Свое седло себе дороже

Дата 2.11.2003 0:00:00 | Тема: Нехитрые советы

При покупке амуниции у конников возникает множество вопросов. Какое седло лучше, какие ногавки надежнее, какие бинты практичнее и т.д. Поэтому и возникла идея помочь читателям во всем этом разобраться. Теперь мы будем регулярно рассказывать о продукции...

При покупке амуниции у конников возникает множество вопросов. Какое седло лучше, какие ногавки надежнее, какие бинты практичнее и т.д. Поэтому и возникла идея помочь читателям во всем этом разобраться. Теперь мы будем регулярно рассказывать о продукции, которая наиболее часто попадает на российские прилавки.


С миру по уздечке…

Безусловно, глаза разбегаются от обилия импортной амуниции. В любом «конном» магазине представлена, как правило, продукция нескольких стран-производителей.

На шорном рынке лидируют Англия, Финляндия, Италия, Франция и Германия: эти страны работают на весь мир и выпускают спортивную и учебную амуницию для верховых лошадей, сбрую для рысаков и драйвинга. Основной критерий, определяющий стоимость шорной продукции, - это процент ручного труда, задействованного при ее изготовлении. Соответственно, чем больше этот процент, тем дороже изделие. Наибольший процент ручного труда используют французские и итальянские фирмы. Среди производителей с автоматизированным процессом изготовления амуниции лидируют немцы и англичане. Самой ходовой, распространенной считается финская амуниция. В соотношении цена – качество на первом месте Франция, далее – Италия. За ними – Англия, Германия, и наконец – Финляндия.

Большинство наших конников плохо разбирается в предназначении амуниции. При выборе, например, седла смотрят в основном лишь на крылья. Если крылья вперед, значит седло конкурное; если с бифутерами* (особенно если бифутеры еще и сзади крыла, чтобы нога «не гуляла»), то седло троеборное; если длинные и прямые, то выездковое. На самом деле важную роль играют не только крылья, но и степень набивки и подъем подушек, форма, глубина и размерность седла. Так же и с уздечками: они четко различаются в зависимости от применения – конкур, прогулки, троеборье, заездка, уздечки для привязи, для красоты и т.п. Еще при выборе амуниции следует учитывать характер лошади, степень ее выезженности, а также профессионализм всадника или наездника.

Каждая деталь конской амуниции несет функциональную нагрузку, ее существование оправдано предназначенной для нее функцией, а не красотой. Поэтому амуницию выбирать надо тщательно. Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать при выборе седла.

Седло – хорошо, а чемодан – лучше

Рано или поздно любое, даже очень качественное седло попадает в ремонт. Труднее всего ремонтировать немецкие и финские седла, так как кожа при их изготовлении не пришивается, а пристреливается специальными скобками. Чтобы отремонтировать такое седло, его нужно разобрать. А вот собрать обратно потом очень сложно, потому что в нерабочих местах такого седла (где нагрузка меньше и нет трения) используются «слабые» материалы: сильно растянутая кожа или перетянутая некондиционная, спилок. Спилок - это кожа со снятым верхним глянцевым слоем. Такая кожа с обеих сторон похожа на замшу, но это не замша. Она рыхлая, тяжелая, а так как силовые волокна остаются в снятом слое, спилок не тянется. Верхний слой идет на изготовление дорогих изделий (чемоданы, портмоне и т.п.), а из всего остального делают дешевую амуницию, которая у нас дешевой не является. Чтобы спилок был внешне похож на кожу, его проглаживают горячим прессом с различными добавками или пропитками. В каждой стране существует своя технология. В результате отличить в новом изделии «доведенный до ума» спилок от кожи практически невозможно.

Дорогие седла делают из настоящей кожи. К нам они попадают редко: в Россию обычно ввозятся изделия серийного производства, и что там внутри – угадать невозможно. При этом дороже не значит – лучше. Разница цен на одинаковые седла в разных магазинах объясняется тем, что зарубежные фирмы-производители продают некондиционный товар по сниженным ценам. То есть в одном магазине седло может быть действительно качественным и дорогим, а в другом - дешевым, так как оно из бракованной партии. Возможен и другой вариант. Допустим, два российских бизнесмена закупают в одной зарубежной фирме по очень низкой цене одинаковую некондиционную продукцию. Но один потом продает ее с небольшой накруткой и предупреждает покупателей о том, что данные седла прослужат год-два, поэтому они такие дешевые, а второй делает огромную накрутку и выдает эти седла за продукцию высшего качества.

В любом случае вся импортная амуниция требует индивидуального и тщательного ухода. В России привыкли, что конская амуниция живет дольше лошадей. Раньше дело обстояло действительно так – седла делались «на века» и стоили очень дорого. В наше время таким качеством обладает лишь продукция Франции – самая дорогая в мире, которой почти нет в России. Большая часть товара, поступающего в нашу страну, рассчитана на эксплуатацию от 1 года до 5 лет, не более. Но даже долгая «жизнь» седла еще не говорит о его качестве. Возможно, оно либо мало эксплуатировалось, либо имеет огрехи, которые не позволяют им пользоваться.

Кот в мешке, или Своя рубашка ближе к телу

Никогда не следует брать амуницию, сделанную в странах, где не развит конный спорт (Индия, Пакистан и т.п.). Изделия выглядят на уровне европейских, но абсолютно не функциональны (если это, конечно, не седло для обитателя тех мест – слона).

Очень осторожно надо относиться и к продукции, которая привозится не непосредственно из страны-изготовителя, а из стран-посредников (Польша, Голландия и проч.): лейблы, поставленные снаружи, где их можно увидеть, не разбирая седла, могут не соответствовать «родным» лейблам. То есть из Польши может прийти «немецкое» седло, изготовленное в Голландии каким-нибудь пастухом. Хотя это не всегда плохо. Бывает, что хорошо делают.

Обычно в Россию амуниция идет партиями. Желательно покупать седло не сразу, как пришел товар, а подождать пока кто-нибудь партию опробует. Бывает, что очень качественные внешне седла имеют, например, слабый ленчик – он может расколоться даже при падении седла на землю.

Седла отечественного производства делаются, как правило, из хорошего натурального материала, но качество исполнения, дизайн и функциональность остались на уровне «советского» прошлого. Хотя при мастерском исполнении и правильной эксплуатации они работают не хуже и однозначно дольше (от 10 до 15 лет). Например, для заездки молодняка нет ничего лучше нашей амуниции. Она выдерживает любые нагрузки, если сделана хорошим мастером из хорошего материала. Единственное неудобство в том, что наши седла, в отличие от импортных, нужно обминать. Зато импортное седло через пару месяцев может потерять форму, а наше как раз успеет нужную форму принять.

Прекрасную продукцию выпускает ближнее зарубежье (например, Беларусь). Но нестабильность политической обстановки и экономики не дает местным мастерам возможности работать. Кстати, мастера остались почти во всех республиках бывшего СССР, но они перешли от высокоорганизованного производства к кустарному.

Предательские гвозди

При выборе амуниции надо учитывать множество факторов. В первую очередь человек должен четко представлять, что он хочет получить от езды на лошади. Нужно знать свой вес, размер, высокая или низкая холка у лошади и не обманывать себя в степени умения ездить на лошади. И, конечно же, выбирать седло нужно с профессионалом.

Для профессионалов имеет особое значение вес седла, в зависимости от его предназначения. Отдельный разговор - скаковые седла. Их вес – от 1 кг до 300 г. Чтобы облегчить седло, для его изготовления (ленчика, приструг, крыльев, набивки подушек) выбираются более легкие искусственные материалы. Вывод: чем легче седло, тем больше в нем искусственных материалов. А чем больше искусственных материалов, тем меньше седло служит. К тому же под синтетикой тело лошади не дышит, и вкупе с плохой чисткой лошади это может привести к кожным заболеваниям.

Тканевые седла (пластик, кожзаменитель и ткань) – фактически разовые, служат недолго. У них, как правило, приструги из тесьмы, держащейся на гвоздях. Такие седла должны быть дешевыми, но у нас они довольно дороги. Кстати, если приструги, держащиеся на гвоздях или шурупах, отрываются, седло приходится полностью перебирать: воспользоваться старыми дырками для того, чтобы соединить тесьмой правые и левые приструги, уже нельзя. Это происходит примерно через полгода эксплуатации. А после такого ремонта слегка меняется геометрия седла и возникает сложность в подвешивании и регулировке путлищ.

При выборе седла нужно обращать внимание и на его глубину. В глубоком седле проблематично заниматься конкуром, в плоском – сложно держать глубокую посадку при занятиях выездкой. Форма задней луки имеет значение только с точки зрения моды. Если вместо набивки подушек используется обтянутая кожей специальная резина, то через 3-6 месяцев она оседает и перестает «работать». Правда, дорогие фирмы ставят резину, которая служит очень долго.

Если вы постоянно ездите на одной и той же лошади, следует выбирать седло с учетом ее экстерьера. В зависимости от того, высокая или низкая у лошади холка, нужно обращать внимание, насколько раздвинуты подушки под передней лукой. Если ваша лошадь перестроенная - зад выше переда, как у большинства конкурных лошадей или, наоборот, перед выше зада, что бывает крайне редко (аборигенные породы), то с помощью седла нужно создать для себя баланс. Для нормальной лошади подушки должны быть равномерно набиты и спереди и сзади. При перестроенности, в зависимости от того, насколько лошадь перестроена, желательно, чтобы передние подушки были набиты выше задних (или наоборот, если перестроенность обратная). При стандартном седле подобные нюансы достигаются формой потника.

Отдельно стоит коснуться ковбойских седел. Нужно помнить, что они предназначены для того, чтобы пасти стада и преодолевать большие расстояния. На них подолгу ездят шагом, рысью же – на короткие дистанции, стоя в стременах. В таких седлах и облегчаться на рыси надо по-другому. Не стоит брать ковбойские седла для прогулочной езды.

Вскрытие показало…

Как уже говорилось, импортное седло чаще всего сделано так, что с виду невозможно определить, что у него внутри. Но по некоторым признакам можно отличить седло, которое брать не следует ни в коем случае.

Передняя лука спортивного седла должна быть «мертвой» относительно боков. Если седло погнуть по длине, то в самом узком месте оно должно «дышать» не более чем на 5 мм. При этом верхнее покрытие кожи не должно создавать складок. Ленчик должен быть сбалансирован в месте приструг (центр тяжести в самом узком месте, на 3 см от замков шнеллеров** в сторону задней части седла). Если седло положить на стол, оно должно лежать ровно. Если седло балансирует даже при легком нажатии, значит либо поведен ленчик, либо по-разному набиты подушки.

У некоторых седел можно снизу увидеть, из чего и как сделан ленчик. Сейчас практически все импортные седла выпускаются с пластиковым ленчиком. Хороший пластиковый ленчик – гладкий и как бы «мыльный». Если же в нем прощупываются залитые чем-то волокна, такое седло лучше не брать. В некоторых седлах под малым крылом, за замками, можно посмотреть, как сделан крепеж внутренней затяжки. Гвозди должны быть вбиты не просто в кожу, а в кожаную беечку.

У нас почему-то считается, что если седло удобное, то под него не надо класть войлочный потник. Многие забывают, что потник не только оберегает спину лошади и добавляет мягкость для всадника, но еще и сохраняет геометрию седла. Вальтрап же – всего лишь защитная подстилка под потник, которую можно часто стирать или чистить. Езда без потника приводит к дисбалансу подушек (они смещаются в ту сторону, куда заваливается всадник), в результате может сломаться ленчик. Кстати, это также может произойти, если подушки вовремя не подбивать.

Надо помнить, что срок эксплуатации седла зависит от его периодического профилактического осмотра, своевременного ремонта и правильного ухода за кожей или тканью. А хорошая ухоженная амуниция – залог победы.

Успехов!


Огромная благодарность сотрудникам ООО "Клуб Добрый пони" (шорная мастерская ЦМИ) за помощь в подготовке материала.


Анна БУЗЫКИНА


*Бифутер - обтянутая кожей резиновая или деревянная вставка на краю внутреннего крыла. Служит для ограничения движения ноги по крылу.

**Шнеллер (от нем. schnell - быстро) - приспособление на седле для крепления путлища, которое обеспечивает его моментальное отделение, если нога упавшего всадника застрянет в стремени.





Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=203