24 судьи, в том числе президент жюри Ричард Бартманский, специалист из Польши. Эти турниры также показали, что насколько они зрелищны, настолько же и “трудоемки”: перевозка лошадей с экипажами, оборудование “боевых полей” громоздкими препятствиями, проложение трассы марафона, которую к тому же нужно охранять от разрушения несведущими людьми или попросту хулиганами.
Неизменными лидерами среди участников этого года так и остаются парные упряжки из “Каро”. У них помимо гнедой появилась замечательная пара серых - Непман и Домбай. В классе одиночек изумительна кобыла Изаура из КСК “Драйвер” (Ново-Переделкино). Андрей Летунов и Дмитрий Кулабухов в июле прошли своим ходом на Изауре из Москвы до местечка Эммаус в Тверской области (180 км в одну сторону), а затем выступали в соревнованиях на Кубок ассоциации “Драйвинг” и своим же ходом возвратились обратно. Точно так же приезжали они в Митино на Кубок Москвы по драйвингу и выиграли его в своем классе.
В классе пони успешно выступает упряжка Московского зоопарка в составе нарядного рыжего Зодиака (эстонский клеппер), драйвера Ольги Пикало и грума Ольги Ефимовой.
Неплохие результаты показывают и представители других городов. Тверчанки Любовь Майорова и Наталья Трошина на вторых же соревнованиях заняли второе место на паре гнедых (Опрос и Притоп) за лидерами из “Каро” - Егоровым и Лаптевым! Впечатляющим было первое выступление на паре мощных тяжеловозных кобыл, Голубке и Победе, экипажа из города Коврова Владимирской области в составе Евгения Менькова и Лидии Венедиктовой. Они сами сварили из металла свой экипаж на “резиновом ходу”. Несколько раз “пеши” были на предыдущих соревнованиях, чтобы хоть один раз увидеть, а впоследствии стать участниками самим. На одном из препятствий марафона им не повезло: в тяжелой упряжке на развороте сломался шкворень - соединение экипажа с передней осью. Но тем не менее они приняли участие в паркуре третьего дня и дошли до финиша многоборья! (По правилам экипаж, снятый с марафона, имеет право участвовать в последнем виде соревнований, но получив максимальное количество штрафных очков аутсайдера плюс 25 ш. о.)
Итак, лиха беда - начало. Осенью 1999 года состоялась зарубежная поездка вороной пары экипажа С.Минский - Т.Шведова на международные соревнования. Но в Польше первый блин стал-таки комом: от травмы перед марафоном захромал один из вороных. Тем не менее, разведка боем состоялась!
(Фото Михаила Иванова)
|