То, что прогресс не стоит на месте, – понятная всем истина. И что на деревянном колесе ездить можно, но лучше все-таки на пневматике. Но почему-то прогресс упорно обходит стороной нашу ковальскую отрасль.
То, что прогресс не стоит на месте, – вроде как понятная всем прописная истина. И что на деревянном колесе ездить можно, но лучше все-таки на пневматике... Почему «Мерседес» лучше «Лады Калины», знает и не спорит даже самый заядлый великорусский шовинист. Но вот почему прогресс упорно обходит стороной нашу ковальскую отрасль, мне не до конца понятно.
Речь, конечно, не идет о единицах, самоучках-любителях, которые из соображений безопасности расчищают своих лошадей самостоятельно, – я о тех, для кого ковка – это бизнес. Скажу честно, я не показывала «чудо-подковы», о которых дальше пойдет речь, всем российским ковалям, а давала пощупать их лишь нескольким – у кого-то было явное удивление-изумление новинкой, а у кого-то равнодушное (или показное?) безразличие. На мой вопрос, а точнее просьбу поставить моей лошади именно эти подковы говорилось «зачем тебе это» или «не ставил, не умею и не буду их ставить». Промолчу про то, что мне приходилось вести разъяснительные дискуссии, в чем преимущества этих подков и почему именно их желательно бы поставить моей лошади.
А теперь собственно о самих «виновниках» всей этой истории. Пообщавшись в Германии с Бурхардом Рау на тему, какие бы он рекомендовал поставить подковы в моем случае. Бурхард сказал, что если лошадь не может ходить без защиты, то он сначала выбирает башмаки, потом пластик/каучук, а потом уже стальные подковы, причем кует исключительно методом горячей ковки. Башмаки, к сожалению, в моем случае не подходят (моему коню больно ходить босиком даже в леваде: либо тонкая, чувствительная подошва, либо подотрахлеит). Поэтому Бурхард порекомендовал пластиковые подковы и назвал мне конкретную фирму. Подковы эти подбираются не по стандартному размеру, а имеют свою нумерацию в сантиметрах – для этого измеряется сантиметром длина и ширина подошвы. Далее уже на месте коваль должен (если это требуется) слегка откусить выступающее места. Вся «сложность» установки этих подков заключается в том, что не видна белая линия, в которую надо попадать гвоздями (обычно опытные ковали прекрасно ее чувствуют так как белая линия мягче)! Можно также дополнительно ярким маркером провести по белой линии, и тогда прозрачность подковы элементарно не даст промахнуться гвоздем. Бурхард нам установил эти две подковы буквально за 30 минут, но чтобы это сделать, мне пришлось ждать полгода, пока он случайно не оказался в России.
Очевидные плюсы этих подков:
– амортизация и легкий вес – в пользу суставов;
– гвозди тоньше обычных, меньше разрушают копытный рог;
– копытный механизм работает в горизонтальной плоскости;
– как правило, подковы «ходят» две ковки;
– великолепно ведут себя на мокром или снежном грунте;
– не налипает снег, не нужны дополнительные фильцы.
Вот на последнем пункте мне хотелось бы остановиться немного подробнее, собственно, ради этого я и решила поделиться своим опытом. Намучившись за целый год с обычными подковами, на которых даже летом после дождя просто невозможно выехать на траву без шипов – разъезжаются все ноги (те, кто ездит в полях на плашках, знают это). Ожидая от пластика не сильно лучшего сцепления, я была крайне удивлена, когда смотрела на движения коня по мокрому осеннему грунту и не заметила не малейших признаков неустойчивости. Дальше – больше: выпал первый снег. Результат – буквально потрясающий: конь ведет себя точно так же (если не лучше), как на своих «босых» подошвах! Абсолютно никакого скольжения. Потом выпадал и не мокрый снег, и результат был одним и тем же – скольжения почти нет! Более того, за счет их формы снег на них не налипает вообще – так что не нужны никакие фильцы! Те, кто знает, как неудобны фильцы в уходе, оценят это. Конечно, если ваша лошадь бегает по льду или сильно укатанному снегу, то вам все равно кроме шипов ничего не поможет, но для всех остальных случаев это оптимальный вариант. Кстати, у этой же фирмы есть другие виды для вкручивания шипов, но я их не пробовала, так как не было необходимости.
Еще из личной практики. У меня эти подковы стоят уже полтора месяца, причем на четырех гвоздях каждая, держатся великолепно, и конь ими очень доволен (на фото им две недели).
В Германии подобные подковы чаще всего предпочитают ставить выездковым лошадям.
Какова цена вопроса? В Германии они стоят порядка 12 евро за штуку.
В каких случаях эти подковы не подходят или не очень удобны:
– если ваша лошадь тяжеловоз и выполняет тяжелые физические работы (обычно они не годятся если копыта очень широкие с очень низкой подошвой, как часто бывает у тяжеловозов – копыто может стать еще шире);
– если есть глубокие трещины, так как роговая капсула может свободно двигаться в этих подковах во все стороны, а трещины надо, наоборот, стабилизировать, пока отрастет рог;
– если надо по каким-то причинам менять распределение нагрузки в копыте;
– конкурным лошадям, прыгающим на траве;
– некоторым лошадям они просто «не нравятся».
|