Першерон, несомненно, одна из лучших конских пород Франции. Эти мощные великаны получили признание во всем мире: их можно встретить практически на всех континентах, на самых разных широтах - от Австралии до Канады.
Першерон, несомненно, одна из лучших конских пород Франции. Эти мощные великаны получили признание во всем мире: их можно встретить практически на всех континентах, на самых разных широтах - от Австралии до Канады.
|
Жеребец Успех, производитель Ульяновского конного завода |
Першеронская порода лошадей выведена во Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, к югу от устья Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в средние века Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции.
О времени появления першеронской породы единого мнения нет. Одни исследователи считают першеронов потомками самых древних французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего происхождения, так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в том, что коневодам Перша постоянно приходилось учитывать требования времени, изменяя тип лошади.
Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, обладавшей большой силой и очень работоспособной. Масть ее обычно была гнедой, типичную для современных першеронов серую масть стали культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили подвижную лошадь для конницы. Позднее, в эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь, способный нести всадника в тяжелых доспехах, - он-то и стал прообразом першеронской породы. Но прошли века, рыцарская кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей.
В XVIII веке першероны были разнотипными. Для городов выращивали тяжелых лошадей, для армии - более легких верховых. Позднее крупные тяжеловозы стали пользоваться спросом на внешнем рынке, и большинство хозяйств Перша стремилось «утяжелить» своих лошадей. Но для внутреннего рынка по-прежнему разводили сухую и подвижную, не столь массивную лошадь. Российский «Журнал коннозаводства и охоты» в 1853 году описывает першеронов, разделяя их на больших и малых. Малые першероны - среднего роста и легки на ходу, они годны и под седло, и для быстрой упряжной езды; большие - выше, плотнее, массивнее, они более приспособлены для медленной возки тяжестей и полевых работ. Вот как характеризует эти типы один из тогдашних владельцев першеронских лошадей: «Под грубою формою першеронская лошадь представляет Геркулеса, двигающего огромные тяжести, а в формах более легких она, как легконогий Ахилл, влечет Ост-Индскую почту между Марселем и Булонью по 18 км в час. А засим не служит ли эта лошадь для першеронского жителя предметом гордости и выгоды, когда она, только что отлученная от матки, продается уже почти за ту цену, которую ремонтеры предлагают за лошадей взрослых!».
Долгое время першероны были лучшими лошадьми для почтовых дилижансов. Однако в 1838 году началось строительство первой французской железной дороги. Тогда першероны «переквалифицировались» на городские омнибусы.
Время омнибусов было золотым для першеронов. Спрос на этих лошадей был очень высок: ежегодно для парижских омнибусов закупалось до 4 тысяч першеронов! К тому же развитие земледелия и успехи сельского хозяйства поставили коннозаводство Франции на высокую ступень доходности. Лучшие кобылы и жеребцы были так же известны, как в наше время победители приза Триумфальной арки. Ежегодно множество прекрасных лошадей продавалось и на экспорт.
Арабские предки французского тяжеловоза
Сегодня трудно точно установить, какие именно породы участвовали в формировании першерона. Есть предположение, что в его жилах течет кровь датских и полукровных английских лошадей. Но что можно утверждать абсолютно точно, так это то, что першерон - самая «арабизированная» порода тяжеловозов. Доступ к восточным лошадям у нормандских коневодов появился еще в VIII веке, когда франкские рыцари Карла Мартелла разгромили при Пуатье мавров. В конце XI века восточных лошадей привез граф Робер де Ротру, участник первого крестового похода.
С 1760 года коневоды Перша получили возможность использовать арабских жеребцов из конного завода Ле Пен. Во время Великой французской революции першеронская порода была почти полностью уничтожена. Но потребность армии в лошадях возрастала, и уже в 1803 году появился декрет Наполеона, который предписывал восстановить породу и организовать испытания. Были вновь созданы конные заводы и депо жеребцов-производителей. Примерно в 1820 году в Перш были завезены арабские и турецкие жеребцы. Один из них, турецкий Галлиполи, оставил в породе яркий след, а его прямой потомок Жан ле Блан оказал огромное влияние на всю популяцию рабочих лошадей в районе Перша.
Хотя современный першерон - типичный тяжеловоз, арабская кровь заметно сказывается в нем. Сухость сложения, прекрасные движения на рыси, более легкая голова выгодно отличают першеронов от других пород этого типа. По-видимому, от арабских предков унаследована и нарядная серая масть.
Но все же одна восточная кровь вряд ли дала бы такие результаты без полноценного кормления, грамотного выращивания и высокой культуры коннозаводства. Немало способствовали формированию типа породы и регулярные выставки. Первая выставка першеронов была организована в 1826 году, на ней было показано более 70 племенных кобыл и выдано 30 призов. Особенностью коневодства Франции было наличие элеверов - хозяйств, специализировавшихся на доращивании и продаже молодняка. Жеребят на 5-м или 6-м месяце отнимали от матки и продавали на более крупные фермы, где их доращивали и в 1,5 года начинали приучать к работе. В 3 года першеронский жеребенок переходил в новые руки, в 4-5 лет продавался на ярмарке.
В 1883 году во Франции было создано Общество першеронских коневодов и выпущен первый том студбука першеронов, включавший 530 рожденных в Перше жеребцов и кобыл установленного происхождения и с ярко выраженными признаками породы. Теперь совершенствование породы велось в основном путем чистопородного разведения: с 1885 года в студбук записывают только тех лошадей, предки которых упомянуты в первом томе. Сегодня племенные книги першеронов ведутся представителями Министерства сельского хозяйства и синдикатами племенных хозяйств.
Все основные упряжные породы Франции в той или иной степени испытали влияние першерона. Особенно тесная генетическая связь объединяет першерона с булонской породой, которая по своему облику напоминает некрупного, сухого и породного першерона.
Наибольшего расцвета тяжеловозное коневодство достигло в период с 1880 по 1920 год, когда на лошадях выполнялись все основные сельскохозяйственные и транспортные работы. Механизация производства привела к резкому сокращению конского поголовья. Его минимум пришелся на 1960-70-е годы. Однако в дальнейшем, особенно в 80-е годы, численность тяжеловозов вновь стала возрастать и продолжает расти сегодня. Дело в том, что для тяжеловозных лошадей появились новые виды полезного использования. Помимо сельскохозяйственных и транспортных работ, тяжеловозы нашли применение в спорте, разнообразных шоу и индустрии отдыха. Очень важной областью использования тяжеловозов на Западе стало продуктивное коневодство, развитие которого поощряется и дотируется государством.
Сегодня першероны составляют довольно многочисленную популяцию и входят в число наиболее распространенных тяжелоупряжных пород Франции. Численность маток составляет около 4,5 тысяч голов, что более чем в четыре раза превышает количество племенных кобыл всех четырех тяжеловозных пород, разводимых в нашей стране.
«Французы» из Ульяновска
Основное предназначение першерона в нашей стране - улучшение рабочепользовательной лошади. Значительный массив «першеронизированных» лошадей имеется в Центрально-Черноземном районе, где першероны хорошо адаптировались к местным природно-климатическим условиям.
Чистопородным разведением першеронов занимается Октябрьский конный завод в Ульяновской области. Его питомцы имеют отличный тип, правильное сложение, достаточно крупный рост и хорошую работоспособность - они на 90% отнесены к классу «элита». Поддерживается стройная система мужских линий и маточных семейств. В настоящее время в заводе на основе вывезенных из Франции производителей формируются новые линии - Арпона и Успеха, привезенного в конный завод в утробе матери, кобылы Удинэ.
Першероны Октябрьского конного завода отличаются удивительной неприхотливостью и нетребовательностью к кормлению и содержанию. Кобылы круглогодично содержатся под открытым небом и загоняются в помещения лишь в очень сильное ненастье, и, даже если в зимне-весенний период не хватает кормов, лошади достаточно быстро восстанавливаются с началом пастбищного сезона.
Питомцы этого конного завода в последние годы пользуются спросом. Ульяновская госконюшня постоянно приобретает здесь лошадей - она на 70% укомплектована жеребцами першеронской породы. Частые гости и коневоды соседних Самарской и Нижегородской областей, а также Татарии.
Першеронов приобрела даже Владимирская госконюшня, где традиционно разводят владимирских тяжеловозов.
Казалось бы, першерон уже доказал свою необходимость в нашей стране. Однако сегодня внимания к этой породе явно недостаточно. ВНИИ коневодства прекратил работу с ней еще в 1960-х годах, и с тех пор разведение першеронов никто не координирует. Это не могло не сказаться на породе. Численность першеронов неуклонно снижается; в Октябрьском конезаводе количество маток колеблется, но давно уже не превышает ста голов...
::author::
Самый «международный» тяжеловоз |
Активный экспорт першеронов начался еще с середины ХIХ века. В появлении «индустриального» першерона главную роль сыграла Америка, которая не скупясь покупала все, что ей нравилось во Франции. Франция же выполняла ее требования, создавая тип тяжелой лошади.
В США першероны пользовались особой популярностью, даже Общество по разведению этих лошадей здесь было основано на девять лет раньше, чем во Франции. Первых першеронов привезли в США в 1815 году. К началу ХХ века здесь их было уже 37 тысяч, а в 1933 году першероны составляли 75% всех тяжеловозных лошадей. Работы для них хватало: в Канаде на восьмилошадных запряжках пахали до 6 гектаров в день. От местных кобыл и першеронских жеребцов получали прекрасных артиллерийских, транспортных и сельскохозяйственных лошадей. Сохраняется интерес к породе и сегодня. Парные запряжки першеронов можно встретить во всех парках Диснейленда.
Першеронов завозили также в Японию, Австралию, Канаду, Голландию, Бразилию, Чили, Уругвай, Аргентину и многие другие государства. В дальнейшем многие из этих стран создали собственное крупное першеронское коневодство. В первую мировую войну першероны успешно конкурировали с клейдесдалями, шайрами, суффольками. В 1918 году Общество по разведению французского тяжеловоза было организовано в Англии, несмотря на то, что в Англии есть собственные знаменитые тяжеловозные породы.
|
|
|
Першероны в России |
Как отмечал профессор Д.А.Кисловский, до ХIХ века в России утяжеленной лошади не было; впрочем, не было и спроса на нее. Позже, благодаря заинтересованности государства, начался систематический ввоз тяжеловозов, сначала датских, английских, а позднее бельгийских и першеронов. Из сотен завезенных в Россию першеронов выделялись яркие породные жеребцы Шатон и Гамен, которые использовались в Стрелецком, Лимаревском, Деркульском и Починковском конных заводах.
Першерон - это единственная тяжелоупряжная порода лошадей, которую стали разводить в России «в чистоте» и которая не послужила основой для создания отечественной породы тяжеловозов (как это произошло с брабансонами, арденами, клейдесдалями и шайрами). В 1891 году першероны были завезены в Хреновской конный завод, с которым связано полвека истории этой породы в России. Здесь шла работа с лучшими вывезенными из Франции жеребцами и кобылами, были заложены новые линии. Хреновской конный завод вывел свой тип лошади, отличавшийся от типа першеронов, разводимых в Западной Европе и Америке. Это были сухие, очень нарядные, энергичные лошади с глубокой грудью и хорошей линией верха, с отличными движениями на рыси.
Лошади першеронской породы неоднократно принимали участие в российских выставках. Так, в Санкт-Петербурге в 1879 году золотой похвальный лист был вручен за всю ставку лошадей першеронской породы.
В советское время работа с першеронами в Хреновском конезаводе была продолжена. Однако племенные ресурсы породы были чрезвычайно малы: к 1933 году в заводе находились 152 першерона, из них 81 матка и 3 жеребца-производителя. По данным профессора П.Н.Кулешова, одной из причин незначительного завоза першеронов в Россию были высокие цены на них. Хорошие першеронские жеребцы стоили в 5-6 раз дороже бельгийских или клейдесдальских того же класса.
В 1941 году весь племенной состав Хреновского конного завода был эвакуирован в Ульяновскую область, где на его основе был создан Октябрьский конный завод. Сегодня это единственный в России конезавод, где першеронов разводят в чистоте.
С першеронами шла активная работа и в Тамбовской ГЗК. В 1966 году здесь помимо жеребцов орловской, русской рысистой и советской тяжеловозной пород, стояло 26 першеронов. Разведением першеронов занимались и многочисленные племенные фермы в Тамбовской, Воронежской, Брянской областях.
В России созданы ценные отечественные линии Иксода, Апра, Бардадыма, Вюитри, но в настоящее время из них сохранилась только линия Иксода. Впрочем, появились новые линии: Солекса, Трубадура, Линона, Идеала. Но все же такая маленькая популяция не может существовать без регулярного импорта производителей. Последний раз племенные лошади были приобретены во Франции Ассоциацией Росплемконезавод в 1991 году - 3 жеребца и 4 жеребые кобылы, которые успешно ожеребились уже в Октябрьском конном заводе. Завезенные першероны несколько отличаются от сложившегося в наших условиях типа: они массивнее, некоторые даже грубоваты. В то же время при правильном подборе эти лошади способны не только освежить кровь отечественных першеронов, но и, сохранив их полезные качества, увеличить у потомства рост, массивность и костистость.
|
|
|
Экстерьер и рабочие качества |
Популярность и признание во многих странах мира першерон получил благодаря своим уникальным качествам. Это порода, в которой удалось добиться сочетания ценнейших особенностей как тяжеловозных, так и верховых лошадей. Першероны обладают унаследованными от арабских лошадей благородством, сухостью конституции, гармоничностью сложения, энергией и легкостью движений и одновременно массивностью и атлетической силой тяжеловоза. У них крупная, но изящная голова с широким лбом и прямым профилем, живые глаза, широкие ноздри, красивой формы шея с развитым гребнем и пышной гривой, хорошо развитая холка, косая лопатка, широкая и глубокая грудь, округлые ребра, короткие и прямые спина и поясница, длинный, прямой и немного раздвоенный круп, сухие мускулистые ноги с широкими сильными суставами, короткая и широкая пясть, крепкие копыта, щетки на ногах выражены несильно. Во Франции предпочитают серую масть, но встречаются и вороные першероны. Их начали разводить в основном для экспорта, особенно в Америку, которая покупала вороных першеронов как более практичных в уходе. Другие масти, кроме серой и вороной, в породе практически не встречаются. Рост першеронов варьируется от 158 до 175 см при живой массе около 700-900 кг. Они добронравны, с хорошим здоровьем и легко приспосабливаются к различным условиям.
Правильность сложения, прекрасный экстерьер и энергичный темперамент у першерона дополняются большой силой и выносливостью. В специальных испытаниях для тяжеловозов першероны показывают высокие результаты. Груз весом в 1-2 тонны они легко везут рысью на довольно большие расстояния. В конце прошлого века многие першероны, запряженные в омнибусы, ежедневно проходили до 65 км.
Першероны позднеспелы. Чтобы вырастить хороших жеребят, нужно полноценное кормление, пастбища, активный моцион жеребых кобыл. Кобылы плодовиты, выход жеребят из расчета на 100 маток составляет 75-85%. Продолжительность заводского использования першеронов - 22-25 лет. Скрещивание першеронов с другими, более легкими, породами дает хорошие результаты. Его используют для получения охотничьих и спортивных лошадей.
|
|
|
В 1998 году першероны появились в Санкт-Петербурге: четверка серых коней-великанов возит по Невскому проспекту огромную рекламную бочку пивоваренной компании «Балтика». А три приобретенные компанией кобылы еще и ежегодно жеребятся, так что теперь здесь есть французские тяжеловозы «местного розлива».
Неизменным успехом пользуются першероны в России и как цирковые артисты. Их импозантный внешний облик, нарядная масть и правильные, красивые движения завоевали любовь многих артистов цирка. Известная эквилибристка Яна Шаникова исполняет на белоснежном першероне Помпее номер с обручами. Помпею уже исполнился 21 год, но у него отличное здоровье и он успешно продолжает выступать на арене цирка. Ему в пару в 2000 году приобретен вороной Кумач. Мощный жеребец и хрупкая гибкая артистка на его спине производят удивительное впечатление.
|
|
|
До недавнего времени всем французским тяжеловозам купировали хвосты. Считалось, что длинный хвост может запутаться в упряжи, но, возможно, у этого обычая была и какая-то ритуальная подоплека. В любом случае главным оправданием здесь была давняя традиция, а лошадь лишалась естественного средства защиты от насекомых. Однако этой традицией всерьез занялись защитники животных, и в 1996 году на купирование хвостов был наложен запрет.
|
|
|
|