Почти сорок лет назад шутили: вражеское вторжение остановить не удастся — кони (1200 голов) заняты на съемках «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Благословения ЦК КПСС было достаточно, чтобы лошадей, привычных к выстрелам и пороху, собрали по всему Союзу...
Почти сорок лет назад шутили: вражеское вторжение остановить не удастся — кони (1200 голов) заняты на съемках «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Благословения ЦК КПСС было достаточно, чтобы лошадей, привычных к выстрелам и пороху, собрали по всему Союзу. Так, вместе с любовью к батальным сценам, в 1963 году появилась уникальная воинская часть. Ее история — сотни сражений: Аустерлиц и Ватерлоо, Сталинград и Будапешт. Участники битв — звезды экрана: Андрей Ростоцкий и Сергей Жигунов, Егор Кончаловский и Михаил Еременко…
Марш-бросок № 1
Подмосковье богато коровами, солдатами и консервными банками. Такой вывод мы сделали, пока безуспешно искали ворота с эмблемой — «бравым казаком, восседающим на рысаке».
Нашли. Сквозь решетку виден гладко выбритый газон. Редкая поросль одуванчиков. Их стригут. Зачем? Ответ лаконичен: чтоб не желтели. Территория и впрямь образцовая. Только табуна не хватает, тренировки отменены: лошади стоят после прививок. Закрылось даже кафе-чпок* — выходной день. А если кушать нечего — время для КПР** под руководством обаятельного старшего тренера Сергея Лапшина.
Итак, музей. Собрание раритетов. Предмет зависти коллекционеров: седло С.М.Буденного и вальтрап с лейблом «OXFORD» — сделано в Англии. Кубки современной кавалерист-девицы, конкуристки Ларисы Мялкиной. На стене, кроме ружей, сабель и черно-белых фотографий, длинный список фильмов. «Неуловимые мстители», «Белое солнце пустыни», «Бег», «Гардемарины, вперед!»… Около тысячи!
Сегодня жанр эпопеи переживает кризис. Равно как и кавполк, до недавнего времени находившийся в подчинении сразу двух министерств — культуры и обороны. Финансировать «непрофильный актив» отказались оба. Решили расформировать. В Генштабе не предполагали, что заурядное мероприятие вызовет столько протестов.
|
Командир полка Александр Герасименко |
Недавно в Алабине работали над армейской трагедией «Звезда». Его режиссер Николай Лебедев сказал: «Если Министерство обороны исполнит свое не до конца продуманное решение, это, уверен, станет одной из катастроф для нашего кино. Я не представляю, как бы я снял свой новый фильм «Звезда», если бы не профессионалы из кавполка. Они научили наших артистов ездить на лошадях, сами участвовали в съемках. Если полк расформируют, будет совершенно непонятно, где брать лошадей для батальных сцен, как вообще снимать экранизации, историческое кино... Конечно, можно сказать, что таких фильмов делается сегодня не так много, что полк зачастую «простаивает». Но если дерево стало засыхать, если оно не ухожено, его надо полить, а не срубить». Геннадий Селезнев тоже убежден, что «расформировать полк было бы преступлением». Из него можно сделать «центр обучения чиновников верховой езде», — съязвили журналисты и ошиблись. Благодаря вмешательству спикера Госдумы, конница пополнит ряды федеральной службы охраны. Ведь применима она, судя по видеоархиву музея, не только на параде, но и в бою.
Конечно, три эскадрона, которые по масштабу соответствуют трем обычным ротам, весьма условно можно назвать полком. Но объем задач, который в случае опасности выполняют летучие эскадроны, сопоставим с задачами полка особого назначения. Ибо никакая современная боевая машина не позволит скрытно атаковать в лесной или болотистой местности и внезапно поразить противника либо бесшумной шашкой, либо огнем автомата.
До сей поры в полк призывали ребят в основном с Дона, по рекомендациям казачьих атаманов. Но уже с мая этого года эскадроны комплектуются новобранцами из Центральной России, так как полк передали Московскому военному округу. Ребят набирают знакомых с конным делом не понаслышке.
Офицеры, которые, как правило, перевелись в полк из танковых и мотострелковых подразделений, считают, что с лошадьми работать приятнее, но сложнее. Тем более что каждая — со своим характером. Боевую машину надо обслуживать только после возвращения с полигона, боевого коня чистить и мыть необходимо три раза в день. Неважно, в конюшне он стоит или только вернулся с учений. Поэтому бывали случаи, когда солдат не выдерживал службы в полку и просил перевести.
И все же, несмотря на трудности службы, многие считают, что им повезло. Потому что можно сняться в кино, пусть даже и в массовке, и потому что, надев военную форму, они по-прежнему занимаются своим любимым делом. А главное, не нужно искать подкову на счастье — она всегда с тобой.
Марш-бросок №2
Захваченный из кабинета Сергея Лапшина «Строевой устав кавалерийской службы 1953 года» не позволил остаться дома и на другой день. Раритет нужно вернуть. Начался день удачно — встречей с командиром. Александр Герасименко в родной полк был зачислен солдатом. Свои первые тренировки помнит до сих пор. Нередко приходилось спешиваться и бежать рядом с лошадью. Сейчас молодых так не погоняешь. Их берегут. Призывники зачастую и в седло-то карабкаются с трудом. Но проблемы здесь принято решать, а не копить.
|
|
Незабываемая встреча с С.М.Буденным |
|
Ежедневно четыре часа боевой подготовки, два из которых — конная. Есть спортивная группа и учебная. Мастера и дилетанты. Даже последние по итогам года, как правило, сдают на третий разряд. Главное требование — любить животных. Ведь настоящий кавалерист — тот, для кого конь — друг. В военном билете, кстати, указывается кличка скакуна, закрепленного за каждым. Служат-то вместе, только один — два года, а другой — все восемнадцать…
|
Кадр из фильма «Первая Конная» |
Есть и пенсионеры с большим жизненным опытом. Например, Кедр — любимец Михалкова. Повалявшись на траве, из пожилой кинозвезды стал зеленым юнцом. В прямом и переносном смысле. Верный спутник режиссера на время его пребывания в полку. Честен и неподкупен. Хотя секрет популярности Никиты Сергеича у Кедра злопыхатели видят в привозимых им бананах.
На полковом довольствии числится 120 лошадей — столько их осталось после неоднократных сокращений. Насчитали около двенадцати пород. Преобладают буденновцы, орловские рысаки, дончаки и терцы. Единственная кобыла полка Фриволь, казалось бы, должна пользоваться необыкновенной популярностью. Но… жеребцы привыкли и дамой ее не считают. Заелись, видимо. Суточная порция — 6 кг овса и 7 кг сена. Содержание — на уровне. Лошадей холят и лелеют, а солдатам выставляют оценку за чистку по пятибалльной системе.
|
Кадр из фильма «Эскадрон гусар летучих» |
Еще и военно-исторический клуб организовали, поисковый отряд, детей из двух московских школ верховой езде обучают. Неполадка, пожалуй, одна. Когда конь попадает в полк, ему дают новое имя. Первая буква должна соответствовать году прибытия новичка. Отсюда, например, Бантик — грозный орловский рысак, любитель кока-колы. А Вандала вся часть чуть ли не за хвост дергает. Буян — единственный, с кем попали в цель. На нем катают корреспондентов.
Меня на Буяна посадить не успели — потому воспоминания о полку самые приятные…
Юлия НОВОСЕЛОВА
Фото Михаила Иванова
* Кафе-чпок — чрезвычайная помощь оголодавшим кавалеристам.
** КПР — культурно-просветительная работа, или «культура прошла рядом».
Михаил Кончаловский:
«Служил я в блатном кавалерийском полку при «Мосфильме». Этот полк был создан для съемок фильма «Война и мир» и только назывался блатным, потому что служить в нем очень тяжело.
Первый год мне, рядовому Георгию Михалкову, именно так я зовусь по паспорту, пришлось и по плацу шагать часами, и навоз с утра до ночи черпать. Это самое классное армейское воспоминание.
Даже если на улице двадцать градусов мороза, тебе не холодно, потому что ноги в тепле, навоз-то горячий, в нем идет постоянная химическая реакция, да еще ты совершаешь эти автоматические движения лопатой: вверх-вниз. Где-то на двухсотом взмахе впадаешь в состояние психоделического транса: вокруг березы, солнце светит, за забором свобода — хорошо! И эта свобода когда-нибудь обязательно станет и твоей тоже».
Интернет-журнал «Записки журналистов»
Вадим Дедов, директор студии «Киновид» (Краснодар):
«В нашем полку, единственном в стране, разрешалось солдатам носить усы. А Игорю Скляру, который служил вместе со мной, разрешалось носить длинные волосы.
У нас были самые красивые погоны — на них изображена подкова с шашками, обязательным было умение ездить верхом на лошади. Однако были и причуды. Например, когда сдавали нормы ГТО, то мало того, что бегали в полном обмундировании, да еще и с шашкой. Со стороны это выглядело, конечно, забавно, однако нам было не до смеха. Шашка довольно ощутимо била по «мягкому» месту во время бега и в течение солидного марш-броска награждала хорошим количеством синяков».
Еженедельник «Краснодарский вестник»
Андрей Ростоцкий:
«КМСа по конному троеборью я получил только потому, что служил в кавалерийском полку. Во время службы здесь я снимался в фильме «Эскадрон гусар летучих» — не по договору, а по приказу.
Боевого коня легендарного партизана Дениса Давыдова зритель должен был отличать от прочих лошадей, но при этом этот конь ни при каких условиях не мог участвовать в трюковых съемках. Стоило ему получить небольшую травму — съемки можно было прекращать. Стали подбирать дублера. Но вот незадача: у первой лошади на лбу была явная белая проточина. На выручку опять пришли гримеры и вытравили на лбу второго коня похожую полоску.
Был в полку конь - Эдик. Вяло заходил на съемочную площадку, словно ничего его не беспокоит и торопиться ему некуда. Но стоило режиссеру прокричать заветные слова: «Приготовились! Мотор! Начали!», как Эдик буквально превращался в боевого коня Семена Михайловича Буденного. Ноздри на уши, глаза горят: «Ура! В атаку!»
Звучит команда: «Стоп! Снято...». Он, не обращая внимания на команды, делает ушки самолетиком и спокойным шагом возвращается на исходную. И как его ни заставляй, ни проси и ни убеждай, в галоп он сорвется только по команде режиссера».
«Московский комсомолец»
Михаил Еременко:
«По-моему, единственное, что не известно обо мне широкой публике, это что я служил в кавалерийском полку. Есть такой при «Мосфильме».
Лошади не успели меня достать, как многих солдат в этом полку. Были люди, которые любили лошадей и ухаживали за ними.
А были люди, которые их ненавидели: ведь надо было их три раза в день чистить, мыть, убирать за ними. Ну, я же не животновод, в конце концов! И все-таки к ним я относился лояльно. Они не успели мне надоесть, поскольку за год своей службы я согласился сниматься во всех тех картинах, в которых отказывался участвовать до армии. Переоценка ценностей произошла».
«Огонек»
|
|
|
|