У наших древних предков было особое отношение к животным. Первобытный человек ощущал себя частицей природы. Жизнь его была наполнена общением с магическими силами, и многих из окружавших его животных он считал вместилищем этих сил...
У наших древних предков было особое отношение к животным. Первобытный человек ощущал себя частицей природы. Жизнь его была наполнена общением с магическими силами, и многих из окружавших его животных он считал вместилищем этих сил.
Первобытные люди поклонялись животным и были убеждены в своем происхождении от них. Каждое племя считало себя потомками какого-либо представителя животного мира. Так, например, некоторые северные народы верили в то, что они произошли от лебедей. У русских когда-то существовало поверье, что их предок - медведь. Да и сейчас спросите кого угодно, какое животное является символом России, вам без сомнения ответят - медведь. Но многие уже забыли, какое животное является символом добра, счастья и защиты. Конечно, это - конь (именно "конь", ведь слово "лошадь", так потеснившее сегодня исконно славянское название, появилось только после монголо-татарского нашествия).
Для древних славян, как и для многих других индоевропейцев, конь был культовым животным. Тысячи лет было живо языческое поверье, что бог Солнце поднимался на небо на колеснице, пересекая весь мир с востока на запад. На балтийском острове Рюген очень долго существовало святилище бога Святовида, символом которого были кони. В конце XII века оно было уничтожено представителями местной церкви, которые вели борьбу с язычеством.
Еще сравнительно недавно почти в каждом доме над входной дверью висело изображение головы лошади на дереве или на железе, а чаще - подкова. Эта традиция, как и многие другие, постепенно исчезает из нашей жизни, но она - отголосок тех языческих времен, откуда пришли к нам кони-боги и былинные богатыри.
Люди испокон веков наделяли животных человеческими чертами. Из сказок мы знаем, что лиса - это воплощение хитрости, волк - глупости, заяц - трусости. Перенесение человеческих черт на животных помогало людям понимать мир и других людей. Но лишь немногие животные заслужили право называться магическими и священными. К разряду священных относился конь. В легендах, былинах и сказках конь обладает особым могуществом: он умен и проницателен, необыкновенно силен и быстр, но кроме того, он верный друг своего хозяина. Конь наделен человеческими качествами, он разговаривает с человеком и дает ему мудрые советы.
Убить коня считалось в Древней Руси самым последним делом! Об этом свидетельствуют сказки и легенды. Есть такая полузабытая русская народная сказка - "Иван Кобыльников сын". В ней рассказывается о том, как старик и старуха от нищеты решили убить свою кобылу, но она узнала об этом и убежала в лес. В лесу, оказавшись наедине с природой, в ней проявилась вся ее магическая сила. Кобыла родила сына - человека. Он трижды умирал, и она трижды его оживляла. Эта сказка имеет древний мифологический смысл - кобыла наделена волшебной силой. Интересно, что человек в сказках никогда не превращается в коня, как, например, в медведя или в лебедя. Но он всегда находится под охраной этого животного.
Огромный пласт русского народного эпоса - былины. В них, как и в сказках, лошадям отведено особое место. Ведь невозможно себе представить Илью Муромца или Добрыню Никитича без богатырского коня! Былинные кони тоже разговаривают человеческим голосом и наделены невероятной, часто волшебной, силой. Есть, например, такая былина - "Иван гостиный сын". Повествование начинается с того, что три брата приезжают на пир к князю Владимиру и начинают хвастаться. Умный брат похвастал силой, глупый - женой, а Иван - конем. У князя было три сивых коня (кстати, у язычников была богиня Сива), и он предложил Ивану состязание: трижды долететь до Чернигова на своих конях. Иван соглашается, но потом сожалеет об этом, ведь проигрыш по договору будет стоить ему головы. Он возвращается домой опечаленный, но мать успокаивает его и говорит, что в одной из трех конюшен он сможет найти верного коня. Иван зашел в первую конюшню, рыкнул так, что все кони попадали. Во второй конюшне история повторяется. И только в третьей остался стоять один маленький жеребенок, который только ухом повел. Когда Иван приехал к князю на жеребенке, над ним только посмеялись. Князь вывел своих трех коней, которых еле удерживали десяток конюхов. Но стоило Ивану свистнуть, как все кони князя попадали, а жеребенок… конечно, только ухом повел! Князь захотел забрать коня себе, но тот убежал - он не мог служить другому хозяину.
Заметьте, что в сказках и былинах волшебными качествами часто наделены маленькие кони, жеребята. Думаю, это хорошо объясняется в более поздних былинах, где богатыри выращивают коней с рождения - это было частью магического ритуала. Только взяв коня жеребенком и лично вырастив его, тщательно и с любовью ухаживая за ним, можно было получить настоящего богатырского коня. Такой конь становился верным другом своему хозяину. Если в былинах изображалась смерть богатыря, то конь всегда оставался у его могилы или умирал рядом со своим хозяином. Приведу один маленький пример. В былине "Святогор и Илья Муромец" Илья захотел "померяться силой" с чудовищем Святогором, который славился непобедимостью и богатырским конем. Но Святогор был обречен. Умирая, он сказал богатырю, чтобы тот забрал хоть всю его силу, но только коня оставил у могилы. Илья не стал забирать силу и коня оставил, так как понял, что ему самому надо набираться великой силы, чтобы заслужить богатырского коня.
В былине о князе Вольге и пахаре Микуле рассказывается о невероятной силе кобылы пахаря. Она одна вспахала целое поле, при этом ступала "не спотыкаясь". По древнему поверью пахарь Микула - "божественный пахарь", научивший народ земледелию. Князь, видя силу кобылы, говорит, что была бы она конем - цены бы ей не было. Но пахарь отвечает ему, что вся сила ее в том и состоит, что она кобыла, так как конь так землю не вспашет. По тогдашним представлениям кобыла считалась рабочей лошадью ("пашущей"), а конь - верховой ("ездящим").
Еще одно из древних поверий - лошадь способна предсказывать будущее. Военные походы на соседние города и княжества велись постоянно. И каждый раз перед походом полководцы проверяли - удачным ли он будет. В землю втыкалось девять копей, между ними проводили коня. Если конь спотыкался, то это считалось предзнаменованием неудачи.
Иметь коня означало иметь защиту, силу и счастье. Но постепенно наши четвероногие покровители стали исчезать из нашей жизни. Однако даже в современном рациональном мире человек оставил некоторые атрибуты этого священного животного, веря в их магические силы не меньше, чем в саму лошадь. Вспомните, те же подковы часто висят над дверьми людей, видевших лошадь разве что по телевизору. Может, не зря? Значит, помогает?
Надежда РИТЮНСКАЯ
|