Помните Масленицу у Михалкова в «Сибирском цирюльнике»? Веселый праздник был у нас когда-то! Это вам не сегодняшние потуги бездарных массовиков-затейников, кричащих в мегафоны что-то про проводы зимы. Тогда организовывать никого не требовалось...
Помните Масленицу у Михалкова в «Сибирском цирюльнике»? Веселый праздник был у нас когда-то! Это вам не сегодняшние потуги бездарных массовиков-затейников, кричащих в мегафоны что-то про проводы зимы. Тогда организовывать никого не требовалось. Масленица была стихийным всенародным гулянием, со своими традициями и ритуалами. Последняя неделя перед Великим постом. Уже через несколько дней вся страна притихнет, затянет потуже пояски, прекратятся всяческие торжества, свадьбы, песни, хороводы. Даже театры и балаганы будут закрыты. Но перед этим народ выплеснет всю лишнюю энергию, всю дурь в Масленицу. Пусть эти обычаи многим тогда казались варварскими. Пусть и на самом деле имели место некоторые безобразия, но праздник был веселым и очень любимым. А какие были кулачные бои! Стенка на стенку, все кто хочет! От души под глаз завтрашнему постнику - хрясь! На-ка, брат, получи! А он тебе в ухо – бац! Извольте! И никакой обиды.
Жаль, что прошло все это. Нас воспитали. Сказали: кулачный бой – это дикость, это драка. Теперь кулачных боев нет. И праздников таких тоже.
А вот в Италии, например, никого не воспитывали, а наоборот, всячески старались сохранить старые традиции, и там подобный праздник не только сохранился, но и приобрел всемирную известность. Правда, кулаками там не дерутся, а культурно, по-европейски норовят залепить друг другу в цивилизованную физиономию наилучшим сицилийским апельсином.
Предисловие
Мы познакомились в Интернете. На форуме популярного сайта Horse.ru. Она - конница до мозга костей, член конного военно-исторического клуба «Улан» Алла Веселова, я – ваш покорный слуга. Нескольких слов, которыми мы обменялись в сети, было достаточно для того, чтобы понять – нужно встретиться.
Собравшись с духом, я приехал к уланам. В конноспортивном комплексе Тимирязевки ко мне подошла девушка с внешностью дюймовочки и сказала: «Привет, я Алла…».
Если бы на меня обрушился целый эскадрон настоящих улан, я бы, наверное, меньше опешил, ведь в моем представлении улан – это нечто страшное, с метровым палашом в мозолистой руке. А тут такая Алла… Справившись со своим изумлением, я последовал за ней в тренерскую. Тут я получил второй удар - тот самый эскадрон обрушился-таки на меня. Правда, это опять были не грозные усачи, а очаровательные девушки.
Дело в том, что они только-только вернулись из итальянского города Иврея, со знаменитого на весь мир карнавала, и были полны свежайшими впечатлениями. На меня тут же свалилась куча фотографий, буклетов, а в мою руку был вставлен стакан с чудным итальянским вином. Командир эскадрона Татьяна Демина произнесла короткий тост за Италию, а я же, совершенно сбитый с толку, растерянно крутил головой, стараясь запеленговать последнюю фразу.
Но не буду более утруждать читателя своими впечатлениями, а постараюсь рассказать все то, что услышал от них сам.
В Иврею клуб «Улан» пригласил сеньор Гамбоне. Он - очень влиятельное и известное лицо. Это наши конницы почувствовали по тому рвению, которое проявили встречавшие их служащие.
Итальянцы – очень эмоциональный, открытый и доброжелательный народ. Народ, обожающий свою родину и всячески ее восхваляющий перед всеми иностранцами. Да и нужно признаться, что обожать на самом деле есть что.
О вреде похоти и о женской верности
В Средние века случилась такая история. Некая дочь мельника по имени Виолетта была выдана замуж за одного юношу. Но у местного феодала имелось право первой ночи с любой невестой города Ивреи. Виолетта же была девушка честная и решительная. Недолго думая, она, по одним данным, отрубила тому голову, по другим – лишила этого похотливого сеньора жизни менее изощренным способом. Хотя, учитывая итальянский характер, первый вариант кажется наиболее вероятным. За этого деспота, естественно, вступились правоохранительные органы Ивреи. Они накинулись на бедную девушку, но были разогнаны солидарными с Виолеттой горожанами при помощи камней. С тех пор в этом славном городе повелась традиция перед постом устраивать карнавальное шествие с показательным избиением стражников. Правда, вместо камней стали использовать сначала овощи, а потом апельсины. А на роль Виолетты каждый год из числа горожанок выбирается первая красавица, которая становится королевой карнавала и называется Мунанией.
Иврейская Масленица
Со временем праздник приобрел множество очаровательных ритуалов и традиций и сейчас занимает почетное место в ряду самых известных карнавалов мира. Участие в нем - большая честь, поэтому организаторы и спонсоры не жалеют выдумки и средств. Между прочим, на севере Италии, где происходят эти события, апельсины не растут, и их приходится завозить из Сицилии в количестве 500(!) тонн.
Для битвы готовятся несколько команд со звучными названиями и несколько немыслимо украшенных повозок, запряженных парами или четвериками лошадей. В них размещаются «стражники» и значительный боекомплект апельсинов. Вдоль узких улиц, где только можно, тоже расставляют бесчисленные ящики с «патронами». Иврейцы наглухо закрывают витрины и окна и все как один выходят лупить представителей средневекового беззакония. В определенный час, после красочных церемоний, связанных с выбором Мунании, с разных сторон в город въезжают повозки со стражами, упакованными в защитные доспехи, и гулянье начинается…
На стражников накидываются разъяренные команды и обрушивают на них шквал апельсинов. Те в меру возможностей тоже отвечают, а горожане и туристы, в свою очередь, усердно помогают командам своими силами. В считанные минуты город погружается в липкую сладкую кашу. Фрукты лопаются с частотой барабанной дроби, а их сок и мякоть залепляют все вокруг – стены домов, обалдевших туристов и храпящих лошадей. Ноги утопают в оранжевой слякоти, что для российских ног, привыкших шлепать в слякоти другого цвета, выглядит несколько непривычно и кощунственно.
Самое главное - не ударить в апельсинувую грязь лицом
Лошадей самых разных пород на карнавале было огромное количество. Итальянцы к ним относятся нежно и трепетно и чрезвычайно ими дорожат. И не потому, что быть коневладельцем очень престижно и дорого, но, скорее, благодаря традицииям и древней культуре. Уважительное отношение к лошадям в Италии, видимо, сохранилось еще с языческих времен. Правда, древние римляне не создали пород, которые получили бы всемирную известность, но лучших коней они собирали по всем уголкам своей необъятной империи. Случались и перегибы: в начале нашей эры император Каллигула объявил своего коня богом, но прожил после этого недолго.
Во время апельсинового сражения считается моветоном попасть в лошадей, хотя порою случайно достается и им.
Вслед за побоищем, олицетворяя торжество народной справедливости, следовало костюмированное шествие, в составе которого на предоставленных итальянцами лошадях разъезжал по всей Иврее и наш клуб «Улан» в исторических мундирах.
Нужно сказать, что не все было гладко и еще при подготовке к карнавалу возникли некоторые трудности. Во-первых, знакомство с лошадьми было очень кратким и, с нашей точки зрения, несерьезным. Привезли в небольшой манежик, показали лошадей и дали прокатиться буквально несколько метров. На этом знакомство закончилось. Более того, выяснилось, что эти лошади впервые участвуют в подобном мероприятии, и как они себя там поведут, было неизвестно. Во-вторых, седла и уздечки были ковбойскими, то есть непривычными для нас, что тоже мало радовало. И, в-третьих, буквально перед выездом выяснилось, что лошадей только что подковали на шипы! Но несмотря ни на что, со своей задачей наши «уланы» справились и даже смогли произвести на итальянцев неизгладимое впечатление.
Как и следовало ожидать, лошади, оказавшись на узких улицах Ивреи, забитых не в меру возбужденными итальянцами, стали свечить, что было с их стороны очень непредусмотрительно, так как в апельсиновой жиже на булыжной мостовой это занятие могло очень плохо закончиться. Но итальянцы совершенно об этом не догадывались, усиленно кричали и рукоплескали в сантиметрах от эффектно встающих на дыбы коней с русскими красавицами.
Их беспечность поражала. Например, какая-нибудь мамаша могла спокойно подвести своего малыша к свечащей лошади и предложить ему подергать хвост, не говоря уже о том, что итальянские мужчины при виде наших всадниц совершенно забывали, где находятся. И все это происходило на улочках, ширина которых порой не превышала нескольких метров. Страшно подумать, что бы случилось, если бы кто-нибудь из них не удержал лошадь и завалился в толпу. И при этом нужно было еще постоянно улыбаться и одной рукой приветствовать зрителей! Вот такая работа.
Во время шествия наших барышень сопровождал пеший представитель владельца лошадей. Судя по всему, лошади его хорошо знали, так как иногда он молча подходил к наиболее разгорячившейся из них и просто делал страшное лицо, после чего лошадь, видимо что-то вспомнив, успокаивалась, но при этом на какое-то время совершенно переставала слушаться.
Из Италии с любовью...
Но все это было ничто по сравнению с восторгом публики. Гвалт приветствий и комплиментов, скандирование: «Руссия! Браво! Белиссимо!» сопровождали наших «уланов» на протяжении всего карнавала. А уж если лихой командир эскадрона Татьяна Демина отвечала толпе разбойничьим свистом двумя пальцами (когда она продемонстрировала мне, как это звучит, лошади в манеже присели), то публика просто взрывалась от восторга!
Несмотря на такой разгул народного веселья, власти города и организаторы карнавала прекрасно справлялись со своими обязанностями. Сразу же за апельсиновым мордобоем следовало несколько машин медицинской помощи, работавших в прифронтовом режиме. А в самом хвосте шествия дружно урчали уборочные машины, которые с бригадами дворников тут же отмывали город, приготовляя его к ночному действу. Ведь праздники длятся не один день и, естественно, не одну ночь.
По ночам же итальянцы с расквашенными носами, подбитыми глазами и счастливыми лицами продолжали впечатлять туристов своей неуемностью. В небо с грохотом взлетают сотни фейерверков, на всех площадях города выступали популярные эстрадные исполнители, мелькали самые немыслимые маски, костюмы, танцы на свежем воздухе продолжались до утра.
Но, к сожалению, все рано или поздно заканчивается. Настало время прощаться с гостеприимной Италией и с совершенно влюбленными в наших девушек итальянцами, которые так расположились и привыкли за это время к своим гостьям из далекой холодной Москвы, что еще раз проявили южный темперамент, бурно выразив свое горе при расставании.
P.S. К моменту верстки этого номера прошло уже несколько недель, а итальянцы все звонят и присылают сообщения на московские номера телефонов, выражая благодарность и надежду на скорую встречу. Ведь карнавал в Иврее происходит ежегодно.
Иван ТЫРДАНОВ
Фото предоставлены клубом «Улан»
Карнавал (средневек. лат., carnevale - мясо-прощай), в католических странах время от Крещения (6 января) до среды на первой неделе Великого поста, но обыкновенно К. назыв. лишь последние 7-10 дней пред чистой средой, сопровождающиеся в романских странах (особенно в Италии) и в Южной Германии народными празднествами, процессиями, маскарадами и пр. К., как и русская Масленица, остатки языч. празднеств, знаменующих переход от зимы к весне.
См. В. Миллер, «Русская Масленица и западно-европейский Карнавал» (1884).
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Карнавал (франц. carnaval, итал. carnevale, вероятно, от лат. carrus navalis - потешная колесница, корабль праздничных процессий) – вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми. Происходит главным образом под открытым небом. Истоки лежат в языческих обрядах, связанных со сменой времен года, в весенних с.-х. и ярмарочных праздниках. Название утвердилось в Италии в конце 13 в. С К. связан наиболее популярный народный итальянский театр 16 в. - комедия масок (комедия дель арте). В России К. носили своеобразную национальную форму празднования проводов зимы (Масленицы). В 18 в. К. особенно популярен был в Италии (Венеция, Рим), Германии, Франции (Ницца), ныне в Латинской Америке, Испании. В СССР К. устраиваются в дни молодежных, студенческих, физкультурных и др. празднеств.
Большая советская энциклопедия
|
Конный военно-исторический клуб при Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева «Улан» был создан в 1989 году сотрудниками кафедры коневодства и студентами зооинженерного факультета академии.
В клубе немало девушек, которые видят достойный пример для подражания в первой русской женщине-офицере Надежде Дуровой, служившей во время Отечественной войны 1812 года в эскадроне № 5 Литовского уланского полка под именем поручика Александрова. В состав клуба входит конная униформированная группа из 15 человек - «Эскадрон № 5 Литовского уланского полка с обмундированием, снаряжением и вооружением, изготовленными по музейным образцам 1812 года».
Дебют клуба состоялся 3 сентября 1989 года на поле Бородинской битвы во время праздника «День Бородино». В июне 1990 года эскадрон клуба отправился в свой первый поход. Он принял участие в праздновании 175-летия битвы при Ватерлоо, проехав вместе с лошадьми по дорогам Европы около 5 тыс. км.
Клуб участвовал во многих военно-исторических мероприятиях, как в России, так и за рубежом.
|
|