Наследие русского эпоса

Дата 15.1.2004 0:00:00 | Тема: Следы былого

У наших древних предков было особое отношение к животным. Первобытный человек ощущал себя частицей природы. Жизнь его была наполнена общением с магическими силами, и многих из окружавших его животных он считал вместилищем этих сил...

У наших древних предков было особое отношение к животным. Первобытный человек ощущал себя частицей природы. Жизнь его была наполнена общением с магическими силами, и многих из окружавших его животных он считал вместилищем этих сил.

Первобытные люди поклонялись животным и были убеждены в своем происхождении от них. Каждое племя считало себя потомками какого-либо представителя животного мира. Так, например, некоторые северные народы верили в то, что они произошли от лебедей. У русских когда-то существовало поверье, что их предок - медведь. Да и сейчас спросите кого угодно, какое животное является символом России, вам без сомнения ответят - медведь. Но многие уже забыли, какое животное является символом добра, счастья и защиты. Конечно, это - конь (именно "конь", ведь слово "лошадь", так потеснившее сегодня исконно славянское название, появилось только после монголо-татарского нашествия).


Для древних славян, как и для многих других индоевропейцев, конь был культовым животным. Тысячи лет было живо языческое поверье, что бог Солнце поднимался на небо на колеснице, пересекая весь мир с востока на запад. На балтийском острове Рюген очень долго существовало святилище бога Святовида, символом которого были кони. В конце XII века оно было уничтожено представителями местной церкви, которые вели борьбу с язычеством.

Еще сравнительно недавно почти в каждом доме над входной дверью висело изображение головы лошади на дереве или на железе, а чаще - подкова. Эта традиция, как и многие другие, постепенно исчезает из нашей жизни, но она - отголосок тех языческих времен, откуда пришли к нам кони-боги и былинные богатыри.

Люди испокон веков наделяли животных человеческими чертами. Из сказок мы знаем, что лиса - это воплощение хитрости, волк - глупости, заяц - трусости. Перенесение человеческих черт на животных помогало людям понимать мир и других людей. Но лишь немногие животные заслужили право называться магическими и священными. К разряду священных относился конь. В легендах, былинах и сказках конь обладает особым могуществом: он умен и проницателен, необыкновенно силен и быстр, но кроме того, он верный друг своего хозяина. Конь наделен человеческими качествами, он разговаривает с человеком и дает ему мудрые советы.

Убить коня считалось в Древней Руси самым последним делом! Об этом свидетельствуют сказки и легенды. Есть такая полузабытая русская народная сказка - "Иван Кобыльников сын". В ней рассказывается о том, как старик и старуха от нищеты решили убить свою кобылу, но она узнала об этом и убежала в лес. В лесу, оказавшись наедине с природой, в ней проявилась вся ее магическая сила. Кобыла родила сына - человека. Он трижды умирал, и она трижды его оживляла. Эта сказка имеет древний мифологический смысл - кобыла наделена волшебной силой. Интересно, что человек в сказках никогда не превращается в коня, как, например, в медведя или в лебедя. Но он всегда находится под охраной этого животного.

Огромный пласт русского народного эпоса - былины. В них, как и в сказках, лошадям отведено особое место. Ведь невозможно себе представить Илью Муромца или Добрыню Никитича без богатырского коня! Былинные кони тоже разговаривают человеческим голосом и наделены невероятной, часто волшебной, силой. Есть, например, такая былина - "Иван гостиный сын". Повествование начинается с того, что три брата приезжают на пир к князю Владимиру и начинают хвастаться. Умный брат похвастал силой, глупый - женой, а Иван - конем. У князя было три сивых коня (кстати, у язычников была богиня Сива), и он предложил Ивану состязание: трижды долететь до Чернигова на своих конях. Иван соглашается, но потом сожалеет об этом, ведь проигрыш по договору будет стоить ему головы. Он возвращается домой опечаленный, но мать успокаивает его и говорит, что в одной из трех конюшен он сможет найти верного коня. Иван зашел в первую конюшню, рыкнул так, что все кони попадали. Во второй конюшне история повторяется. И только в третьей остался стоять один маленький жеребенок, который только ухом повел. Когда Иван приехал к князю на жеребенке, над ним только посмеялись. Князь вывел своих трех коней, которых еле удерживали десяток конюхов. Но стоило Ивану свистнуть, как все кони князя попадали, а жеребенок… конечно, только ухом повел! Князь захотел забрать коня себе, но тот убежал - он не мог служить другому хозяину.

Заметьте, что в сказках и былинах волшебными качествами часто наделены маленькие кони, жеребята. Думаю, это хорошо объясняется в более поздних былинах, где богатыри выращивают коней с рождения - это было частью магического ритуала. Только взяв коня жеребенком и лично вырастив его, тщательно и с любовью ухаживая за ним, можно было получить настоящего богатырского коня. Такой конь становился верным другом своему хозяину. Если в былинах изображалась смерть богатыря, то конь всегда оставался у его могилы или умирал рядом со своим хозяином. Приведу один маленький пример. В былине "Святогор и Илья Муромец" Илья захотел "померяться силой" с чудовищем Святогором, который славился непобедимостью и богатырским конем. Но Святогор был обречен. Умирая, он сказал богатырю, чтобы тот забрал хоть всю его силу, но только коня оставил у могилы. Илья не стал забирать силу и коня оставил, так как понял, что ему самому надо набираться великой силы, чтобы заслужить богатырского коня.

В былине о князе Вольге и пахаре Микуле рассказывается о невероятной силе кобылы пахаря. Она одна вспахала целое поле, при этом ступала "не спотыкаясь". По древнему поверью пахарь Микула - "божественный пахарь", научивший народ земледелию. Князь, видя силу кобылы, говорит, что была бы она конем - цены бы ей не было. Но пахарь отвечает ему, что вся сила ее в том и состоит, что она кобыла, так как конь так землю не вспашет. По тогдашним представлениям кобыла считалась рабочей лошадью ("пашущей"), а конь - верховой ("ездящим").

Еще одно из древних поверий - лошадь способна предсказывать будущее. Военные походы на соседние города и княжества велись постоянно. И каждый раз перед походом полководцы проверяли - удачным ли он будет. В землю втыкалось девять копей, между ними проводили коня. Если конь спотыкался, то это считалось предзнаменованием неудачи.

Иметь коня означало иметь защиту, силу и счастье. Но постепенно наши четвероногие покровители стали исчезать из нашей жизни. Однако даже в современном рациональном мире человек оставил некоторые атрибуты этого священного животного, веря в их магические силы не меньше, чем в саму лошадь. Вспомните, те же подковы часто висят над дверьми людей, видевших лошадь разве что по телевизору. Может, не зря? Значит, помогает?


Надежда РИТЮНСКАЯ





Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=211