При слове “коррида” у нас перед глазами возникает залитая солнцем арена, рукоплещущие трибуны, огромный бык лежит, поверженный у ног торжествующего красавца-тореадора, который, приветствуя публику, снимает шляпу... И перед восторженной толпой предстает...
При слове “коррида” у нас перед глазами возникает залитая солнцем арена, рукоплещущие трибуны, огромный бык лежит, поверженный у ног торжествующего красавца-тореадора, который, приветствуя публику, снимает шляпу... И перед восторженной толпой предстает... женщина! Женщина, всего несколько минут назад отважно сражавшаяся со свирепым чудовищем!
Вы скажете: “Так не бывает. Женщин-тореадоров не существует - это сугубо мужское дело”. И будете не правы. Потому, что такая женщина не только существует, но и является нашей соотечественницей. Возможно, кто-то из читателей уже слышал ее имя, и это неудивительно: слухи, а тем более о необыкновенных явлениях, разносятся быстро даже в таком большом городе, как Москва.
Нашу героиню зовут Лидия Артамонова. Правда, сама она предпочитает, чтобы ее называли Ликой. Лика - одна из немногих (очень немногих!) представительниц прекрасного пола, участвующих в качестве тореадора в конной корриде. Конная коррида - великолепнейшее представление, в котором человек способен продемонстрировать свое искусство верховой езды, силу, отвагу, хладнокровие и грациозность. Но за этим умением заворожить публику стоят долгие годы упорной и кропотливой работы, которая иной раз не под силу мужчине. Как же решилась на подобное женщина? Очевидно, в каждом человеке какими-то высшими силами, силами Судьбы, заложено его предназначение, и эти силы рано или поздно просыпаются в каждом из нас.
- Лика, что привело Вас в корриду?
- Я с раннего детства, как и большинство детей, тянулась к животным. Особенно привлекали мое внимание лошади: моя мама утверждает, что на них я стала обращать внимание еще находясь в “полусознательном” возрасте. Когда я стала постарше, то увлеклась цирковой дрессурой лошадей, решив для себя уже тогда, что хочу быть профессиональной наездницей. Позже, научившись ездить верхом, я стала играть в horse-ball, и до девятнадцати лет выступала за второй национальный французский дивизион. Как-то раз мы поехали с демонстрационным матчем на юг Франции, где я и познакомилась с корридой. Тут же решив, что это - мое и я хочу посвятить этому жизнь. Учиться искусству корриды я поехала в Португалию, где пробыла в общей сложности пять лет.
- Почему Вы выбрали именно Португалию?
- Потому что эта страна является родиной конной корриды, возраст которой насчитывает более шестисот лет, потому что там сохранились древние традиции конного боя.
- Как происходил процесс обучения?
- У меня был мастер, который когда-то выступал на арене. Он давал мне ежедневные уроки. В принципе, восемьдесят процентов всей работы - выездка. Плюс работа на тренажерах, тренировки на коровах, позже на молодых бычках, так как считается, что с ними риск меньше.
Когда я закончила учиться, то начала участвовать в непрофессиональной, любительской корриде в Португалии (быки для любителей обычно не старше трех лет - этот возраст позволяет вести несколько облегченную тактику боя). Позже я вернулась во Францию, чтобы выступать там, ибо весь юг Франции просто болен корридой (на севере она уже долгое время запрещена).
- Как восприняли вас публика и коллеги-мужчины? Их не шокировало появление на арене женщины?
- Вообще, женщины в корриде были уже начиная с восемнадцатого века. Собственно, мне самой захотелось заняться корридой потому, что, когда я впервые увидела это зрелище, на арене выступало несколько женщин.
- Есть ли у женщины в корриде какие-либо преимущества перед мужчинами?
- Женщине предоставляется право самой выбрать быка, помельче, поспокойней, но я не пользуюсь этим правом, а предпочитаю сражаться наравне с мужчинами, иначе пропадает самый главный аспект корриды - зрелищность. Что же касается взаимоотношений с коллегами, то мы все работаем в условиях жесточайшей конкуренции. Недаром же существует поговорка: “Коррида - это два боя, и самый главный из них идет за кулисами”. Борьба идет за место под солнцем: рейтинг, деньги, контракты, публика, успех - все это каждый раз надо отвоевывать заново, несмотря на то, что ты женщина, а они мужчины. В корриде тореадор, независимо от своего пола, просто делает карьеру.
- Наверное, для карьеры очень важны первые шаги. Вы помните свой первый выход на арену?
- Конечно. Хоть обычно и говорят, что свою первую корриду лучше поскорее забыть. Но как это ни парадоксально, мое первое выступление прошло очень хорошо.
- Вы не считаете корриду жестоким зрелищем? Вам не бывает жалко быка, которого вы должны убить?
- Во-первых, я ни в коем случае не считаю корриду жестокой, так как это своего рода охота, охота на быка. А занятие это очень древнее, прошедшее этапы от примитивной добычи пропитания в первобытнообщинном строе, до возведения в ранг искусства во времена абсолютной монархии.
Во-вторых, я предпочитаю португальский вариант корриды, то есть без убийства быка. Исторически сложилось так, что сейчас существует два вида корриды: испанский, где все действо заканчивается убийством животного, и португальский, где упор делается на зрелищность самого спектакля, а не на его исход.
- Угрожает ли всаднику, и особенно его лошади, реальная опасность?
- В корриде всегда присутствует определенная доля риска, но для лошадей, участвующих в ней, этот риск сводится к минимуму.
- Каким образом?
- В португальской корриде на рога быку надевают так называемые протекторы, которые должны предохранять лошадь от рваных ран. Но самая главная защита лошади - это ее выезженность. Лошадь готовится к корриде на протяжении нескольких лет. Ее обучают технике защиты и технике атаки, учат правильно и пластично двигаться...
- Любую ли лошадь можно обучить подобным приемам или есть исключения?
- Дело в том, что обычно, прежде чем приступить непосредственно к процессу обучения, лошадь тестируют: как правило, еще необъезженному животному показывают тренажер или макет быка и смотрят на его реакцию. Не каждая лошадь может сражаться с быком, таких коней очень мало, может быть, одна на сто голов. Если лошадь показывает явные признаки страха, то не стоит даже начинать обучать ее высокому искусству сражения на арене. Если же лошадь не боится, то ее пробуют на корове, так как первая реакция на тренажер может быть обманчивой. Если же и здесь все в порядке, начинается процесс обучения.
- Что должна уметь лошадь тореадора?
- Как я уже говорила, особое внимание уделяется выездке, причем выездке особой, той, которую практиковала французская кавалерия, в свою очередь позаимствовавшая ее у мавританской конницы, отличавшейся своей легкостью, быстротой и потрясающим умением наездников править лошадью во время боя: моментальный подъем в галоп, мгновенная остановка, смена ноги, пируэты - все это позволяло им очень быстро выигрывать сражения. Коррида - последнее военное применение лошади, следовательно, ей необходимы соответствующие навыки. В идеале лошадь и всадник на корриде должны составлять единое целое, только тогда будет полноценный спектакль. Ни в коем случае лошадь на арене не берет инициативу на себя - она должна только выполнять команды всадника, всецело ему доверяя. Говорят, что при умелом ведении боя конная коррида превращается в своеобразный балет лошади на роге быка. По-моему, это очень точное выражение: лошадь, используемая в боях, должна быть невероятно гибкой, пластичной и грациозной, как кошка.
Подготовка лошади обычно начинается где-то с четырех лет, но на битву со взрослым быком она выходит только примерно к десяти годам. Соответственно, карьера этих лошадей длится от десяти до двадцати лет, но есть уникумы, которые выходили на арену после 25 лет, причем, как правило, тореадор готовит лошадь к бою сам, не прибегая к помощи тренера. Лично я, например, не способна сесть на лошадь, которую готовил кто-то другой: между конем и всадником должен быть предварительно длительный контакт, не зря же считается, что человек и лошадь на корриде превращаются в кентавра.
- Кому отдают предпочтение тореадоры, кобылам или жеребцам?
- В девяноста процентах случаях на арену выходят жеребцы. Коррида для них - это своеобразное столкновение двух мужских начал - жеребца и быка. Следовательно, у жеребца существует врожденная потребность сражаться. Поэтому, кстати, у профессионалов считается неэтичной кастрация рабочих лошадей, ибо тогда из спектакля исчезает важный психологический аспект боя и коррида становится неполноценной. Жеребцы же всегда экспрессивны, у них очень богатая мимика, а если на арену выходит мерин, то он просто честно выполняет свою работу. Что же касается кобыл, то их предпочитают активно использовать в разведении, скрещивая со сражающимися жеребцами. Обычно потомство от такой пары считается наиболее перспективным, поэтому многие конные заводы успешно практикуют подобное разведение.
- Какие породы лошадей предпочитают использовать в корриде?
- Традиционно используются все иберийские лошади: лузитано, андалузские... В настоящее время, когда требования корриды ужесточились, стали подбирать быков больших размеров и более сильных физически. Когда они стали резвее и опаснее, стало, соответственно, появляться много скрещенных лошадей. Подливают в основном арабскую и четвертьмильную крови, что придает им гибкость и силу.
В принципе, требование к лошади то же, что и в кавалерии - равновесие. А чем лошадь выше, тем равновесие ее хуже. Иберийцы же благодаря своему невысокому росту обладают просто фантастическим равновесием (идеальный рост лошади для корриды - 155-163 см).
- Лика, а какие лошади нравятся лично Вам, ведь Вы привезли сюда из Франции одиннадцать лошадей, расскажите о них, пожалуйста.
- Да, совершенно верно, я вывезла из Франции одиннадцать сражающихся лошадей, и сейчас у одной из моих кобыл еще родился жеребенок. В основном, все мои лошади - чистокровные лузитано, но есть и французский рысак, есть и лузитано-арабская порода. Все эти лошади начинали вместе со мной, я сама их готовила к корриде. В моей команде четыре “звезды” - это очень редкое явление. У меня есть просто уникальный жеребец Фраш де Конта, которому сейчас десять лет, он великолепный артист! Его предки сражались с быками на арене четыреста лет назад, у него потрясающие гены, он выдерживает лобовую атаку быка до последнего момента, я преклоняюсь перед его умением вести бой. Эквивалента этому коню, равно как и другому, на сегодняшний день не существует: Иполито позволяет мне вонзать в быка бандерильи (лезвия) обеими руками, а управляю я им исключительно с помощью корпуса и шенкелей. До него существовала подобная лошадь сорок лет назад, и с тех пор ни один боевой конь подобное не повторил. Вся прелесть конной португальской корриды, собственно, и состоит в том, что лошадь выполняет сложнейшие элементы выездки под угрозой рога быка, как говорят сами португальцы, лошадь исполняет танец со смертью. В сущности, бык здесь - своеобразный критерий послушания лошади, показатель уровня ее дрессировки.
Мои лошади попадали ко мне в самое разное время, и у каждой из них интереснейшая судьба. Есть, например, у меня один конь, который попал ко мне, когда ему было уже девять лет. До того, как оказаться у меня, он несколько лет работал в самом обыкновенном прокате. Катал-катал, а потом вдруг стал “дурить”: свечил, бил задними ногами, кусался, не давал себя седлать...Мне почему-то казалось, что его предназначение - коррида. В настоящее время это прекрасный боевой конь. Другой жеребец, которому сейчас тринадцать лет, попал ко мне в шестилетнем возрасте из очень престижного места, где находился хороший конный завод и опытные тренеры готовили лошадей к корриде. Эти люди считают, правда, что в определенном возрасте лошадь должна уметь то-то и то-то. А он этого делать не хотел до восьми лет, не созрел, так сказать, морально. И был какой-то весь затюканный, задерганный, от всего шарахался...Но прошло немного времени, и он стал прекрасным бойцом. Просто это был тот случай, когда не надо спешить: в дрессировке важен психологический аспект, а не только техника, дрессировщик должен чувствовать животное, его особенности. Нельзя все сводить к стереотипам. Совсем не обязательно, что лошадь будет делать то, что в ее возрасте когда-то делали ее папа и мама. Она может вообще этого никогда не делать.
Очень важна дисциплина. Я всегда стараюсь выработать у лошади уважение к человеку, потому что одной только силой невозможно воздействовать на животное - эффекта сплоченности на арене уже не получится. Как я уже говорила, человек и лошадь на корриде должны составлять единое целое: малейший разлад может привести к тяжелым последствиям.
У меня как-то был жеребец - “косячник”. Он был очень агрессивным, практически никого к себе не подпускал. Первый раз, когда на него хотели надеть недоуздок, пришлось стрелять в него шприцами с успокоительным. Потихоньку он стал снижать агрессию, но объезжали его все равно под домоседаном. Месяца через два он стал покладистым, позже, после специального обучения, успешно выступал на корридах.
- Какими качествами должен обладать сам тореадор?
- Для тореадора, прежде всего, важна скорость реакции, то есть реакция должна быть моментальной. Важна скорость сокращения мышц в момент удара - удар должен быть очень четким и быстрым. Важна интуиция, предчувствие поведения быка. Идеальный тореро должен быка чувствовать. Мне в этом плане повезло: даже когда не хватало опыта, спасала интуиция. Ведь быки бывают самые разные, никогда нельзя предугадать его поведения сразу. Нет двух идентичных животных.
- Лика, я знаю, что Вы хотите организовать корриду в России. Как Вы думаете, примут ли ее наши соотечественники?
- Коррида - это великолепный спектакль, который стоит того, чтобы его увидели здесь. Ведь не сравнить телевизионное шоу с “живым” представлением - это все равно, что смотреть фокусы Копперфильда по видео. Люди быстро привыкают к хорошему, и я думаю, если дать показательный спектакль, то дальше все пойдет на “ура”. Я хочу сделать так, чтобы на следующий год сюда уже приезжали профессионалы со всего мира для участия в боях. Мало того, я хочу открыть здесь свою школу. Ведь в корриде используется старая школа выездки, которая насчитывает уже более шестисот лет.
- Лика, а какие лошади, известные на территории России, могли бы участвовать в корриде?
- Мне кажется, что больше всех к этому предрасположены кабардинская и ахалтекинская породы. По своему характеру они чем-то даже напоминают старые португальские линии, у них очень хорошая реакция, движения, пластика. Опять же, выносливость, которая позволяет дрессировщику создать хорошего “бойца”...
Вообще, я думаю, что коррида в России будет пользоваться успехом и здесь есть огромное количество талантливых людей, которые еще скажут свое слово в корриде. Я очень хочу организовать школу корриды и выездки, показать, что такое португальская коррида, чтоб и здесь люди имели возможность наслаждаться великолепным зрелищем настоящего сражения.
Что ж, господа, готовьтесь, недалек тот день и час, когда под торжественный марш выйдет на московскую арену женщина-воин и заставит ваше сердце замирать от ужаса и восторга, вонзая в грозное чудовище беспощадные жала острых лезвий. И аплодируйте ей, господа, аплодируйте, ибо эта отважная женщина заслуживает не только ваших аплодисментов, она заслуживает преклонения и моря цветов, возложенных к ногам ее коня.
(Фото Михаила Иванова
и из архива Лидии Артамоновой)
|